Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М.: Центр психологической культуры, 2002, 191 с. Удк 615. 851 Ббк 53. 57 icon

Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М.: Центр психологической культуры, 2002, 191 с. Удк 615. 851 Ббк 53. 57

НазваниеМетодическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М.: Центр психологической культуры, 2002, 191 с. Удк 615. 851 Ббк 53. 57
страница1/15
Дата конвертации10.12.2012
Размер2.11 Mb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

Майкл Д. Япко

ВВЕДЕНИЕ В ГИПНОЗ


Москва

ИВЦ «Маркетинг» 2002

УДК 615.851 ББК 53.57 Я69

Я69 Майкл Д. Япко. Введение в гипноз. Практическое руководство. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М.: Центр психологической культуры, 2002, 191 с.

УДК 615.851 ББК 53.57

ISBN 5-7856-0252-0

©Майкл Япко, 1988

© Центр психологической культуры, 2002

Памяти моей бабушки Молли Купер, которая всегда нам

помогала и моих дедушек Бетти и Сола Кемп, понимающих

чудесный мир сказок и лакомств. Благодаря всем им мне есть

что вспомнить

Выражаю признательность Меган Ли Горовитц, благодаря которой у меня есть к чему стремиться мыслями в будущем.

ВСТУПЛЕНИЕ

Когда Натали Гилман редактор издательства Брун-нер/Мазель Паблишере, рассказала мне о запланированной новой серии Basic Principles Into Practices (Основные принципы на прак­тике), описав ее как собрание материалов, знакомящих с различ­ными темами психотерапии, которые одинаково смогли бы стать источником знаний как для начинающих так и повтором для уже практикующих, я решил что это отличная идея. В настоящее время на любую тему можно получить такое множество информации, что обобщенный обзор кажется идеальным способом, для того чтобы представить основы данной области. Такая методика не перегрузит избыточной информацией.

Так возникла эта книга. В сжатой форме она ознакомит чи­тателя с темой, раскрывая множество разнообразных клинических проблем, приглашая их критически оценить, укажет подходящие методы и их применение.

При написании я в значительной степени использовал свою, более раннюю работу Trancework (Трансовая работа). В дан­ной книге добавлено несколько новых глав, однако я всегда имел в виду рекомендации издательства относительно компактности, ко­торая должна характеризовать общую серию Basic Principles Into Practices.

Гипноз — восхитительная тема. Если опустить таинствен­ность, какую ей приписывает большинство людей, и видеть в нем удобный инструмент для широкого клинического использования,

то эта тема как мне кажется получит большую привлекательность. Уже сама возможность оживить воспоминания или освободиться от чувствительности тела, так чтобы можно было проводить хирур­гические операции без использования анестетических средств, по­ражает. Гипноз это необыкновенно динамичная и разнородная об­ласть знаний, находящаяся в постоянном развитии. Я надеюсь, что благодаря этой книге вы поймете, какие серьезные и чудесные возможности предлагает она психотерапии.

Доктор Майкл Д. Япко Солана Бич, Калифорния

часть 1

ПРИНЦИПЫ

Глава 1

^ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ

В данной книге я не намерен представлять гипноз как сен­сацию , а также уверять что это панацея от всех болезней. Я хотел бы показать клинический гипноз в виде специфической системы коммуникации, которая учит, тому как слова могут лечить. Кли­нический гипноз позволяет проследить, как люди подстраивают реальность под собственные нужды, а также найти методы более эффективного сотрудничества с отдельными лицами. Обучиться гипнозу это один из способов повысить свои терапевтические спо­собности, которые повысят качество терапевтической работы. Од­нако прежде всего гипноз может стать мощным средством, служа­щим созданию у клиентов самодостаточности и независимости, уверенности в себе и повысить самооценку.

Клинический гипноз это умение, основанное на использо­вании соответствующих слов и жестов для достижения конкретных результатов. В книге мы заостряем внимание на применение про­цесса гипноза как основного фактора успешной коммуникации и изменений. Мы не акцентируем внимание на значении инициации и ритуалов в гипнозе, подчеркивая прежде всего необходимость быстрой оценки нужд отдельных клиентов, чтобы соответственно отреагировать на них.

Не многие отрасли могут похвастаться такой бурной исто­рией как гипноз. В различных формах он существовал тысячи лет тому назад. Некоторые люди частично принимают его, другие пол­ностью отрицают. Гипнотизеры всегда использовали определенные ритуалы (техники) и сильно перегибали с этим, но их понимание о том как влияют их действия на подопытных было относительно небольшим. При растущей сейчас акцептации гипноза и все более

широком его применении, необходимость в сознательном подходе к этой теме, кажется большей чем когда - либо.

Когда я говорю, что пользуюсь гипнозом как терапевтиче­ским методом в клинической практике, типичная реакция, с кото­рой я встречаюсь это одновременное восхищение и скептицизм. Почти все имели более или менее непосредственный опыт, связан­ный с гипнозом, предполагая, что мои занятия, в принципе ничем не отличаются от действий других людей, использующих техники гипноза. Немногие имели такую встречу с гипнозом, какая дала бы им возможность различать его типы и области применения. Кли­нический гипноз принципиально отличается от экспериментально­го, спортивного или эстрадного гипноза. Отдельные терапевты пользуются этой техникой по разному. Существует определенный недостаток в практике терапевтического гипноза — люди слишком часто убеждены что "гипноз это просто гипноз" и ищут предложе­ния обещающего больше за меньшую цену. А обещания иногда бывают просто скандальными!

Однако такой подход можно умело использовать. Сотруд­ничая с человеком, ищущим информацию о гипнозе вообще или касательно моей работы, я могу помочь получить знания необхо­димые для принятия обдуманных решений. Принципиальным во­просом для каждого профессионала должна быть уверенность в том, что его клиент полностью осознанно решился на конкретный способ лечения. Если кто-то не задает вопросов, это по крайней мере не означает что у него нет сомнений, обычно такой человек просто не знает о чем спрашивать.

Разговаривая с клиентом о его нуждах и природе клиниче­ского гипноза, как терапевтической техники, мы можем проин­формировать его. Такая информация поможет более реалистично оценить нужды; нам же это позволит получить ответ, каким обра­зом их лучше удовлетворить. Гипноз, опирающийся на чисто внешние формы, концентрируется лишь на борьбе с симптомами (как в газетных объявлениях уверяющих "Вы бросите курить после одной сессии!"), обычно не является верным способом лечения, и все же его применяют люди, ищущие магии и пытающиеся избе­жать лечения, требующего усилий со своей стороны или вызы­вающего страх. Иногда, впрочем методы подобного типа приносят обещанный результат. Почему? Я буду писать об этом.

Представление в средствах массовой информации гипноза как эстрадного искусства (особенно в программой прямой транс­ляции, также в кино и телевидении) привело к олицетворению его с магическим средством, благодаря которому, при помощи мощно­го внушения можно сейчас же решить все проблемы. Если бы я по­лучал по пять центов с каждого, кто утверждает что "быстрое вну­шение" поможет ему распрощаться с какой-нибудь привычкой, я давно стал бы миллионером! Когда я пытаюсь объяснять что все это может оказаться немного более сложным чем данный человек считает, я встречаю удивленный взгляд и вопрос: "А как это полу­чается что на сцене гипнотизер только щелкает пальцами, а загип­нотизированный делает все что ему приказывают?" Люди зачастую убеждены что всего одним простым жестом можно решить слож­ные проблемы; это ведет ко многим разочарованиям.

Выяснение целей и возможностей гипноза, как терапевти­ческого метода, почти всегда приносит отрицательные результаты. Однозначная постановка этого вопроса дает понять клиентам, что нельзя рассчитывать на чудесное выздоровление, поскольку оно не возможно. Это означает, что человек должен взять на себя ответст­венность за собственные проблемы и принять активную позицию при их решении. Формированию ошибочных представлений о гип­нозе в равной степени способствовали гипнотизеры, выступающие на сцене, как и те кто из за собственной глупости или жадности пользуется гипнозом как средством быстрого заработка. Такие лю­ди имеют ограниченные медицинские знания и немного или ничего не знают о гипнозе, отлично однако умея в водить с заблуждения клиентов, приписывая себе необыкновенную силу.

Это лишь поверхностный обзор проблем, с которыми стал­кивается клинический гипноз; остальные мы рассмотрим в этой книге в дальнейшем. Если гипноз будет всерьез рассматриваться как способ лечения, то пропагандируя его, необходимо будет при­нять во внимание пользу как для клиентов так и для терапевтов. Интерес к гипнозу это хорошее начало, необходимо однако так им управлять чтобы он обратился в осознание того, что гипноз ис­пользуемый в клинической практике способен предложить много новых великолепных способов работы с людьми, нуждающимися в помощи.

ЛИТЕРАТУРА

Araoz, D. (1985). The new hypnosis. New York: Brunner/Mazel.

Barber, T. (1969). Hypnosis: A scientific approach. New York: Van Nostrand Reinhold.

Brown, D., Fromm, E. (1986). Hypnotherapy and hypnoanalysis. Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Cheek, D., LeCron, L. (1968). Clinical hypnotherapy. New York: Grime Stratton.

Clark, J., Jackson, J. (1983). Hypnosis and behavior therapy. New York: Springer.

Fromm, E., Nash, M. (red.). (1992). Contemporary hypnosis research. New York: Guil-ford.

Gilligan, S. (1987). Therapeutic trances: The cooperation principle in Ericksonian hypnotherapy. New York: Brunner/Mazel.

Hammond, D. (red.). (1990). Handbook of hypnotic suggestions and metaphors. New York: Norton.

Hilgard, E. (1965). Hypnotic susceptibility. New York: Harcourt, Brace and World.

King, M., Citrenbaum, C, (1993). Existential hypnotherapy. New York: Guilford.

Kroger, W. (1977). Clinical and experimental hypnosis in medicine, den­tistry and psychology. Philadelphia: Lippincott.

O'Hanlon, W. (1987). Taproots: Underlying principles of Milton Erick-sons therapy and hypnosis. New York: Norton.

O'Hanlon, W., Martin M. (1992). Solution-oriented hypnosis. New York: Norton.

Sarbin, Т., Сое, W. (1972). Hypnosis: A social psychological analysis of influence communication. New York: Holt, Rinehart and Winston.

Spiegel, H., Spiegel, D. (1987). Trance and treatment: Clinical uses of hypnosis. Washington, DC: American Psychiatric Press.

Weitzenhoffer, A. (1989). The practice of hypnotism, t.1-2, New York: Wiley.

Wright, M., Wright, S. (1987). Clinical practice of hypnotherapy. New York: Guilford.

Yapko, M. (1990). Trancework: An introduction to the practice of clinical hypnosis. New York: Brunner/Mazel.

Zeig, J. (red.). (1982). Ericksonian approaches to hypnosis and psycho­therapy. New York: Brunner/Mazel.

Глава 2

^ С БОЛЕЕ ШИРОКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

Слово "гипноз" так часто использовалось, что почти лиши­лось всяческого значения. Если некий термин должен описывать такое множество понятий, то запутаться немудрено. Единого, об­щепринятого определения гипноза нет и по всей видимости мы еще не скоро дождемся такового. Также как не существует единой теории, которая была бы в состоянии описать все аспекты гипноза. Некоторые известные теоретики, ученые и практики, видя эту про­блему, рекомендуют посвятить больше внимания вопросам приро­ды явления гипноза (Hall, 1989; Hilgard, 1973, 1991; Lynn, Rhue, 1991; Rossi, 1993).

Тот факт что слово "гипноз" относиться к такому множест­ву видов разнородного опыта, убеждает среднего человека в том что "гипноз это гипноз", независимо от ситуации где он применя­ется. Часто также профессионалы, прошедшие необходимое обу­чение, не ознакомленные однако с гипнозом, скептически относят­ся к возможности использования его в клинических условиях. Они думают, есть ли какая - либо разница между клиническим гипно­зом и теми глупостями, какие им показывают с эстрады. Сторон­никам гипноза давно известны опасности, возникающие из такого положения вещей, однако термин "гипноз" все еще повсеместно используется. Однозначное определение гипноза на основе разно­родных понятий и гипнотических техник является, короче говоря, довольно сложной задачей. Пытаясь решить эту неблагодарную проблему можно воспользоваться уже существующими определе­ниями, обзор которых позволит нам понять разнообразие взглядов, существующих на эту тему. Более часто встречающиеся определе­ния можно представить так:

1.Гипноз это направленное воображение. Гипнотизер, или другой человек (в случае гетерогипноза) или сам заинтересо­ванный (в случае аутогипноза), действует таким образом, чтобы управлять чувствами, имеющими характер фанта­зии (Barber, 1979; Barber, Spanos, Chaves, 1974).

2.Гипноз это естественно измененное состояние сознания. Человек входит в гипнотическое состояние, значительно отличающееся от "нормального" состояния, в результате естественного процесса, не связанного с принятием каких либо субстанций или иного рода физического вмешательст­ва (Ludwig, 1966; Ludwig, Levine, 1965, Tart, 1969).

3.Гипноз это состояние расслабления и особой восприимчиво­сти к внушению. Личность достигая состояния расслабле­ния сознания и тела, легче реагирует на предлагаемое вну­шение (Edmonston, 1991; Miller, 1979).

4.Гипноз это состояние интенсивной концентрации внимания на определенной идее или сенсорном раздражителе (Spigel, Spigel, 1987).

Процесс клинического вмешательства можно описать как серию контактов терапевта и клиента (Araoz, 1985; Watzlawick, 1978). Независимо от терапевтической ориентации, контакт с кли­ентом используется для соответствующей оценки его ситуации и как средство терапии. Терапевтический контакт воздействует на человека, который попал в трудное положение, таким образом что его чувства и поведение меняются в сторону способствующую адаптации или приносящую пользу (Zeig, Rennick, 1991)

Для меня важнейшим вопросом в отношениях с клиентом является установление контакта и взаимное влияние. Именно в этот момент вступает в действие гипноз. Если отбросить статиче­ский образ гипноза, как субъективного внутреннего состояния дан­ного человека, сфокусировавшись на динамике интерперсонально­го контакта, применяемого терапевтом для воздействия на клиента так чтобы заставить его пережить внушаемый терапевтический опыт, то нам откроются совершенно новые и богатые возможно­сти. В контактах клиента с терапевтом, или гипнотизером, есть особенные элементы позволяющие изменить субъективный опыт клиента, давая возможность возникнуть терапевтическому влия­нию (Watzlawik 1985). Понимание гипноза в категориях интерак­ции делает ставку на успешную коммуникацию, что означает спо­собность определять способ мышления людей, и далее вступать с ними в контакт, таким образом, чтобы увеличить шансы к дости­жению договоренности на одном или на многих уровнях, а в ре­зультате добиться интеграции с выразительным позитивным зна­чением (Gilligen, 1987).

10

Когда в понимании гипноза (и терапии с его участием) мы сконцентрируемся в основном на его коммуникативном аспекте, увеличивающем силу влияния на ощущения другого человека, то видно что ритуалы и достижения отдельных уровней гипноза те­ряют свое значение в противовес уделению большего внимания специфическому использованию слов и жестов (Haley, 1973). Бла­годаря этому элементы каждого процесса коммуникации могут иметь черты гипноза, формально не являющиеся гипнозом (Watzlawik, 1985). Такой подход увеличивает потенциальную цен­ность изучения гипноза, для всех работающих с людьми. Даже ес­ли вы не хотите стать специалистом в гипнозе, то сможете полу­чить пользу познавая различные аспекты успешной коммуникации. Одно неверно использованное слово (или предложение) может за­труднить или сделать невозможным достижение позитивного ре­зультата лечения. В свою очередь точно использованное выраже­ние (или фраза) может способствовать созданию атмосферы дове­рия, которая значительно увеличит шансы успеха.

Распознание природы интерперсонального влияния я счи­таю весьма важным делом. Свой курс по социальной психологии я начинаю словами: "Когда вы одни, вы можете делать то, что не­возможно представить в присутствии хотя бы одного человека". (Само присутствие другого человека влияет на наше поведение. Вопрос не в том: "Влияете ли вы на людей?" — конечно влияете — а в том: "Как вы повлияете на них?". Научиться ответственно при­менять паттерны поведения, на других людях, одновременно ува­жая интеграцию тех с кем мы работаем, является настоящим вызо­вом. Эти паттерны касаются не только терапии или гипноза. Их можно увидеть везде где имеют место социальные контакты.) Рас­познание гипнотических элементов в обычной жизни это способ­ность, позволяющая более гибко и успешно использовать гипноз (Erickson, 1958).

Я определяю клинический гипноз как процесс коммуника­ции который вызывает влияние, уделяя большое внимание испол­нению установленных ритуалов, с целью достижения состояния, которое я называю "формальный гипноз". Растущая популярность близких к гипнозу техник, как дополнение непосредственных ме­тодов, является последствием открытия того, что человеческими ощущениями можно управлять, а гипнотические реакции возмож­ны без применения формальной индукции (Wagstaff, 1991;

11

Watzlawick, 1985) Если гипноз в определенном смысле является ощущением, возникающем в нормальной обстановке, то роль доб­рого гипнотизера сводится к целенаправленному развитию гипноза вместо того чтобы ожидать его случайного возникновения. Ведь ни один гипнотизер не вызывает ощущений не входящих в сферу ес­тественного опыта данного человека Когда я опишу явление гип­ноза это утверждение станет более ясным

Определение гипноза как процесса коммуникации, оказы­вающего влияние явно слишком обобщенно. Более точное опреде­ление — как это часто случается при попытках определить абст­рактные понятия — может быть сформулировано лишь тогда когда примутся во внимание определенные переменные, появляющиеся в данном контексте Я предлагаю менее жесткое, соответствующее ситуации, определение, принимающее во внимание субъективные ощущения гипнотизируемых. Этим ощущениям будет посвящено много места в этой книге

ЛИТЕРАТУРА

Araoz, D , (1985) The new hypnosis New York Brunner/Mazei

Barber T (1972) Suggested „hypnotic' behavior The trance paradigm vs an alternative paradigm W E Fromm, R Shor (red ), Hypnosis Research de velopments and peispectives (s 115-182) Chicago, IL Aldine Atherton

Barber, T Spanos, N , Chaves J (1974) Hypnotism Imagination and human potentialities Elmstord, NY Pergamon

Edmonston, W (1991), Anesis W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hypnosis Current models and pei spectives (s 197-237) New York Guilford

Enckson, M (1958) Naturalistic techniques of hypnosis American Jour­nal of Clinical Hypnosis, 1, 38

Gilligan, S (1987) Therapeutic trances The cooperation principle in Ericksoman hypnotherapy New York Brunner/Mazel

Haley, J (1973) Uncommon therapy The psychiatric techniques of Mil­ton H Enckson, M D New York Norton

Hall, J (1989) Hypnosis A Jungian perspective New York Guilford

Hilgard, E (1973) The domain of hypnosis, with some comments on al­ternative paradigms, American Psychologist 28, 972-982

Hilgard, E (1991) A neodissociation interpretation of hypnosis W Lynn, S , Rhue, J (red ), Theories of hypnosis Current models and perspective (s 83-104) New York Guilford

Ludwig, A (1966) Altered states of consciousness Archives of General Psychiatry, 15, 225-234

12

Ludwig, A , Levine, J (1965) Alterations in consciousness produced by hypnosis Journal of Nei vous and Mental Diseases, 140, 146-153

Lynn, S , Rhue, J (1991) An integrative model of hypnosis W S Lynn, J Rhue (red ), Theories of hypnosis Current models and perspectives (s 397-438) New York Guilford

Miller, M (1979) Therapeutic hypnosis New York Human Sciences Press

Rossi, E (1983) The psychobiology of mind-body healing New York Norton

Spiegel, H , Spiegel, D (1987) Trance and treatment Clinical uses of hypnosis Washington, DC American Psychiatric Press

Tart, С (red) (1969) Altered states of consciousness A book of read­ings New York Wiley

Wagstaff, G (1991) Compliance, belief, and semantics in hypnosis A nonstate, socio cognitive perspective W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hyp­nosis Current models and perspectives (s 362-396) New York Guilford

Watzlawick, P (1978) The language of change New York Basic Books

Watzlawick, P (1985) Hypnotherapy without trance W J Zeig (red), Encksonian psychothei ару, t 1, Structures (s 514) New York Brunner/Mazel

Zeig, J , Rennick, P (1991) Encksonian hypnotherapy A communica­tions approach to hypnosis W S Lynn, J Rhue (red ), Theories of hypnosis Cur­rent models and perspectives (s 275-302) New York Guilford

13

Глава 3

^ ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИФА

Клинический гипноз постоянно встречается с проблемой не­верной информации. Большинство такой информации легко предви­деть, что облегчает ее распознание и коррекцию. Гипноз обычно пред­ставляется как мощная форма контроля сознания и большинство недо­разумений основано на таком представлении (Levitan, Jevne, 1986, Mann, 1986;Udolf, 1981; Wester, 1984).

Разговор с клиентом о его убеждениях и о том, что он ожидает от гипнотического и психотерапевтического опыта, необходим чтобы получить уверенность в том что он обладает знаниями, дающими воз­можность принять сознательные решения, касающиеся процесса лече­ния. Когда же существует опасность того, что знания клиента в данной области недостаточны, придерживающийся принципов этики компе­тентный профессионал может дать такому человеку столько информа­ции, сколько будет необходимо для того чтобы он мог позитивным образом участвовать в лечении. Предполагаю, что существуют случаи в которых клиентам необходима лишь минимальная часть информа­ции, но есть и такие, где необходимо дать множество данных. Отдель­ные люди имеют различные нужды, которые можно выяснить лишь благодаря беседе. Необходимо всегда помнить, что хорошо информи­рованный клиент имеет намного больше шансов на то чтобы его тера­пия завершилась удачей (Kirsch, Council, 1992).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




Похожие:

Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М.: Центр психологической культуры, 2002, 191 с. Удк 615. 851 Ббк 53. 57 iconМетодическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М.: Центр психологической культуры, 2001. 356 с. Удк 615. 851 Ббк 53. 57
Стивен М. Джонсон. Психотерапия характера. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М.: Центр психологической культуры,...
Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М.: Центр психологической культуры, 2002, 191 с. Удк 615. 851 Ббк 53. 57 iconМетодическое пособие Ижевск 2010 ббк 53. 59. 2 Удк 615. 89
А 513 Алнашев, Алексей Как убрать проблему: методическое пособие / А. Алнашев. — Ижевск: Лада, 2010. — 32 с. Isbn 5-91533-017-7
Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М.: Центр психологической культуры, 2002, 191 с. Удк 615. 851 Ббк 53. 57 iconМетодическое пособие Ижевск 2011 ббк 615. 89 Удк 53. 592
...
Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М.: Центр психологической культуры, 2002, 191 с. Удк 615. 851 Ббк 53. 57 iconУчебно-методическое пособие для студентов очного и заочного отделений казань, 2009 ббк удк печатается по решению методического совета кафедр гуманитарных наук Казанского государственного медицинского университета
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения Казанского государственного медицинского...
Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М.: Центр психологической культуры, 2002, 191 с. Удк 615. 851 Ббк 53. 57 iconУдк 615. 851 Ббк 53. 57 Б 42 Беккио Ж., Росси Э. Б 42 Гипноз XXI века
Б 42 Гипноз XXI века — М.: Независимая фирма “Класс”, 2003. — 272 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 106)
Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М.: Центр психологической культуры, 2002, 191 с. Удк 615. 851 Ббк 53. 57 iconМетодическое пособие Ижевск 2010 ббк 88. 352. 1р Удк 159. 95
А 513 Алнашев, Алексей Избавление от злости: методическое пособие / А. Алнашев. — Ижевск: Лада, 2010. — 32 с. Isbn 5-9901011-6-3
Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М.: Центр психологической культуры, 2002, 191 с. Удк 615. 851 Ббк 53. 57 iconМетодическое пособие Ижевск 2010 ббк 63. 521 (=41)-7 удк 39(4/9)
А 513 Алнашев, Алексей Деньги — сила. Как привлечь к себе деньги? Методичес- кое пособие / А. Алнашев. — Ижевск: Лада, 2010. — 136...
Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М.: Центр психологической культуры, 2002, 191 с. Удк 615. 851 Ббк 53. 57 iconРуководство по использованию парадоксов в психотерапии. Методические материалы для слушателей курса «Психотерапия». Москва, 2002. 278 стр
Охватывает схемы, ориентированные на форму. Они выделяют целое или же контекст. Примером применения этой категории являются наши...
Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М.: Центр психологической культуры, 2002, 191 с. Удк 615. 851 Ббк 53. 57 iconМетодическое пособие для педагогов и студентов пед вузов. Шадринск, 2002. 70 с
Сидоров С. В. Изучение гуманистических отношений у старшеклассников: Методическое пособие для педагогов и студентов пед вузов. –...
Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М.: Центр психологической культуры, 2002, 191 с. Удк 615. 851 Ббк 53. 57 iconМосква просвещение-регион 2011 удк 372. 851. 046. 12 Ббк 74. 262. 21-7 б 14 Серия ォ Современные образовательные технологии サ
В. Б. Багирян, В. Г. Смелова Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы