Рабочая программа по русскому языку 6 класс пояснительная записка icon

Рабочая программа по русскому языку 6 класс пояснительная записка

НазваниеРабочая программа по русскому языку 6 класс пояснительная записка
Дата конвертации17.11.2012
Размер108.88 Kb.
ТипРабочая программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №4

города Канска.


ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

педагогическим советом Директор МБОУ гимназии №4 г. Канска

Протокол № 1

от «29» августа 2011 г. ____________Шумачкова О.А.

Приказ № 118-О

«01» сентября 2011г.


Рабочая программа

предмета «Русский язык»

для 6 класса

на 2011-2012 учебный год


Разработала Менщикова Т..А.,

учитель русского языка

и литературы


2011г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

6 КЛАСС

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (Авторы программы: В.В.Бабайцева,А.П.Еремеева и др.)// Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы/ Сост. Л.М.Рыбченкова. -М: Дрофа,2006. - с 63-110, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта в соответствии с целями и задачами гимназии.

Рабочая программа рассчитана на 210 учебных часа, из них на развитие речи - 43 часа.

Сопоставление примерной программы с авторской выявило, что в авторской программе непол­но представлены следующие разделы:



Раздел науки о языке

Дидактические единицы, которые необходимо ввести в авторскую программу.

Морфология Речевое общение Культура речи

Глаголы переходные и непереходные. Вопрос о числительных в системе частей речи.

Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе час­тей речи. Вопрос о местоимении в системе частей речи.

Разновидности речевого общения.

Сферы речевого общения.

Ситуация речевого общения и её основные компоненты.

Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.

Условия речевого общения.

Выбор и организация языковых средств в соответствии со

сферой, ситуа­цией и условиями речевого общения.



Государственный образовательный стандарт общего образования определяет помимо общей концепции образования цели и содержание обучения по предметным областям. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по русскому языку включает перечисление тем, обязательных к включению в любую авторскую программу по рус­скому языку, обеспечивающих формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций. В процессе обучения русскому языку учащиеся, должны усвоить учебный материал на теоре­тическом уровне, который будет являться основой формирования системы практических умений и навыков, умений анализировать и оценивать языковые явления и факты, овладевать основными нормами литературного языка, основами культуры речи, использовать приобретенные знания и уме­ния в практической деятельности и повседневной жизни.

Существует два пути, соотносящих знания, умения и навыки: репродуктивный (дедуктивный) -от знаний к умениям и навыкам (полученное от учителя или из учебника знание закрепляется выпол­нением упражнений), и продуктивный (индуктивный) - от умений к получению нового знания, что дос­тигается таким построением урока, когда:

  • ученик должен сделать самостоятельные выводы из анализа лингвистического материала, обобщить учебный материал в виде правила или таблицы;

  • ученик должен выполнять не только упражнения по образцу, но и упражнения поискового ха­рактера, когда необходимо перенести знание в новую ситуацию и самостоятельно получить новую информацию.

Выбор репродуктивного или продуктивного пути связан с общими принципами составления учебника, характером изучаемого материала, возрастными особенностями учащихся; учитель в своей работе также учитывает особенности класса, в котором работает и свой собственный потенциал.

^ Основная цель обучения родному языку в общеобразователь­ном учебном заведении состоит в том, чтобы обеспечить языко­вое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятель­ностью на родном языке: сформировать умения и навыки грамот­ного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

В соответствии с целью обучения усиливается речевая на­правленность курса.

^ Главная задача, которая должна быть решена в процессе обучения русскому языку, состоит в том, чтобы освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, овладение его ос­новными нормами, формирование умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурса­ми органично сочетались с интенсивным развитием речемыслительных, интеллектуальных, творче­ских способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.

При планировании и организации учебного процесса учителю необходимо предусмотреть различные виды речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: воспринимать и понимать зву­чащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия об­щения (умение говорить, писать).

Центральной единицей обучения должен стать текст как речевое произведение..

Концепция модернизации российского образования и Госстандарт ориентируют учителя на деятельностный характер обучения: образование должно быть направлена в первую очередь, на

формирование общих умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуни­кативной, практической, творческой деятельности. Русский язык выполняет определяющую роль в формировании и совершенствовании общеучебных умений и навыков, в основе которых - речемыслительные способности.

В связи с этим содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач:

  1. закрепить и усилить интерес к родному языку и науке, его изучающей;

  2. расширить и систематизировать знания учащихся о языке и речи;

  3. развить лингвистические способности учащихся и их позна­вательную самостоятельность;

  4. обеспечить сформированность у учащихся языковых зна­ний, умений и навыков, необходимых для связанной с языком профессиональной деятельности и для получения дальнейшего гуманитарного образования.

^ Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен знать:

• определение основных изученных в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил;

уметь: речевая деятельность:

аудирование:

• воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную ин­формацию;

  • определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;

  • вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план;

чтение:

  • осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;

  • разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;

  • самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;

  • прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);

  • выразительно читать художественные и научно - учебные тексты;

говорение:

  • пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста - рассуждения;

  • подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;

  • сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;

  • строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему;

  • соблюдать последовательность и связность изложения;

письмо:

  • подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;

  • сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;

  • строить письменное высказывание на заданную тему;

  • соблюдать последовательность и связность изложения;

  • собирать материал к сочинению и систематизировать его;

  • составлять сложный план и на его основе создавать текст;

  • использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;

  • употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности тек­ста и связи предложений;

•исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова место­имением или синонимом, заменой синтаксической конструкции; текст:

  • определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части;

  • составлять простой и сложный план анализируемого текста;

  • определять вид связи предложений в тексте;

  • устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;

фонетика и орфоэпия:

  • проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;

  • использовать транскрипцию;

  • правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи;

  • пользоваться орфоэпическим словарем;

  • обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи;

морфемика и словообразование:

  • выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;

  • давать структурно - грамматическую характеристику словам по морфемной модели;

  • выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразо­вательного анализа слова;

  • различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаго­лов и наречий;

  • составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

  • давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов;

  • пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов;

лексикология и фразеология:

  • пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;

  • употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значе­нием, а также с условиями и задачами общения;

  • толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;

  • подбирать синонимы и антонимы;

  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой си­туации,

  • пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фра­зеологизмов,

эпитетов и др.);

  • анализировать примеры использования слов в переносном значении;

  • проводить лексический разбор слова;

морфология:

  • указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и

употреблять соответствующие грамматические формы;

  • уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

  • опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания;

орфография:

• обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;

  • объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написание морфем) и с этой

позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическим сло­варем;

  • владеть приемом поморфемного письма;

синтаксис и пунктуация:

  • составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по пред­ложенной схеме;

  • анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);

  • определять синтаксическую роль изученных частей речи.

  • правильно применять изученные пунктуационные правила;

  • устно объяснять пунктуацию предложений, использовать на письме специальные графиче­ские обозначения;

  • строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изучен­ные

пунктуационные правила.


Учебное и учебно-методическое обеспечение: для учителя:

  1. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 6 класс. Под редакци­ей С.Н.Пименевой.

- М.: Дрофа, 2005

  1. Никитина Е.И. Уроки развития речи: 6 класс. - М.: Дрофа 2004

  2. Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория»,

«Русский язык. Практика», «Русская речь». 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2005

  1. Колоколоцев Е.Н. Развитие речи: Русский язык и литература (Репродукции картин). 5-7 классы.

Учебно-наглядное пособие. - М.: Дрофа, 2004

  1. Войлова К.А. Русский язык. Орфография. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005

  2. Герасименко Н.А. Русский язык. Глагол. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005

  3. Скобликова Г.С. Обобщающая работа по орфографии. - М.: Дрофа, 2004

  4. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - М.: Дрофа, 2005

  5. Райский СИ. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. - М.: Дрофа, 2001

  6. Петровская ОС, Черников И.Н. Диктанты по русскому языку. 6 класс - М.: Дрофа , 2005

  7. Капинос В:И и др. Новые тесты. Русский язык. Фонетика. Грамматика. Текст. 5-7 классы. -М.: Дрофа, 2004

  8. Иссерс О.С, Кузьмина Н.А. Новые тесты. Русский язык. Все разделы школьного курса. 5-7 классы -

М.: Дрофа, 2005

  1. Францман Е.К. Изложения с элементами сочинения. 5-9 классы - М.: Просвещение, 1998

для учащихся:

  1. Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник. - М.: Дрофа, 2005

  2. Русский язык. Практика: 6 класс. Учебник/Под редакцией Г.К Лидман- Орловой. - М.: Дрофа, 2005

  3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи: 6 класс. - М.: Дрофа, 2005

  4. Пименова С.Н и др. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку: 6 класс - М.:

Дрофа, 2006

  1. Дейкина А.Д, Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 6 класс. - М.: Дрофа, 2005

  2. Грехнева Г.М. Русский язык. Учимся анализировать текст. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2006

  3. Львова СИ. За страницами школьного учебника русского языка. 6 класс. - М.: Дрофа, 2005

  4. Львова СИ. Русский язык в кроссвордах. - М.: Дрофа, 2005

  5. Граник Г.Г и др. Секреты орфографии. Книга для учащихся/Г.Г Граник, СМ Бондаренко. - М.: Просвещение, 1994

  6. Львова СИ. Практикум по русскому языку: 6 класс. Пособие для учащихся./ СИ Львова. - М.: Просвещение, 2006

Формы контроля (текущего и итогового): диктанты (словарный, объяснительный, предупреди­тельный,

«Проверяю себя», графический, творческий, с дополнительными заданиями), тест, ком­плексный анализ текста,

сочинение по плану, по опорным словам и др.; устное сообщение на лин­гвистическую тему.



Похожие:

Рабочая программа по русскому языку 6 класс пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку Пояснительная записка
Охватывает два ключевых направления
Рабочая программа по русскому языку 6 класс пояснительная записка iconДокументи
1. /Рабочая программа 1 класс/Календарно - тематическое планирование по окр. миру ФГОС.doc
Рабочая программа по русскому языку 6 класс пояснительная записка iconРабочая программа по «Русскому языку» 4 класс, начальная школа на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по русскому языку Н. А. Чураковой, М. Л. Каленчук Проект «Перспективная...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс пояснительная записка iconПрограмма занятий по русскому языку. Пояснительная записка
Успешное изучение русского языка невозможно без глубокого интереса к нему. Олимпиады и конкурсы по русскому языку призваны усилить...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс пояснительная записка iconЗамашкина Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы I квалификационная категория Кытманово 2013 г пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов
Рабочая программа по русскому языку 6 класс пояснительная записка iconЗамашкина Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы I квалификационная категория Кытманово 2013 г пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов
Рабочая программа по русскому языку 6 класс пояснительная записка iconЗамашкина Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы I квалификационная категория Кытманово 2013 г пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов
Рабочая программа по русскому языку 6 класс пояснительная записка iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа начального общего образования по русскому языку моу сош №221 для 3 класса составлена на основе программы начального...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс пояснительная записка iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа начального общего образования по русскому языку моу сош №221 для 2 класса составлена на основе программы начального...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку для 11 класса среднего (полного) общего образования на 2013-2014 учебный год
Данная программа отражает обязательное для усвоения в средней школе содержание обучения русскому языку. Рабочая программа составлена...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы