Онлайн Библиотека icon

Онлайн Библиотека

НазваниеОнлайн Библиотека
страница1/4
Дата конвертации10.12.2012
Размер471.97 Kb.
ТипСеминар
  1   2   3   4

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

Джон Гриндер, Ричард Бендлер


Создание транса,нейро-лингвинистическое програмирование гипнотических состояний.

Семинар(конспект)

1Введение

Книга-стенограмма 3-дневного семинара по Эриксонианскому гипнозу

2 цели семинара

-использование (ЭГ) в различных областях деятельности (терапия и др) -изменение собственной личности.

ЭГ-усваивается также, как и любой другой навык, главное практика. ЭГ-совокупность различных навыков (как и другие сложные виды дея-

тельности, вождение автомашины, например).Отдельные части нужно до­вести до автоматизма, чтобы исполнить ЭГ.

Всю жизнь мы моделируем, главная семантическая цель семинара-нау­чить модели, как делать гипноз.

Цель ЭГ-добиваться лучших результатов в коллективной деятельнос­ти, гипноз не панацея, но очень эффективное средство.

Процесс обучения ЭГ сложен, ибо главное-заметить то, что во мно­гом вы уже знаете.

УПРАЖНЕНИЕ 1 Группы по 3 человека: "А"-думает о ситуации, в которую

глубоко вовлечен с ограниченым центром внимания, "Б" и "В", не зная

подробностей, описывают состояние,говорить нужно нарочисто неопре-

деленно (хитро, ловко,искусно, неопределенно,неясно,смутно - пере-

вод). Наблюдают за реакцией, что помогает, а что мешает расслабить­ся?

АНАЛИЗ: 1 Темп голоса должен совпадать с дыханием.

2 Внимание должно оставаться внутри ограниченного объекта 3 Соответствие модальночстей "А" и "Б","В".

4 Отсутствие избыточности, генерализация.

5 Избегать аппеляции к логике (все другие переживания исчезают; "А"-подумал:"А какие именно?";что вывело его из расслабления.

6 Естественность перехода А,В,К-модальностей. Говорить очевидное для А,В,К.

Незнакоые люди в лифте не ведут себя естественно. Почти всегда они-в трансе.

Очень важно строить естественную последовательность.Резкий пере­ход А-В-К и т.п.-разрыв, выход из транса. Замешательство будет рассмотрено ниже.

УПРАЖНЕНИЕ 2 Аналогично упр.1,но:

-использование неопределенных выражений (неоднозначных, неточных,

неподробных).

-подстраивать речь, дыхание и т.п. "Б","В" с "А";что усиливает

действие.

АНАЛИЗ: Гипноз-использование механизма обратной связи, а

упр.2-ничтожная часть возможностей.

1 Темп речи должен соответствовать содержанию, плюс тон высота, дыхание, движения и т.п.(предикаты).

Гипноз - не процесс, в котором кто-либо управляет людьми, а про­цесс, в котором люди получают обычно отсутствующую у них обратную

- 2 -

связь.

Очень важно не то, что говорить, а то, как говорить. Главная за­дача-заметить, на что человек реагирует естественно.

ПРИМЕР:

- ... меня пытались гипнотизировать много лет, но ничего у них не вышло. Попробуйте меня гипнотизировать!

-Я не смогу вас гипнотизировать.

-Вы всетаки попытайтесь.

-Я не могу этого сделать. Я вообще ничего не могу сделать. Если я

решил заставить вас не закрывать глаза, то вы не закроете глаза.Я

попробую держите глаза широко открытыми. Будте насторожены и бди­тельны. Все, что вы делаете, вы делаете здесь и сейчас.

Человек сопротивляется, пока не впадает в транс.

АНАЛИЗ: заметить реакцию пациента и доставить ему контекст, в ко­тором он может надлежайшим образом реагировать естествен­ным для него способом.

РАППОРТ - состояние, в котором человек реагирует с большей лег­костью. Раппорт строят, соразмеряя свое поведение с поведением человека разногласия мешают. Речь должна соответствовать способнос­ти слушать. Соответствие модальностей, предикатов, МАИ и САИ. Т.е подстройка.

Продолжить упр.2, но - подстроиться под нынешние переживания "А".

НАПРИМЕР:"Вы слышите звук моего голоса... и чувствуете тепло там, где ваша рука лежит на бедре..." Выбор фраз требует некоторого ис­кусства. В примере человек не осознавал тепло, но оно было, значит вербализация верна, приобретается доверие, усиливаются переживания. Если же продолжить кинестетические предложения, а затем сказать: "Вы слышите шорох, в комнате перелистывают бумагу,"то человек снова переведет свое сознание, чтобы проверить правильность вербализации того, что в обычном состоянии не осознается. Т.е строится раппорт и одновременно тем же маневром меняется сознание.

ГЛУБИНА ГИПНОЗА не является критерием оценки.

ГАЛЮЦИНАЦИИ - средство достижения целей.

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ

-положительные (направленные видеть то, чего в настоящее время нет)

-отрицательные (не видеть того, что есть)

Галлюцинации-признак транса и способ введения в транс.

Очень важно-уметь использовать раппорт. Ключ-способность произво­дить переходы.

(В Калифорнии принимают закон, по которому наводить измененные состояния можно лишь дипломированному гипнотизеру.)

Нужен приятный способ перевести человека из его нынешнего состоя­ния в транс (начиная с нынешнего состояния и кончаяя описанием того состояния, в которое нужно привести. Нужны переходные слова. Напри­мер: "если","когда","потому что", "и","и вот", "даже сейчас", "пос­кольку", которые подсказывают наличие связи между двумя утверждени­ями. "Если вы сидите здесь,то вы можете понять, что я собираюсь кое -что сказать вам".

- 3 -

Начав с информации, основанной на чувственных переживаниях, вы получаете затем возможность совершать переходы и вызывать реакции,

наводящие измененные состояния.Сенсорное основание может не при­сутствовать в сознании, но должно быть чем-то, что человек может обнаружить.

ПРИМЕР: "Стен, вы чувствуете плотность вашего уса, и если вы про­ведете по нему пальцем, то заметите, что у вас только что промель­кнула улыбка. Вы можете даже чувствовать локоть другой рукой и ощу­щать,как поднемается и опускается ваша грудь, когда вы дышите. И может быть, вы этого не знаете, но вы сейчас осознаете температуру вашей правой ноги".

Переходные слова-связь, которая позволяет человеку двигаться без перерывов от одной идее к другой.

ПРИМЕР:"Когда вы сидите на этом стуле, вы ощущаете тепло вашей руки, лежащей на вашем плече, и вы чувствуете прикосновение блокно­та к вашим ногам. Если вы прислушаетесь, вы можете услышать биение вашего сердца, и вы в самом деле не знаете... в точности... чему вы должны научиться в ближайшее время, но вы можете себе представить, что есть много новых идей и есть новые переживания и новое понима­ние, которые могут быть вам полезны".

Т.е. связывая нечто реальное, но не замечаемое в сенсорном опыте человека с идеями, которые нужно вести, мы делали их более заслужи­вающими доверия.

ПРИМЕР: "Вы чувствуете боль в руке, она у вас сильно болит, но вы ощущаете также биение сердца, движение пальцев на ваших ногах, и вы слышите шум в своих ушах, когда ваше сердце бьется. Вы ощущаете оч­ки на вашем носу, и возможно, вы начнете ощущать другую руку, и эта рука может вызвать у вас очень сильные ощущения. Вы чувствуете ка­ждый палец, более того, вы можете собрать все ощущения одной руки и направить их в другую". (Анализ работы с болью).

АНАЛИЗ: предложения не только логичны, но они представляют собой последовательность указаний на нечто правдоподобное.

Переходы представляют собой механизм облегчения.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ГИПНОЗА - легкость.Трудность указывает на нечто чего мы не знаем.

В ЭГ можно использовать и разрывы, что будет рассмотренно ниже.

ПРИМЕР: семейная терапия.

-Я хочу, чтоб моя жена оставила меня в покое.

-Хорошо заприте ее в чулан.

-Да нет я этого не хочу.

-Хорошо, так чего вы хотите?

-Я просто хочу, чтобы она перестала говорить мне о покупках.

-Значит вы хотите, чтобы она писала вам письма?

Состояние в гипнозе (неопределенное, скрытое ожидание) - человек не теряет сознания, но парадигма (правило, образец), который управ­ляет его сознанием, не действует.В это время можно вводить информа­цию и т.п. Первый шаг - научиться переводить человека в измененное состояние, используя мягкие (легкие, постепенные) переходы.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ необходимой частоты использования переходов - глаза человека. В измененных состояниях они иные, чем в трансе бодрствования. Замечая это, можно заметить, чем создаются разрывы в переживаниях. Очень важно хорошее зрение, ибо в трансе (измененном состоянии) обратная связь с человеком затруднена.При этом меньше поводов заблудиться в сигналах, но и требует лучшего зрения.

- 4 -

Челровеку трудно успокоиться, привести себя в уютное состояние преднамеренно. Легче успокоиться думая о капле воды на листке кле-

на, чем стараться успокоиться.

Переходы-часть основной структуры английского языка. Они помогают пользоваться гипнозом.

ПРИМЕР М.Эриксона: он попросил человека сесть и сказал: "И когда вы там сидите, я хочу чтобы вы рассматривали пятно на стене, и ког­да вы рассматриваете это пятно, вы можете понять, что делаете тоже самое, что делали, когда в первые пошли в школу и учились писать числа и буквы алфавита. Вы учитесь... учитесь чему-то, чего вы в самом деле не знаете. И если вы даже этого не поняли,ваше дыхание уже изменилось (темп его голоса замедлился), и вы чувствуете себя уютней и спокойней".

Переходы помогают строить непрерывность.

Смысл любого предложения - не в содержании, а в вызываемой им ре­акции.

Если ваш комплимент вызывает оскорбление,то измените способ обще­ния, а первоначальный вариант можно исполнить при необходимости ос­корбить.

Используйте вариации голоса (темп, тон и т.д).

Использование модальных операторов и их возможности:

-главное - пациент не должен потерпеть неудачу, т.е. если гипно­тизер говорит нечто легко поддающееся проверке, то "может".

ПРИМЕР: "Ваша рука, может быть, начинает поднематься". Если про­верить нельзя - утверждение.

ПРИМЕР: "Это погружает вас глубже в транс". Если после применения 5-6 модальных операторов возможностей, человек реагировал на все, то можно исполнить слова, означающие приченение.

УПРАЖНЕНИЕ 3 Аналогично упр.2, но добавить три подстроичных пред­ложения --> переход --> предложение, которые трудно проверить. За­тем перейти к описанию тех переживаний, которые были в упр. 1 плюс дыхание, темп речи и т.п. Затем попробывать несколько раз без пере­ходов и понаблюдать реакцию.

ПРИМЕР: "Вы чувствуете пальцы на клавишах пианино... И вы знаете, что в этом доме где-то есть кухня"). При всем этом учиться чувство­вать, видеть и слышать обратную связь, особенно - зрение.

АНАЛИЗИРУЯ первые упражнения, можно сделать вывод: гипноз - про­цесс усиления, а не внушения, не способ управления.

^ ПРИЕМЫ НЕКОТОРЫХ ГИПНОТИЗЕРОВ:

-левитация руки (Обратите внимание на руку, и вы почувствуете, что

она становится легче. Попробуйте вдохнуть поглубже, и вы почувс­твуете, что рука становится легче и начинает подниматься..." - это и естественно, т.к. при вдохе грудь поднемается подтягивает руки в верх). (Использование формулы три плюс четыре).

-раскачивание часов (в это время предлагается пациенту смотреть на часы и в это время говорится: "Ваши глаза устают, веки тежелеют и

закрываются" - объясняется аналогично).

Гораздо легче обмануть человека или злоупотребить его волей в бодрствующем состоянии, чем в любом другом состоянии, в том числе измененном (трансе).

ГИПНОЗ - биологическая обратная связь, с помощью которой можно предоставить человеку сообщение шаг за шагом и он будет следовать

- 5 -

естественным и удобным путем. Т.е. он будет реагировать, что люди делают все время.

В измененном состоянии гораздо легче произвести изменения личнос­ти, чем в бодрствующем, т.к. может получиться больше выборов.

^ ПРИЗНАКИ ТРАНСА:

-в нормальном состоянии - симетрия лица, затем усиливается асимет­рия, в трансе - лицо расслаблено и симметрично.

-дрожание пальцев и другие бессознательные, порывистые движения.

-изменение формы дыхания (у визуалистов в нормальном состоянии -

верхнее, грудное дыхание: в трансе - глубже, в области желудка;

у кинестетика в норме - медленное дыхоние животом, в трансе совер­шенно другая форма.

-кожа становится теплее и краснее (так, как просходит расслабление). -глаза могут быть и закрыты и открыты.

-изменяется форма нижней губы.

-расширяются зрачки.

-возможно колебание тела.

То-есть необходимо знать нормальное состояние человека.

РЕЗЮМЕ:

а) Транс - усиление реакций и переживаний. Говоря человеку, что в нем происходит и должно происходить мы усиливаем реакцию.

б) Настройка образует раппорт и лежит в основе перехода в изменен-

ное состояние. Особенно - дыхание,а также - вербализация того, что

уже присутствует.

в) Постепенные переходы дают человеку возможность легко переходить

в измененное состояние. Переходы смегчаются соединительными словами.

г) Общие признаки транса:лицевая ассиметрия --> необычная лицевая симметрия. Общее расслабление, непроизвольные движения, покраснение

кожи, изменение формы дыхания.

^ 2 ПРОСТЫЕ ФОРМЫ НАВЕДЕНИЯ

Гипноз действует на всех, нужно лишь применять разные способы. Чем больше способов - тем больше "гипнабельных" людей.

Главное правило наблюдение за физиологическим состоянием. От всех остальных правил можно отказаться в то, что говорит в данный момент сенсорная обратная связь. Если ваш конкретный способ не действует, выбирайте что угодно другое.

Словесная подстройка и ведение: упражнение 5-4-3-2-1.

Принцып: 4 предложения, поддающиеся проверке и одно неподдающее­ся: затем 3+2; 2+3; 1+4. При этом лучше поддающиеся выбирать во внешнем мире, а неподдающиеся - внутри человека.

ПРИМЕРЫ несенсорного описания внутреннего переживания.

-И вы вспомните одну приятную историю.

-И вы начнете испытывать приятные ощущения, и вы начнете вспоми­нать.

-Теперь вы начинаете чувствовать, что значит научиться гипнозу.

-Вам стало уютно, т.е. слова "уют", "спокойствие","легкость",

"умиротворенность","безмятежность","сосредоточение" и т. п.

Полезно выбирать именно те переживания для вербализации, которые в данный момент не осознаются, пока ему об этом не скажут.

- 6 -

Использование метафор, которые не осмысливаются сознанием, но по­нимаются подсознанием.

Разделение сознания и подсознания - вербально.

После подстройки - ведение.

ИНКОРПОРАЦИЯ - вербализация того, что пациент уже делает, включе­ние действия в описании.

Генерализация - "уют","спокойствие" - у каждого свое понемание, но - общая направленность.

В состоянии транса для дальнейшей работы можно предложить левита­цию рук и т.п. (см. выше), но лучше давать выбор. Пусть выбирает подсознание, даже если выбор ложный. В любом случае, если человек подает знак, что указание неприемленно, нужно предлагать альтерна­тиву. Знаки - обращения, движение назад признаков транса.

Угадать переживания трудно. Легче предлагать пациенту создавать переживания ("уют","спокойствие" - расслабление + генерализация).

Сенсорные описания позволяют достигнуть синхронности, а несенсор­ные описания - предложить пациенту процедуру общего характера, ко­торое он может исполнить самостоятельно.

Постепенное использование переходов, соединений.

Три вида соединений:

-"Х и У" - простейшее.

-более обязательное -"когда Х,У" ("Когда вы слышите звуки моего

голоса, вам становится уютнее").

-самый обязательный - "Х вызывает У" (применение слов "влечет за

собой", "причиняет", "вызывает" - "поднятие рук вызывает у вас при­ятные воспоминания").

Соединение - очень сильное средство.

Несловесная подстройка и ведение.

Отобрать из невербальной информации то, что неосознано пациентом. Передать эти сигналы обратно и с помощью телесного отражения. Вна­чале подстройка, затем - ведение. Пациент либо осознает их, либо его подсознательные процессы усилятся. Т.е. мы строим несловесный раппорт, переходим в измененное состояние, следя, чтобы пациент следовал за нами. Нужно позаботиться о том, чтобы самому выйти из транса. Эти приемы нужно тщательно отработать.

Перекрывающие системы представлений.

Три основные вида А, В, К. (обоняние и вкус маленькая роль). Пре­дикаты указывают на сенсорный канал (системму представлений). Сис­тема представлений человека в нормальном состоянии часто отличается от системмы представлений в измененном состоянии. Т.е. зная систем­му представлений в нормальном ененное состояние, следя, чтОбы пациент следовал за нами. Нужно позаботиться о том, чтобы самому выйти из транса. Эти приемы нужно тщательно отработать.

Перекрывающие системы представлений.

Три основные вида А, В, К. (обоняние и вкус маленькая роль). Пре­дикаты указывают на сенсорный канал (системму представлений). Сис­тема представлений человека в нормальном состоянии часто отличается от системмы представлений в измененном состоянии. Т.е. зная систем­му представлений в нормальном ие и

- 7 -

т.п.)

В любом переживании есть В; А и К размерность, то-есть системы представлений не прерываются, начав с системы представленй, кото­рые предлагает пациент, в точке перекрытия можно перейти к другой.

ФОРМУЛА: "Когда Х, У", где Х - подстройка, а У - ведение. (Пример: "Когда вы видите бегущие по небу тучи, вы чувствуете дуновение брызг на своем лице". Переход от В к К.) Суть наведения - продолже­ние зрительного восприятия, а затем в перекрывание его кинестети­ческим. (Но всегда ли нужно приходить к К ?)

Американцы, как правило имеют слабую А систему, кроме музыкантов. Нет необходимости применять все приемы, использовать все элименты

поведения.Достаточьно тех которые вызывают положительную реакцию. Возможность инкорпорировать внешние отвлекающие звуки и т.п., ес-

ли пациент заметил их ("Существуют звуки, вызывающие беспокойство,

это бывает даже на пляже". и т.п.)

В начале наведения - выяснить, является ли предлагаемая ситуация успокоительной для пациента ("Любите ли вы ходить на берег моря?" Если пациент в 3 года видел на берегу моря, как утонула его семья,

это будет плохая ситуация для успокоения).

^ ДОСТИЖЕНИЕ ПРЕДЫДУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСА:

Простейшее наведение - спросить у пациента, находился ли он когда -нибудь в состоянии транса, попросить описать последовательность событий. При необходимости задавать уточняющие вопросы для более подробного воспоминания; усиливать реакции. Можно добавить инкорпо­рацию команд.

^ ЕСТЕСТВЕННО ВОЗНИКАЮЩИЕ СОСТОЯНИЯ ТРАНСА:

Описать 5-6 очень сильных, постоянно встречающихся состояний транса. Очень вероятно, что при попытках понять вас и найти примеры в личном опыте, пациент перейдет в измененное состояние (утомитель­ная, однообразная езда на автомашине; скучная лекция; церьковь, прогулка в лесу; медитация в лифте: люди обычно переходят в транс, ибо вежливо смотреть лишь на схемы или пол; и т.п.). Монотонное повторение историй, связанных лишь той реакцией, которую необходимо вызвать.

МЕДИТАЦИЯ и ТРАНС - разные состояния.

Естественно возникающие состояния можно использовать в начале приема пациента, распросив его об истории болезни, месте рождения и т.п. При этом желательно хорошенько изучить его и несколько раз ввести в транс.

Аналогично - в переод лекции о гипнозе.

УПРАЖНЕНИЕ 4 "А" любым способом наводит транс на "Б", "В" - соз­нательное наблюдение.

(Способы см. выше).

-словесная подстройка и ведение.

-несловесная подстройка и ведение.

-перекрывание системы представлений.

-достижение предыдущего состояния транса.

-описание обычно встречающихся состояний транса.

Если в трансе у пациента начинается дергаться щека и т.п. без ва­шего прямого указания - инкорпорируйте это событие, даже не зная, что оно означает.

Если человек не возвращается из транса, значит мы потеряли рап­порт. Необходимо добиться раппорта вышеизложенными способами и вы­вести из транса. Если человек в физиологическом сне, то время выво­да нужно увеличить. Можно выводить на счет (от 10 до 1).

- 8 -

Анорепсия - полное отсутствие аппетита. Часто из-за того, что человек считает свой вес слишком большим.

Лечение во сне: больше времени на подстройку, более плавное и медленное ведение, использование пальцевой сигнализации (см. ниже); непосредственный доступ к подсознанию. Даже в анестетическом сне люди очень много воспринемают, могут слышать разговор врачей, кото­рый содержит какую-либо программу. Но даже после сомнамбулического транса люди, как правило, испытывают амнезию.

ПРИМЕНЕНИЕ "ЯКОРЕЙ" для НАВЕДЕНИЯ ТРАНСА:

Подробно - "ИЗ лягушки в принца", глава 2./Ред./

Каждое из переживаний имеет ряд компонентов. "Якорное" зацепление означает тенденцию одного из элементов переживания вызвать пережи­вание в целом. Достижение предыдушего состояния транса - уже ис­пользование в том числе "якоря".

Если человек может описать свое переживание транса в сенсорных терминах, то можно использовать "якоря" для построения этого состо­яния.

Каждый компонент транса (В; А; К) можно заякорить в процессе бе­седы и т.п. "Якоря" могут быть одинаковые или разные для разных компонентов переживания. Можно привести их в действие одновременно. Можно зацепить одним "якорем" разные компоненты разных переживаний и таким образом конструировать переживания.
  1   2   3   4




Похожие:

Онлайн Библиотека iconОнлайн библиотека
Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства
Онлайн Библиотека iconОнлайн Библиотека
Трансакционный анализ в психотерапии. Однако я предполагаю, что новое издание можно понять независимо от знакомства с предыдущей...
Онлайн Библиотека iconОнлайн библиотека
...
Онлайн Библиотека iconОнлайн Библиотека
В книге приводятся восемнадцать способов обычного гипнотизирования, рассматриваются возможности мысленного внушения. Книга снабжена...
Онлайн Библиотека iconОнлайн библиотека
Стива и Конниры (в английском произношении Коннирэй) Андреас. Полезность модели субмодальностей для любой внутренней работы доказана...
Онлайн Библиотека icon1. общие положения муниципальное бюджетное учреждение культуры «Славянская межпоселенческая центральная библиотека»
«Славянская межпоселенческая центральная библиотека» муниципального образования Славянский район
Онлайн Библиотека iconБиблиотека ошо притчи путника
Б59 Библиотека Ошо: притчи путника. — Спб.: Вектор, 2006. — 158 с, ил. — (Тайные силы разума)
Онлайн Библиотека iconБиблиотека Украины для юношества 1996
...
Онлайн Библиотека iconПриказ №116 г. Жлобін г. Жлобин
О проведении 2-го межрегионального экологического интернет-турнира «Эколог-онлайн»
Онлайн Библиотека iconБиблиотека ошо притчи старого города
Б59 Библиотека Ошо. Притчи старого города. — Спб.: Вектор, 2006. — 156 с, ил. — (Тайные силы разума)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы