Устный журнал, посвящённый юбилею В. М. Шукшина «Не просто говорить о Шукшине…» icon

Устный журнал, посвящённый юбилею В. М. Шукшина «Не просто говорить о Шукшине…»

НазваниеУстный журнал, посвящённый юбилею В. М. Шукшина «Не просто говорить о Шукшине…»
Дата конвертации09.10.2012
Размер201 Kb.
ТипУстный журнал

- -

Устный журнал, посвящённый юбилею В.М. Шукшина

«Не просто говорить о Шукшине…»


1. 1 ведущий:

Алтай – любимый край, родной до боли,

Тот край, где мы родились и росли.

2.Тот край, где волком воют ветры в поле

Пригнув к земле седые ковыли.


3.Мой край, где жили прадеды и деды

Росли, мужали, набирались сил.

4.Алтай – ты видел славные победы

В бою, в труде всегда ты первым был.


5. Родной Алтай – очей очарованье,

Здесь ширь полей и высь могучих гор.

6. И ветерка несмелое дыханье,

Плеск рек и голубая гладь озер.


7.Алтай, даёшь нам мощь свою и силу,

И поражаешь красотой своей,

8. Родной Алтай - жемчужина России-

9. Встречает свой Шукшинский юбилей.


2 ведущий:

Алтай. Милая Родина. Маленький уголок Великой России. Сказочно красив он своей неповторимой природой, баснословно богат своими недрами, знаменит на весь белый свет своими людьми. Сколько славных сынов и дочерей взрастил Алтай! Герои войны и труда, учёные, поэты, писатели, музыканты, режиссёры, артисты, космонавты – да разве всех перечислишь? 25 июля 1929 исполняется 80 лет со дня рождения нашего знаменитого земляка – Василия Макаровича Шукшина, и в честь славного юбилея 2009 год на Алтае объявлен годом Шукшина. Чем же знаменит Шукшин? Какой след оставил он в сердцах и душах сотен тысяч поклонников? Об этом и хотим мы сегодня рассказать вам, всем присутствующим в этом зале. Итак, мы начинаем!


1 ведущий: Василий Макарович Шукшин вспыхнул на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой звездой, прямо-таки сказочной россыпью дарований. Писатель, романист и драматург, режиссер больших народных полотен, удивительный, неповторимый артист, умеющий в самой обыденной интонации сказать такую необходимую правду о простом человеке, что миллионы сердец замирали в едином порыве. Василию Шукшину было дано такое счастье.


^ 10. 2 ведущий:

Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалась светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя
Стародавнее это село.
Здесь мальчишка торил дорожку,
Пьяный ветер вдыхал с лугов,
В огороде тяпал картошку,
На Катуни тягал чебаков…
Край сибирский. Пейзаж неброский.
Бьет о берег Катуни волна.
Знает каждый в России, что Сростки –
Это родина Шукшина.

1 ведущий: Родился Василий Макарович в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Село Сростки - одно из старейших сел Алтайского края, которому в 2004 году исполнилось 200 лет. Официальная дата образования села 1804 год, хотя раскопки, произведенные на горе Пикет, доказывают, что здесь издавна жили люди. Сросткинская палеолитическая стоянка относится к эпохе древнекаменного века, которая датируется периодом от 40 - 35 до 15 - 10 тыс. лет до н.э.

В 1804 году сюда переселились 14 семей из села Большое Угренево и одна семья из села Шубенка; в 1807 году - две семьи из Усятского и в 1808 году еще две семьи из Шубенки. (Эти села существуют и поныне). В "Ревизской скаске" 1811 года сентября 3 дня Томской губернии Бийской волости вновь заведенной деревни Сросток о приписке к Колывано - Воскресенским заводам мужеска пола крестьян указано, что на день переписи в Сросках проживало девятнадцать семей общей численностью 81 человек "мужеска пола", женщины переписью не учитывались.

^ 11. 2 ведущий: Образование села связано с освоением русскими людьми алтайских земель вверх по Катуни. Огромная территория Колывано - Воскресенского горного округа требовала изучения и освоения ее богатств. Первое упоминание села Сростки найдено в документах середины XVIII столетия. Предполагается, что в те времена здесь было что-то вроде заимки, где велись рыбные и звериные промыслы. Свидетельство тому рапорт полковника де Гаррига от 26 сентября 1753 года, в котором говорилось:

"1 сентября крестьянин Бийской крепости Иван Казанцев объявил мне данный ему от Кузнецкой воеводской канцелярии указ об отдаче ему на откуп: рыбных промыслов вверх по Катуни реке с нижнего устья Шульгинской протоки до Сростков".

12. В те далекие времена, вновь возникающие населенные пункты чаще всего называли в честь первопоселенцев, их прозвищами или по каким-то внешним природным признакам. По названию села существует до сих пор несколько версий.

Существует версия, что в Сростках жил беглый каторжанин Сростин, на Бикете (местное название горы Пикет) вырыл себе землянку, здесь и умер, похоронен на первом сельском кладбище.

Еще по одной версии якобы гора Бикет была сросша с Монаховой горой, что за Катунью, потом река их разделила.

Следующая версия основана на том, что река Катунь в районе села Сростки вверх и вниз по течению распадается на множество рукавов и протоков и только в месте образования села, напротив Баклани, "срастается " в единое русло. Еще до образования села место это имело название Сростки.

^ 13. 1 ведущий: Сам Шукшин так рассказывал о себе: Фамилия наша происходит от слова "шукша", что значит "волокна, остающиеся от трепания и чесания льна". Родители – крестьяне были уроженцами той же местности и по социальному положению считались крестьянами-единоличниками, или середняками. Когда в 1930 году началась сплошная коллективизация, их заставили вступить в колхоз. Глава семьи - Макар Леонтьевич Шукшин - стал работать механизатором на молотилках, в деревне пользовался заслуженным уважением. Однако в дальнейшем это не спасло его от репрессий. В 1933 году отец арестован органами ОГПУ. Дальнейшую его судьбу не знаю. В 1956 году он посмертно полностью реабилитирован. Мне было три года, когда отец, Макар, был арестован и уничтожен как кулак, враг народа. 14. И осталась мать со мной и малюткой-дочкой Наташей одна, и пришлось мне с шести лет работать в колхозе. А в 1942 году (военное лихое время) пришла в семью новая беда: корова Райка забрела на чужой двор, пристроилась к стогу сена и кто-то проколол ей брюхо вилами. Погибла корова, кормилица семьи, пришла в дом нищета. На некоторое время семья переехала в город.

2 ведущий: Но жизнь в городе мальчишке, любившем бескрайнюю ширь полей, небесную голубизну и шелест листьев на ветру совсем не понравилась. Семья возвращается в деревню. Пятнадцатилетним подростком Василий приезжает в Бийск, там сперва пытается учиться на бухгалтера, потом - в автомобильном техникуме. Но не было у подростка желания и способностей ни заниматься автоделом, ни бухгалтерией. Зато он очень много читал с детства, и втайне писал стихи, а к концу войны (ему было тогда 16 лет) писал небольшие юмористические рассказы, анекдоты из деревенской жизни. В печать их не принимали.

^ 15. 1 ведущий: В 1943 году окончил сельскую семилетку… Работал в колхозе, потом, в 1946 году ушел из деревни. Работал в Калуге, во Владимире, на стройках Подмосковья. Работал попеременно разнорабочим, слесарем-такелажником, учеником маляра, грузчиком… В 1949 году был призван служить во флот… служил на Черном море, в Севастополе. Воинское звание – старший матрос: специальность – радист. После демобилизации приехал домой. 16. Во все времена, везде много читал. Решил, что сможет, пожалуй, сдать экстерном экзамены на аттестат зрелости. Сдал… Считал это своим маленьким подвигом – аттестат. После этого работал учителем вечерней школы рабочей молодежи…

2 ведущий: Шукшин вспоминал: “Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное и интересно. (Я преподавал русский язык и литературу.) Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье”.

17.1 ведущий: А затем, получив материнское благословение и деньги, вырученные за продажу телки, Василий отправляется в Москву - учиться дальше. Прием в Литературный институт, куда он хотел поступать, был уже закончен, к тому же не было опубликованных произведений. И он подает документы во ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии), где и учится потом в классе известного кинорежиссера Михаила Ромма. Работа над заданиями в институте, необходимость ставить живые жанровые сценки, этюды, послужила толчком, который помог стать Василию Шукшину писателем - мастером ярких, коротких, интересных рассказов. Писал Шукшин о том, что хорошо знал, что пережил сам. Рассказы его, собранные вместе, соединяются в умный, правдивый, порою смешной, но чаще глубоко драматичный, грустный рассказ о русском мужике. Его герои - шоферы, сторожа, колхозники, паромщики, шорники. Страна узнала себя в его героях и полюбила. А сам Шукшин бесконечно любил свою Родину.


18.2 ведущий: Он писал: ...Мое ли это - моя родина, где я родился и вырос? Мое. Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь мою несу родину в душе, люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько... Я не выговариваю себе это чувство, не извиняюсь за него перед земляками - оно мое, оно - я. Не стану же я объяснять кому бы то ни было, что я - есть на этом свете пока, это, простите за неуклюжесть, факт.

19. Больше всего в родной своей избе я любил полати. Не печку даже (хотя печку тоже очень любил), а полати. Теперь, когда и видеть-то не видишь нигде полатей (даже в самых глухих и далеких деревнях), оглядываясь мысленно по стране (которую, по-моему, неплохо знаю), я вижу Алтай - как если бы это мои родные полати из детства, особый, в высшей степени дорогой мир. Может, это потому (возвышение-то чудится), что село мое - на возвышении, в предгорье, а может, потому это, что с полатями связана неповторимая пора жизни... Трудно понять, но как где скажут "Алтай", так вздрогнешь, сердце лизнет до боли мгновенное горячее чувство... Когда буду помирать, если буду в сознании, в последний момент успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живет во мне. Дороже у меня ничего нет.

20.1 ведущий: Красота ее, ясность ее поднебесная - редкая на земле. Нет, это, пожалуй, легко сказалось: красивого на земле много, вся земля красивая... Дело не в красоте, дело, наверное, в том, что дает родина - каждому из нас - в дорогу, если, положим, предстоит путь, обратный тому, какой в давние времена проделали наши предки,- с Алтая, вообще, что родина дает человеку на целую жизнь. Я сказал "ясность поднебесная", но и поднебесная, и земная, распахнутая, - ясность пашни и ясность людей, которых люблю и помню. 21Когда я хочу точно представить, что же особенно прочно запомнил я из той жизни, которую прожил на родине в те свои годы, в какие память наша, особенно цепкая, обладает способностью долго удерживать то, что ее поразило, то я должен выразиться громоздко и несколько неопределенно, хотя для меня это точность и конкретность полная: я запомнил образ жизни русского крестьянства, нравственный уклад этой жизни, больше того, у меня с годами окрепло убеждение, что он, этот уклад, прекрасен, начиная с языка, с жилья.

^ 22. 2 ведущий: Родина... Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. Может быть, мне это нужно, думаю я, чтобы постоянно ощущать в себе житейский "запас прочности": всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу. Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда. Я думаю, что русского человека во многом выручает сознание этого вот - есть еще куда отступать, есть где отдышаться, собраться с духом. И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живет там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу.

23.1 ведущий: Родина... И почему же живет в сердце мысль, что когда-то я останусь там навсегда? Когда? Ведь не похоже по жизни-то... Отчего же? Может, потому, что она и живет постоянно в сердце, и образ ее светлый погаснет со мной вместе. Видно, так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива - и я буду счастлив.

2 ведущий:

24.Вдалеке от любопытных окон,
Будто бы пришлась не ко двору,
Белая березка одиноко
В легком платье зябла на ветру.

А внизу по берегу Катуни
Серпантином вился Чуйский тракт.
Спорили две вечные колдуньи,
Не решался спор у них никак.

То зовет дороженька и манит:
«Ничего, что путь в Москву далек…»
То река журчит: «Не верь, обманет,
Оставайся дома, Василек».


Разговор с березкой был не длинный,
Мол, вернется, к ней еще придет.
Он не знал, что красная калина
Под венцом судьбы, тоскуя, ждет.

Бросил свой комбайн и старый трактор
И другие важные дела.
Узкая дорога вышла к тракту
И по жизни парня повела.

Он достиг высот и пьедесталов,
Твердо на ногах своих стоял,
Все равно душа во сне летала
В бийские холодные края.

Улетев однажды, не вернулась.
Может, по дороге кто поймал?
С бренным телом как-то разминулась,
Почему, никто не понимал.

Заливалась горькими слезами
Белая березка, как жена.
Появлялись рядом с образами
В деревнях портреты Шукшина.

25. Он ушел на веки, но не сгинул,
Просто повернул за поворот.
Почему же горькую калину
Земляки сажают у ворот?

Далеко до Сростков – не дойти мне.
Кто-нибудь! Спасите мою честь:
Поклонитесь за меня калине
И березке, … если она есть.


Песня «Калина»

26. 2 ведущий: Я хочу прочитать стихи Леонида Попова. Мне кажется, что позиция поэта в главном перекликается с жизненной линией писателя В.Шукшина:

Поздно: учиться “петь – танцевать”,
Шаркать подошвой по жаркому кругу.
Стыдно: поклоны впрок раздавать,
Пылко влюбляться в столичную вьюгу,
Верить пожатью казенной руки,
Честью платить за натужную милость,
Время: свои подытожить долги,
Благо достаточно их накопилось.


Время: припомнить былые грехи,
Чтоб понапрасну душа не гордилась.
Время: вчитаться в чужие стихи,
Чтоб от своих голова не кружилась.
Время: последнюю выгрести медь,
Но до копейки за все расплатиться
И до рассвета успеть умереть,
Чтоб на рассвете свободным родиться!

^ 27. 1 ведущий: Главное для В.Шукшина – не где человек живет, а как он живет и какой это человек. Это же несерьезно: требовать, чтобы художник написал о студентах, о милиции, об ученых, об интеллигенции. Главное – иметь мужество говорить правду. И Шукшин его имел. Приведу пример. Видим мы в окружающей жизни что-то дурное – и привычно твердим: “пережитки прошлого в сознании людей”, “тлетворное влияние Запада”. А Шукшину хватило смелости посмотреть в лицо жизни. И вот со страниц рассказа “Обида” раздался горестный крик Сашки Ермолаева: “До каких пор мы сами будем помогать хамству… Ведь мы сами расплодили хамов, сами! Никто нам их не завез, не забросил на парашютах…”

^ 28. 2 ведущий: В.Шукшина не пугают резкие, неожиданные поступки героев. Бунтовщики нравятся ему, потому что эти люди на свой несуразный лад защищают человеческое достоинство. Писатель ненавидел людей самодовольных, сытых, успокоенных, он хотел растревожить нашу душу, показывая правду, а от него требовали красивых героев и благородных жестов. В.Шукшин писал: “Как у всякого, что-то делающего в искусстве, у меня с читателями и зрителями есть еще отношения “интимные” - письма. Пишут. Требуют. Требуют красивого героя. Ругают за грубость героев, за их выпивки и т.п… А ведь чего требуют? Чтобы я выдумывал. У него, дьявола, живет за стенкой сосед, который работает, выпивает по выходным (иногда – шумно), бывает, ссорится с женой… В него он не верит, отрицает, а поверит, если я навру с три короба; благодарен будет, всплакнет у телевизора, умиленный, и ляжет спать со спокойной душой”. В.Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтоб задумались, что с нами происходит.

^ 29. 1 ведущий:

В искусстве уютно быть сдобной булкой французской,
Но так не накормишь ни вдов, ни калек, ни сирот.
Шукшин был горбушкой с калиною красной вприкуску,
Черняшкою той, без которой немыслим народ…
Когда мы взошли, на тяжелой закваске мужицкой,
Нас тянет к природе, к есенинским чистым стихам.

Нам с ложью не сжиться, в уюте ужей не ужиться,
И сердце как сокол, как связанный Разин Степан (Евтушенко “Памяти Шукшина”)

^ 30. 2 ведущий: В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме «Тихий Дон» (вторая серия) он сыграл в крошечном эпизоде - изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актёра. Шли по стране его прекрасные фильмы: “Живет такой парень”, “Печки-лавочки”, “Калина красная”. Со страниц журналов смотрели на нас его герои: шоферы, колхозники, шорники, паромщики, сторожа. Страна узнала себя в его героях и полюбила В. Шукшина.

31.1 ведущий: Во время учёбы во ВГИКе в 1958 году Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М. Хуциева «Два Фёдора» и опубликовал свой первый рассказ «Двое на телеге» в журнале «Смена». В своей дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают», Шукшин выступил, как сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли.

32.2 ведущий: Первая книга Шукшина — «Сельские жители» вышла в 1963 году в издательстве «Молодая гвардия». В этом же году он начинает работать режиссёром на киностудии имени Горького. Снимает по своему сценарию фильм «Живёт такой парень». Фильм вышел на экран в 1964 году и сразу же привлёк внимание зрителей и критики.

1 ведущий: В 1965-м году Шукшин начал писать киносценарий о восстании под предводительством Степана Разина, но не получил одобрения Госкомкино СССР. Впоследствии сценарий был переработан в роман «Я пришёл дать вам волю».

33.2 ведущий: В 1969 году за заслуги в области советской кинематографии удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Многие годы Василий Макарович совмещал работу над фильмами с писательской деятельностью. Писал он от руки в толстую тетрадь и обычно по ночам.

34.1 ведущий: В 1973-1974 годы стали очень плодотворными для Шукшина. Вышел на экраны его фильм Калина красная, получивший первый приз ВКФ. Опубликован новый сборник рассказов «Характеры». На сцене Большого драматического театра готовилась постановка пьесы «Энергичные люди» - режиссёром Товстоноговым.

2 ведущий: При жизни В.Шукшина мало кто задумывался о том, какой ценой оплачено его искусство. Мы задумываемся об этом только теперь, когда его не стало. В записках на полях его черновиков есть такие строчки: “Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил пожить расслаблено, развалившись. Вечно напряжен и собран. И хорошо, и плохо – начинаю дергаться, сплю с зажатыми кулаками… Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения”.

1 ведущий:

35.Он не вышел ни званьем, ни ростом.
Не за славу, не за плату, -
На свой необычный манер, -
Он по жизни шагал над помостом –
По канату, по канату,
Натянутому, как нерв!

Посмотрите! Вот он без страховки идет!
Чуть правее наклон – упадет, пропадет!
Чуть левее наклон – все равно не спасти!..
Но, должно быть, ему очень нужно пройти
Четыре четверти пути.

36.И лучи его с шага сбивали,
И кололи, словно лавры.
Труба надрывалась, как две!
Крики “браво!” его оглушали,
А литавры, а литавры –
Как обухом по голове!..

Он смеялся над славою бренной,
Но хотел быть только первым.
Такого попробуй угробь!
Не по проволоке над ареной –
Он по нервам – нам по нервам –
Он шел под барабанную дробь!

Посмотрите! Вот он без страховки идет!
Чуть правее наклон – упадет, пропадет!
Чуть левее наклон – все равно не спасти!
Но – замрите! Ему остается пройти
Не больше четверти пути. (В.Высоцкий “Канатоходец”.)

2 ведущий: А вот отрывок из письма В.Шукшина Глебу Горышину.

“Глебович! Что это ты загрустил там, верста коломенская? Жизнь так прекрасна! И удивительна. Смотри, как я: попишу, попишу – выйду на балкон, повою – и опять писать.

Такая бодрость охватит, что сил нет. Хочется рвать и метать. Метать – это не знаю, что такое, а рвать – пожалуйста, корзина рядом. Рвем…

А чтобы серьезно, так “я уже тебе скажу”: хорошо, если бы мы все-таки выдюжили. Не видел, как дуги гнут? Березку распаривают и – осторожно, постепенно сгибают. Бывает – ломается. Мужик… запаривает новую.

Очень меня как-то тронуло твое письмо. И – сижу и думаю: как же нам быть? И ничего не могу придумать, кроме как – выдюжить.

1 ведущий: А это строки из рабочих записей В.Шукшина.

^ 37.- “Сейчас скажу красиво: хочешь быть мастером, макай свое перо в правду. Ничем другим больше не удивишь”.

38 - “Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!”

^ 39- “Когда нам плохо, мы думаем: “А где-то кому-то хорошо”. Когда нам хорошо, мы редко думаем: “Где-то кому-то плохо”.

2 ведущий: Доброта - одно из ключевых понятий народного нравственного идеала, русского национального характера. Она несет в себе светлое, сердечное, бескорыстное отношение человека к человеку, повелевая жить по совести. Быть добрым, полагал Шукшин - необходимо. Иначе не проживешь жизнь достойно и счастливо. Но это не так уж и просто. Надо иметь желание и силу драться за добро. Надо уметь утверждать его в жизни. Пути добра сложны и для отдельной личности, и для человеческой истории в целом. Эти пути исследовал Шукшин с пытливостью и страстью художника.

^ 40 1 ведущий: Шукшина переполняли творческие планы и замыслы, их хватило бы не на одну жизнь. Понимая это, он не щадил себя, боялся не успеть и действительно многое не успел. В.М. Шукшин прожил очень мало. Судьба отпустила ему только 45 лет. Он умер на съёмках фильма “Они сражались за Родину”, не выдержало сердце.

41. Хоронила Москва Шукшина,

Хоронила художника, то есть

Хоронила Москва мужика

И активную совесть.


Он лежал под цветами на треть,

Недоступный отныне.

Он свою удивленную смерть

Предсказал всенародно в картине.


В каждом городе он лежал

На отвесных российских простынках.
^

Называлось - не кинозал -


Просто каждый пришел и простился.


Он сегодняшним дням - как двойник.

Когда зябко курил он чинарик,

Также зябла, подняв воротник,

Вся страна в поездах и на нарах.


Он хозяйственно понимал

Край, как дом, где березы и хвойники.

Занавесить бы черным Байкал,

Словно зеркало в доме покойника.


42.2 ведущий: Неоценимо богато наследие, доставшееся нам от Шукшина. Это его актёрские работы:

  1. 1956Убийцы

  2. 1958Два Фёдора

  3. 1959Золотой эшелон

  4. 1960Простая история

  5. 1961Алёнка

  6. 1961Когда деревья были большими

  7. 1961Командировка

  8. 1961Мишка, Серёга и я

  9. 1962Мы, двое мужчин

  10. 1964Какое оно, море?

  11. 1965Ваш сын и брат

  12. 1967Журналист

  13. 1967Комиссар

  14. 1967Три дня Виктора Чернышёва

  15. 1968Мужской разговор

  16. 19681971Освобождениемаршал Конев

  17. 1969У озера

  18. 1969Эхо далёких снегов

  19. 1970Любовь Яровая

  20. 1971Даурия

  21. 1972Печки-лавочкиИван Расторгуев

  22. 1973Калина краснаяЕгор Прокудин

  23. 1974Если хочешь быть счастливым

  24. 1975Они сражались за РодинуЛопахин

  25. 1975Прошу слова

43.1 ведущий: Режиссёрские работы Василия Макаровича Шукшина:

  1. 1964Живёт такой парень

  2. 1965Ваш сын и брат

  3. 1969Странные люди

  4. 1972Печки-лавочки

  5. 1973Калина красная
^

44. 2 ведущий: Сценарист Шукшин знаменит своими работами:


  1. 1964Живёт такой парень

  2. 1965Ваш сын и брат

  3. 1969Странные люди

  4. 1971Пришёл солдат с фронта

  5. 1972Печки-лавочки

  6. 1973Калина красная

  7. 1974Земляки

  8. 1977Позови меня в даль светлую
^

45. 1 ведущий: Писатель Шукшин приходит к нам вместе со своими романами:


Пьесами:

  • «До третьих петухов»

  • «Точка зрения»

  • «Энергичные люди»

  • «А поутру они проснулись»
^

Сборниками рассказов:


  • 1963 «Сельские жители»

  • 1966 «Там вдали» повесть и рассказы

  • 1973 «Характеры»

46. 2 ведущий: В 1978 году в селе Сростки был открыт Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина. В юбилейный год 60-летия писателя в 1989 году музею передано отреставрированное здание бывшей сельской школы, где учился и работал В. М. Шукшин. В 1991 г. создан Государственный историко-мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина. На юбилейных Шукшинских днях на Алтае 1999 года музею присвоен статус Всероссийского. В настоящее время музейный комплекс объединяет Дом - музей матери, где размещена мемориально-бытовая часть экспозиции, здание бывшей 47. Сростинской школы с историко-литературной экспозицией 48 " Жизнь и творчество В. М. Шукшина", Дом, где прошли детские и юношеские годы писателя, здесь в мемориальной части располагается выставка " Далекие зимние вечера", ведется музеефикация объекта. В состав заповедника входит территория усадеб общей площадью 1,16 га, памятные места села, связанные с жизнью и творчеством В. М. Шукшина, зоны охраняемого ландшафта: гора Пикет, берег реки Катунь, Поповский остров.


^ 49. 1 ведущий: Нельзя постичь до конца творческую природу Шукшина, не побывав в Сростках, не повидав Алтая, где живут родные, близкие, дорогие его сердцу люди. Дороги ведут к берегу Катуни с видом Поповского острова, на "Камушки" в Баклань, а рядом Пикет с березовыми колками, отвесными обрывами над Катунью и Федуловкой. Все это - немые свидетели детства Василия Макаровича, праздники его души. "Малая родина" Шукшина стала живительным источником всех видов искусства, присущих творчеству писателя, кинорежиссера, актера Шукшина. Опыт и мудрость земляков, любовь к родной земле, впитанную с молоком матери, нес В.М. Шукшин в душе до последнего часа. "Родина ... И почему не живет в сердце мысль, что когда-то я останусь там навсегда? Когда? Ведь не похоже по жизни-то ... Отчего же? Может потому, что она и живет постоянно в сердце, и образ ее светлый погаснет со мной вместе. Видно так. Благослави тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив."

50.2 ведущий: Документы об открытии музея В.М. Шукшина были подписаны 25 июля 1977 года. Через год, в день рождения В.М. Шукшина, музей принял первых гостей. Они увидели двор, сад, огород, обстановку дома примерно того периода, когда здесь жила мать Василия Макаровича - Мария Сергеевна Куксина. В этом доме она жила около семи лет, с 1965 по 1972 годы. Это был подарок матери от сына, купившего дом на гонорар за роман "Любавины" на свои первые крупные деньги. При открытии музея было много вопросов, музей подобного рода в крае был единственным. Мария Сергеевна во многом помогала. Тяжело ей было все это видеть. Четыре года прошло как сына не стало, а все еще ни разумом, ни сердцем поверить в это никак не могла. Приехав из Бийска, ходила по усадьбе, осматривала дом, как бы заставляя себя привыкнуть к нему в новом качестве. Слезы и вздохи в себе душила. Ей постоянно казалось, что откроется калитка, и в дом сын войдет, да вот только стенды и витрины в центральной комнате - зале и надписи везде напоминают, что здесь теперь музей. Сокрушалась, что нет здесь ничего такого, чтобы сюда издалека ехали. Богатств никаких, все по-крестьянски. Мало ли таких домов по деревням! Что могла сама делала: ткала, вышивала, вязала, шила. Жаль, что мало довелось Марии Сергеевне прочитать вот таких записей в книгах отзывов посетителей: "Очень приятно, что среди такой простоты выросло такое Человеческое Величие! Пусть так будет всегда!

1 ведущий: Нет с нами большого писателя – В.М.Шукшина. Но остались его книги, его мысли… И каждый его рассказ заставляет нас задуматься о серьезных проблемах современности, о жизни, о поведении человека, его поступках.

И вновь вспоминаются слова писателя: “Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку… Мы умели жить. Помни это. Будь человеком”.


«Не просто говорить о Шукшине…»




Похожие:

Устный журнал, посвящённый юбилею В. М. Шукшина «Не просто говорить о Шукшине…» iconСистема работы социального педагога в школе своё обобщение я построила в форме устного журнала. Основой послужил журнал «Социальная педагогика»
Основой послужил журнал «Социальная педагогика». Поэтому и сам устный журнал называется «Социальная педагогика»
Устный журнал, посвящённый юбилею В. М. Шукшина «Не просто говорить о Шукшине…» iconУстный журнал 6 а класс

Устный журнал, посвящённый юбилею В. М. Шукшина «Не просто говорить о Шукшине…» iconУстный счёт 4 класс
Устный счет в начальной школе имеет недостаточно, к сожалению, широкое распространение. Умело поставленный и систематически проводимый...
Устный журнал, посвящённый юбилею В. М. Шукшина «Не просто говорить о Шукшине…» iconИ. о директора мбук «цбс» Ехунова С. Г
«Нет, нам из памяти не вычеркнуть войну…» – устный журнал к 70-летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков
Устный журнал, посвящённый юбилею В. М. Шукшина «Не просто говорить о Шукшине…» iconУстный журнал по летописи села Митрофаново.. Вступительное слово классного руководителя. Выступления учащихся
Цель: воспитывать интерес к истории своего села, любовь к малой родине, заинтересованность событиями происходящих в селе в настоящее...
Устный журнал, посвящённый юбилею В. М. Шукшина «Не просто говорить о Шукшине…» iconДокументи
1. /Навстречу юбилею Славянский район/Камший А.В., учитель кубановедения.doc
2.
Устный журнал, посвящённый юбилею В. М. Шукшина «Не просто говорить о Шукшине…» iconНе просто слухати, а чути. Не просто дивитись, а бачити. Не просто відповідати, а міркувати. Дружно й плідно працювати

Устный журнал, посвящённый юбилею В. М. Шукшина «Не просто говорить о Шукшине…» iconИнтервью на тему» журнал «Юные Интеллектуалы Среднего Урала»
«О подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме егэ» журнал «Образование в Восточном округе: опыт перемен»
Устный журнал, посвящённый юбилею В. М. Шукшина «Не просто говорить о Шукшине…» iconHttp://koob ru Владимир Шахиджанян Учимся говорить публично Занятие первое
Абсолютное большинство деловых людей мечтает о том, чтобы говорить ясно и убедительно
Устный журнал, посвящённый юбилею В. М. Шукшина «Не просто говорить о Шукшине…» iconВиктор Пелевин Греческий
России не из комсомола, как большинство нормальных людей, а из довольно далекой области — театра, где успел поработать актером. Во...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы