Л. А. Сапронова 2010г. Моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края Программа icon

Л. А. Сапронова 2010г. Моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края Программа

НазваниеЛ. А. Сапронова 2010г. Моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края Программа
страница1/12
Л.А. Сапронова «_____»_________2010г.<><> <> <> <> <><><>МОУ «Т
Дата конвертации09.10.2012
Размер1.44 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




Утверждена

Директор школы

_______ Л.А. Сапронова

«_____»_________2010г.


МОУ «Трусовская средняя общеобразовательная школа»

Курьинского района Алтайского края


Программа комплексной помощи и поддержки воспитанникам, обучающимся в специальной (коррекционной) школе.




разработчик: Н.М. Болдырева

учитель начальных классов


2010 год


Программа комплексной помощи и поддержки воспитанникам, обучающимся в сельской общеобразовательной школе(7 вида)



коррекционно-развивающая программа


Программа адаптирована для психолого-педагогического и медико-социального сопровождения лиц, обучающихся в условиях сельской общеобразовательной школы и адресована специалистам, работающим с детьми по общеобразовательной программе 7 вида.


Реализация программы: 2010 - 2016 год


Содержание


Пояснительная записка………………………………………………………………. 4


Содержание психологического сопровождения ………………………………… .12


Содержание логопедического сопровождения ………………………………….. 29


Содержание педагогического сопровождения ………………………………….. . 57


Содержание социального сопровождения …………………………………………66


Содержание лечебно – оздоровительного сопровождения …………………….70


^ Пояснительная записка.

В настоящее время категория детей с ЗПР достаточно глубоко и всесторонне изучена как с клинической, так и с психолого-педагогической стороны.  Многие авторы, изучавшие возможности обучения детей с задержкой психического развития (Т. В. Егорова, Г. И. Жаренкова, В. И. Лубовский, Н. А. Никашина, Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпина, С. Г. Шевченко, У. В. Ульенкова и др.), отмечали, что в зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного) и времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов задержка психического развития дает разные варианты отклонений в познавательной деятельности, эмоционально-волевой, личностной сфере и в поведении.

Так, к специфическим особенностям познавательной деятельности относятся ограниченный запас общих сведений и представлений, бедный словарь, замедленность восприятия, нарушение всех видов памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания, потребность в более длительном периоде для приема и переработки сенсорной информации. В мышлении обнаруживается недостаточность словесно-логических операций, в речи, как правило, наблюдается несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок, несформированность лексико – грамматического строя. Нарушения интеллектуальной деятельности, безусловно, сказываются на учебной деятельности: слабая регуляция произвольной деятельности, низкий навык контроля и самоконтроля приводят к неумению спланировать свою деятельность, довести ее до конца, сравнить и оценить результаты. Недостаточное понимание материала приводит к замене многих логических связей механическими. В результате приобретаемые знания часто бессистемны, поверхностны, долго автоматизируются, быстро забываются, не используются в новых ситуациях. Несформированность навыков интеллектуальной и учебной деятельности сопровождается нарушением внимания, повышенной истощаемостью и, соответственно, низкой работоспособностью. Если таким детям вовремя не оказывается помощь, направленная на развитие и коррекцию интеллектуальной и учебной деятельности, а также не устранение пробелов в знаниях, то велика вероятность возникновения вторичных нарушений, в виде школьной дезадаптации, личностных изменений, трудностей в поведении.

На решение и предупреждение этих проблем должны быть направлены медицинские, психологические, педагогические и социальные мероприятия по сопровождению обучающихся с проблемами в развитии. Психолого – педагогическое и медико – социальное сопровождение предполагает комплексное систематическое взаимодействие специалистов учреждения: врачей, психологов, логопедов, учителей, обеспечивающее формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и образования детей с целью их социальной реабилитации. От своевременной и грамотной помощи специалистов будет во многом зависеть их жизнь в школе и последующая самостоятельная жизнь в обществе. Для развития механизмов компенсации и социальной интеграции каждого обучающегося программа предполагает индивидуально – ориентированный подход в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении, то есть учет состояния соматического и нервно-психического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей, уровня актуального и потенциального развития.

Данная программа обеспечивает реализацию индивидуальной программы каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

^ Цель коррекционно – развивающей программы:

оказание личностно – ориентированной помощи обучающимся в преодолении недостатков в развитии и поведении, в социальной адаптации и интеграции в общество.


Задачами коррекционно – развивающей программы являются:

  • адаптация ребенка к новым условиям обучения;

  • коррекция и развитие познавательной сферы,

  • преодоление социально – педагогической запущенности

  • преодоление психической депривации детей.

  • профилактика отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии,

  • предупреждение школьной дезадаптации,

  • предупреждение социальной дезадаптации



Теоретической основой программы являются общепризнанные положения о единстве законов развития ребенка в норме и при патологии, о динамическом подходе в изучении ребенка, о соотношении обучения и развития, о первичных и вторичных отклонений в развитии, о соотношении коррекции и развития, разработанные Л. С. Выгодским, , А. Н. Леонтьевым, , Б. Г Ананьевым., П. Я. Гальпериным, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и др. использованы теоретические и методологические основы Р. Бернса, К. Роджерса, В программе нашли отражение идеи ряда ученых по преодолению нарушений устной и письменной речи: Лурии А. Р., Волковой Л. С., Лалаевой Р.И., Мастюковой Е.М. Корнева А. Н. и др., использованы современные методические разработки.


^ Основные принципы программы:

  • Комплексность - взаимодействие разных специалистов в ходе изучения ребенка.

  • Целостность – учет взаимосвязи и взаимообусловленности различных сторон психической организации ребенка: интеллектуальной, эмоционально- волевой, мотивационной.

  • ^ Структурно- динамический подход - выявление и учет первичных и вторичных отклонений в развитии, факторов, оказывающих доминирующее воздействие на развитие ребенка, что позволяет определить механизмы компенсации, влияющие на процесс обучения.

  • Онтогенетический подход - учет индивидуальных особенностей ребенка.

  • Антропологический подход - учет возрастных особенностей ребенка.

  • Активность - широкое использование в ходе занятий самостоятельной практической деятельности ребенка.

  • Доступность - основное значение имеет выявление этапа, на котором возникли сложности в обучении, определение имеющихся знаний, необходимых для изучения новых, подбор методов, приемов, средств, соответствующих возможностям ребенка.

  • Гуманность - любое решение должно приниматься только в интересах ребенка.

  • Оптимизм - вера в возможность развития и обучения ребенка, установка на положительный результат обучения и воспитания.



^ Структура и содержание программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких этапов работы: предварительный, диагностический, коррекционно - развивающий и аналитический. Каждый этап имеет свои задачи, содержание, методы работы. Каждый этап включает медицинское, психологическое, педагогическое и социальное направление и состоит из следующих блоков: психологическое сопровождение, логопедическое сопровождение, педагогическое сопровождение, социально-правовое сопровождение, лечебно-оздоровительное сопровождение. Результаты проведения каждого этапа обсуждаются на психолого –медико – педагогическом консилиуме, который проводится 1 раз в четверть и чаще, по мере необходимости. На консилиуме присутствуют: представители администрации, врач – психиатр, врач – педиатр, психолог, логопед, классный руководитель.

^ Предварительный этап проводится для обучающихся, вновь прибывших в учреждение, с целью помощи им в адаптации к новым условиям. Предварительный этап длится от 2х до 6 недель и включает в себя:

  • Знакомство с ребенком

  • Сбор информации о ребенке, его семье, родителях, изучение документов, личного дела;

  • Знакомство с медицинским обследованием,

  • Выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;

  • Изучение социума ребенка;

  • Реализация адаптационной программы



Классный руководитель заводит «Карту индивидуального сопровождения» и совместно с психологом проводит адаптационную программу.

^ Диагностический этап проводится для всех детей с целью определения наиболее проблемных качеств, коррекция которых ляжет в основу составления или корректировки индивидуальной программы. Каждый обучающийся обследуется различными специалистами: врачом, психологом, логопедом. В «Карте индивидуального сопровождения» записываются результаты обследования.

Конечной целью диагностического этапа является разработка индивидуальной программы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающегося, в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, желаемые результаты его развития. Составление индивидуальной программы развития (психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет логопеду, педагогу-психологу, классному руководителю эффективно реализовать программное содержание. Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
Содержание каждой программы должно быть предметом обсуждения специалистов, учителей. Оно осуществляется под руководством психолога, который, готовясь к консилиуму, составляет предварительный план работы с ребенком. При этом решаются следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога и других специалистов, а какие - на учебных занятиях, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Программа составляется на один учебный год, фиксируется в «Карте индивидуального сопровождения» и утверждается на психолого –медико – педагогическом консилиуме. Для проведения групповых занятий комплектуются группы, в которые объединяются дети, имеющие сходные проблемы. Определяются дети, нуждающиеся в индивидуальных занятиях. Составляется расписание индивидуальных и подгрупповых занятий.

Диагностический этап длится 1 – 2 месяца (1 чт) и включает в себя следующие направления:

  1. Диагностика соматического здоровья

  2. Диагностика нервно – психического здоровья

  3. Диагностика интеллекта и отдельных психических функций ребенка.

  4. Диагностика эмоционально-личностных особенностей ребенка

  5. Диагностика речевой функции

  6. Диагностика школьных знаний, умений, навыков

  7. Выявление актуальных проблем ребенка.

  8. Разработка путей поддержки и коррекции.


  9. Разработка индивидуальной программы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения

  10. Комплектование групп

  11. Составление рабочего расписания



Диагностика соматического и нервно – психического здоровья осуществляется врачами: педиатром, неврологом, психиатром и др.

Диагностика интеллекта и отдельных психических функций и эмоционально-личностных особенностей ребенка проводится психологом.

Диагностика речевой функции проводится логопедом.

Диагностика школьных знаний, умений, навыков – педагогом.

Выявление актуальных проблем ребенка, разработка путей поддержки и коррекции, разработка индивидуальной программы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения осуществляется психолого –медико – педагогическом консилиумом.

Комплектование групп, составление рабочего расписания осуществляется каждым специалистом под руководством завуча.

Образец «карты индивидуального сопровождения» помещен в приложении.

На коррекционно – развивающем этапе осуществляется реализация намеченной программы. Каждый обучающийся получает помощь от специалиста, соответственно своему индивидуальному плану.

Коррекционно – развивающий этап длится 5- 6 месяцев (2 - 3чт) и включает в себя:

  • Психологическое сопровождение - коррекция и психопрофилактика личностной (интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой) сферы ребенка.



  • Логопедическое сопровождение - коррекция и развитие устной речи ребенка, коррекция письменной речи, профилактическая работа по предупреждению нарушений письменной речи.



  • Педагогическое сопровождение - коррекция и развитие познавательной деятельности, устранение пробелов в знаниях, помощь в усвоении учебных предметов, обучение детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.



  • Социальное сопровождение - обеспечение защиты прав ребенка, развитие навыков социального поведения, социальной компетенции и правового поведения.



  • Лечебно-оздоровительное сопровождение - формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.





На аналитическом этапе оценивается результативность занятий посредством анкетных, проективных, экспериментальных и др. методов, производится анализ эффективности используемых методов и средств, и подводятся итоги работы, определяются основные направления работы на следующий год.

Аналитический этап длится 1 месяц (4 чт) и включает в себя изучение динамики нарушенной функции (процесса, состояния), а также включает основные критерии школьной адаптации:

  • Сравнительный анализ оценок по учебным предметам

  • Сравнительный анализ поведения

  • Формирование школьной мотивации

  • Формирование психических новоообразований



Основными формами работы являются подгрупповые занятия (3-5 человек), продолжительностью 20 – 40 минут и индивидуальные занятие (продолжительностью 20 мин.)


В результате реализации программы мы ожидаем улучшения физического и психического здоровья воспитанников, развитие их познавательной сферы, устной и письменной речи, формирование прочных учебных знаний, умений и навыков, положительных качеств личности, улучшения детского самоконтроля и саморегуляции, снижения уровня агрессивности и тревожности, развития коммуникативных способностей и успешной социальной адаптации.


Литература

  1. 1. Обучение детей с задержкой психического развития. Под ред. Лубовского В. И. , Смоленск 1994

  2. Шипицына Л. М. Психология детей – сирот СПб 2005

  3. Реабилитационные службы помощи детям СПб 1993

  4. Психолого – педагогическое консультирование и сопровождение ребенка. Под ред. Шипицыной Л. М. М 2005

  5. Организация и содержание деятельности центра диагностики и консультирования. Ред. Ильева И. А, СПб. 2006

  6. Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка/ Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2003, № 6.

  7. Вебер Н.П. Работа по индивидуальным программам развития как одно из направлений деятельности с одаренными детьми. – Нерюнгри. 2002.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



Похожие:

Л. А. Сапронова 2010г. Моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края Программа iconПриказ №46\16 от 01. 09. 2011. Положение о распределении специальной части фот работникам муниципального общеобразовательного учреждения «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края (в новой редакции)
Моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края
Л. А. Сапронова 2010г. Моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края Программа iconПриказ №46\16 от 01. 09. 2011. Положение о неаудиторной занятости работников муниципального общеобразовательного учреждения «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края (в новой редакции)
Директор моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края
Л. А. Сапронова 2010г. Моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края Программа iconПриказ №46/16 от 01. 09. 2011. Положение о порядке распределения стимулирующей части фот работникам муниципального общеобразовательного учреждения «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края (в новой редакции)
Моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края
Л. А. Сапронова 2010г. Моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края Программа iconСогласовано: Председатель профсоюзного комитета моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края Е. Н. Нестеренко утверждаю
Директор моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края
Л. А. Сапронова 2010г. Моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края Программа iconПринята решением педагогического совета моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края 2011г. № Утверждаю
Директор моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края
Л. А. Сапронова 2010г. Моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края Программа iconПриказ № от. 09. 2013. Положение о родительском комитете муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края
Директор мкоу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края
Л. А. Сапронова 2010г. Моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края Программа iconОбразовательная программа «Учебно-исследовательская деятельность школьников» моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края образовательная программа
Автор программы: Колупаева Галина Викторовна, учитель математики мкоу «Трусовская средняя общеобразовательная школа»
Л. А. Сапронова 2010г. Моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края Программа iconУтверждаю: Директор мкоу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края Сапронова Л. А. Приказ №52/3 от 30.
Отношений между мкоу «Трусовская средняя общеобразовательная школа», обучающимися и (или)
Л. А. Сапронова 2010г. Моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края Программа iconПриказ №52/3 от 30. 08. 2013. Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений мкоу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края
Директор мкоу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края
Л. А. Сапронова 2010г. Моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края Программа iconПоложение о школьных соревнованиях по технике пешеходного туризма среди учащихся мкоу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края
Мкоу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы