Причины плохого аппетита icon

Причины плохого аппетита



НазваниеПричины плохого аппетита
Дата конвертации18.12.2012
Размер307.42 Kb.
ТипДокументы




Введение

В вашей семье появился малыш. Все проходило прекрасно, когда практически единственным блюдом для него было материнское молоко. Однако ребенок растет, а вместе с этим иногда появляются и некоторые трудности. Малыш вдруг начинает капризничать во время еды, плохо кушает или вообще отказывается от пищи. Иногда у взрослых, сталкивающихся с подобной проблемой изо дня в день, просто не выдерживают нервы. Родители начинают при помощи уговоров, а то и угроз и наказаний насильно кормить свое чадо, только укрепляя в нем отвращение к еде.

Если в вашей семье существует подобная проблема, то это небольшое издание поможет вам проанализировать сложившуюся ситуацию – может быть, и нет никакой проблемы и вы просто перекармливаете малыша. Вы сможете разобраться в причинах отказа вашего ребенка от еды. Кроме того, я попытаюсь вам подсказать, как сделать сам процесс питания более привлекательным для малыша, как преодолеть его капризность и нежелание попробовать то или иное блюдо. Главное, чтобы при общении с ребенком в такие моменты вы запаслись терпением и выдержкой, и тогда наверняка вы сможете найти выход из сложившейся ситуации.


^ Глава 1

Причины плохого аппетита

Как известно, причин плохого аппетита может быть много, и не только тех, которые основываются на антипатиях чада к тому или иному блюду. Плохой аппетит может проистекать из тех или иных недугов, неправильного питания, отсутствия режима или вследствие всевозможных страхов. Рассмотрим перечисленные причины подробнее.

Нередко в кабинет врача или психолога приходят родители и жалуются, что их дитя плохо ест, тогда как из-за их спины выглядывает вполне упитанное и довольное жизнью чадо. Когда же речь заходит о количестве пищи, составляющей порцию одноразового приема, оказывается, что ее вполне хватило бы и взрослому человеку. Другими словами, вы должны помнить, что ребенок в два, а то и в три раза меньше взрослого, поэтому ему требуется в два раза меньше еды. Порции делайте небольшими, но они обязательно должны включать в себя все белки, жиры и углеводы, а также витамины, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма малыша. Конечно же, вы столкнетесь с проблемой его отказа от еды, если станете предлагать ему такое количество пищи, какое съедаете сами.


Возможно, вы даже сможете сломить сопротивление малыша, что не самым благоприятным образом способно сказаться как на его психике, так и на его физическом здоровье. С одной стороны, он будет вынужден смириться с явной несправедливостью, а в будущем это может привести к его полному несопротивлению различным трудностям и безынициативности. С другой стороны, довольно скоро вам придется бороться уже с другой проблемой – избыточным весом вашего малыша. Словом, во всем должна быть мера. Дети, как правило, сами прекрасно определяют необходимое им количество пищи, поэтому, когда ребенок отказывается доедать порцию до конца, не заставляйте его делать это.

Иногда плохой аппетит ребенка проистекает не только из-за неправильного питания, но и вследствие отсутствия режима. Кормят его не в строго назначенное время, а когда придется. В этом случае ему трудно сориентироваться во времени и настроиться на прием пищи. Например, ребенок только разыгрался или встал после сна, а его зовут за стол. Обратная ситуация – малыш захотел есть, а еще ничего не готово. Дети, вынужденные питаться не по режиму, становятся нервными, капризными, плохо спят, причем иногда из-за того, что голодны, поэтому довольно скоро родители обращаются к специалистам, считая, что дитя болеет. Здесь достаточно только ввести и поддерживать в семье определенный режим дня. И уже через короткое время к очередному приему пищи ребенок станет испытывать чувство голода и, соответственно, у него и появится аппетит.

Однажды ко мне обратились родители, которые утверждали, что их малыш вообще практически ничего не ест за столом. В беседе выяснилось, что в этой семье принято, чтобы на видном месте всегда находились различные сладости: печенье, конфеты, халва. Все дело в том, что папа был ужасным сластеной, а поскольку по роду профессиональной деятельности он мог работать дома, то, соответственно, и на столе всегда находились различные вкусности. Дома же был и ребенок, за которым присматривала бабушка. Оказывается, малыш, подражая папе, постоянно жевал что-то сладкое в течение дня и сбивал себе тем самым аппетит. Да и добрая бабушка нередко угощала его то шоколадкой, то конфеткой. Именно поэтому за обедом или ужином он почти ни к чему не притрагивался.

Я посоветовала родителям ничего не давать ребенку из сладкого, кроме как в строго определенные режимом часы, и спрятать подальше вазы с печеньем и конфетами. Конечно же, ради здоровья малыша пришлось пожертвовать привычками и его отцу, однако родители решили строго придерживаться данных мной рекомендаций. Взрослые поговорили с бабушкой и взяли с нее слово, что она будет угощать внука только за завтраком или обедом, а сладости убрали в запираемый на ключ буфет. В первые дни родителям пришлось выдержать настоящую атаку со стороны ребенка, который капризничал и требовал сладостей. Где лаской, а где и строгостью родителям удалось убедить малыша, что отныне он будет получать свою долю конфет и печенья только после основных приемов пищи. Вскоре у ребенка нормализовался аппетит, что самым благоприятным образом отразилось на его физическом самочувствии и настроении.

Мой совет благоприятно подействовал и на отца малыша. Поскольку он уже не мог свободно лакомиться на глазах у ребенка, он стал это делать тайком и в гораздо меньших количествах. Это не могло не отразиться на его фигуре, поскольку ему пришлось отказаться от львиной доли сладких и мучных изделий.

Нередко плохой аппетит появляется у слишком впечатлительных детей под влиянием услышанных ими от сверстников или от взрослых различных страшных рассказов. Так, в моей практике был случай, когда ко мне привели пятилетнюю девочку, у которой никогда не было проблем с аппетитом, и вдруг она стала плохо есть. Попытки родителей как-то повлиять на нее, заставить ее проглотить еще одну ложечку заканчивались, как правило, тем, что девочка начинала просто давиться пищей. Мы поиграли с девочкой в различные игры, и в процессе взаимодействия с ней я выяснила, что несколько дней назад в ее присутствии соседка рассказывала ее маме, как одна женщина подавилась рыбной косточкой и умерла. История была скорее всего вымышленной, поскольку в ней явно прослеживались преувеличения и выделялись вычурные подробности. Ничего удивительного, что восприимчивый ребенок стал испытывать страх сначала при одном только взгляде на рыбу, а затем и на пищу вообще.

Впоследствии нам с родителями пришлось немало потрудиться, чтобы восстановить у девочки прежний аппетит. Поэтому постарайтесь заранее обезопасить себя от подобных ситуаций. Никому не позволяйте, а также и сами не рассказывайте при детях леденящие кровь истории, связанные с едой и с приемами пищи, ведь последствия этого могут быть самыми непредсказуемыми.


Случается так, что когда ребенок начинает посещать детский садик, у него пропадает аппетит, он часто капризничает за столом. В большинстве случаев так происходит вследствие природной его наклонности имитировать детей и взрослых из своего окружения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в голосе вашего чада вы слышите совершенно не свойственные ему нотки. Так, к примеру, одно время у меня жила дочка друзей, которым было необходимо срочно уехать на месяц в командировку. Она прекрасно ела в первые дни проживания со мной, но однажды за ужином, вместо того чтобы есть свою порцию, стала ковырять вилкой в тарелке.

Когда я спросила «В чем дело?» – девочка ответила, явно подражая кому-то из группы, что гарнир она есть не будет, а котлетку, так уж и быть, проглотит, а еще она возьмет сладости. Недолго думая, я просто выпроводила ее из-за стола, сказав, что мне нужно время на то, чтобы составить ей новое меню, куда бы входили конфеты, мороженое, пирожные, а она пусть денька два поголодает, поскольку раньше с ее заказом я просто не справлюсь.

Моя гостья минут десять раздумывала над сказанными мной словами, затем молча села и съела весь свой ужин без остатка. Видимо, девочка рассудила так: близятся выходные, и провести их на голодном пайке не очень уж здорово, тем более что вообще не очень-то ясно, когда будет готово это новое меню. Больше проблем с питанием у нас с ней не возникало. Другими словами, если вы видите, что ребенок отказывается есть не вследствие плохого самочувствия или каких-либо серьезных причин, а только из-за подражания кому-либо из группы, не бойтесь оставить его без обеда или ужина. Подойдите серьезно к его словам, но постарайтесь довести ситуацию до абсурда. Наверняка ваш малыш быстро поймет свою ошибку и постарается ее исправить.

Все намного серьезней, если нежелание есть связано с плохим самочувствием вашего малыша. Именно снижение или отсутствие аппетита нередко является первым признаком того или иного заболевания. Если вы и раньше замечали подобную особенность за ребенком, то ни в коем случае не заставляйте свое чадо есть в эти моменты. Известно, что в самом начале болезни организм усиленно борется с недугом, поэтому все силы должны быть направлены только на эту борьбу. Пищеварение, в свою очередь, также требует определенных затрат энергии, поэтому чем меньше ребенок в этот момент будет принимать пищи, тем быстрее организм справится с болезнью. В такие моменты давайте ему как можно больше жидкости, которая поможет вывести из организма все шлаки.

Во время самой болезни у детей аппетит снижен или вообще отсутствует. Конечно же, малышу и в этот период требуется питание, однако не старайтесь накормить его во что бы то ни стало. Порции не должны быть большими, а пища – жирной и трудно перевариваемой. Кроме того, когда малыш почувствует себя получше, он наверняка сам попросит у вас что-нибудь поесть.

Следует упомянуть о таких нарушениях пищевого поведения, непосредственно связанных с аппетитом, как анорексия, извращение аппетита и руминация. В первом случае ребенок просто отказывается от пищи. Любая попытка родителей накормить его заканчивается его яростным протестом, а то и рвотой.

Нервная анорексия характеризуется полным отказом ребенка от пищи. Очень часто это заболевание проявляется у девочек-подростков, однако может встречаться и в младшем возрасте. По мере развития заболевания вы можете заметить, что ребенок катастрофически теряет вес. И как вы ни убеждаете малыша в том, что есть все же необходимо, это ни к чему не приводит. Это связано прежде всего с тем, что ребенок делает вид, что усиленно ест, в то время как после еды вызывает у себя рвоту, чтобы избавиться от съеденного.

Со временем даже мысль о еде становится для него невыносимой, а упоминание о ней нередко вызывает рвоту. В результате в его организме могут наступить такие изменения, а потеря веса станет столь значительной, что прием пищи будет невозможен не только по психологическим причинам, но и уже по физиологическим. При этом в организме ребенка наблюдаются следующие явления – объем желудка уменьшается, переваривание пищи замедляется, а приступы голода совершенно исчезают. Анорексия – длительное и серьезное заболевание, и чтобы его избежать или заметить на ранней стадии развития, родителям следует внимательнее следить за своим малышом.

К сожалению, причины возникновения нервной анорексии до сих пор до конца не изучены. У маленьких детей она редко начинается с вполне осознанной диеты, это характерно для возраста постарше. Иными словами, анорексия у маленьких детей объясняется другими, нежели стремление к снижению веса, причинами психического характера. Возможно, не последнее место здесь занимают всевозможные страхи.

Вы можете заподозрить это заболевание у ребенка, когда заметите его странное поведение за столом. Так, малыш может излишне тщательно размельчать пищу, подолгу ковыряться в тарелке, припрятывать еду, тогда как раньше таких особенностей у него не наблюдалось. Иногда у страдающего анорексией появляются странные гастрономические предпочтения. Так, например, он не отказывается есть только одно-два блюда, в то время как раньше у него было значительно больше предпочтений. Кроме того, признаком нервной анорексии может быть резкая потеря веса. По мере уменьшения веса и усиления нарушения питания у малыша наблюдаются следующие симптомы: слабость, утомляемость, головокружение, запоры, иногда снижение артериального давления и резкое сердцебиение. Очень часто у таких детей понижается температура тела, они ощущают онемение в конечностях.


При лечении анорексии первое, о чем следует позаботиться, – это о восстановлении питания. Кроме того, работа с ребенком здесь должна проводиться в двух направлениях: вам нужно позаботиться как о физическом, так и о психическом состоянии своего малыша. А чтобы выздоровление протекало успешнее, ребенку желательно хотя бы на время сменить привычную обстановку. Внушайте ему, что он нужен окружающим, что его любят, что он имеет вполне привлекательную внешность. Обязательно убедите его в том, что еда необходима каждому человеку, поскольку является источником жизненной энергии.

Извращение аппетита встречается редко и чаще всего у детей младше трех лет. В этом случае ребенок отказывается есть обычную пищу, предпочитая ей несъедобные предметы. Следует отметить, что к этому заболеванию чаще всего склонны малыши с задержкой умственного развития или какими-либо психическими заболеваниями. Так, грудные дети предпочитают волосы, бумагу, шерсть, акварельные краски. Становясь немного постарше, страдающие подобным заболеванием малыши с удовольствием потребляют песок, землю, фекалии животных, листья и т. д.

Если вы заметили, что ваш ребенок пробует на вкус различные несъедобные предметы, не следует сразу же думать, что чадо страдает извращением аппетита. Многие здоровые малыши нередко пробуют все на зубок, однако, поняв несъедобность той или иной вещи, быстро выплевывают ее. С другой стороны, если ребенок интенсивно поедает несъедобные предметы, то необходимо обязательно показать его врачу. Как правило, дети сами «перерастают» извращение аппетита, поэтому постепенно – к возрасту 3—5 лет – начинают есть нормальную пищу.

По мнению специалистов, вплотную занимающихся данной проблемой, извращенный аппетит – это прежде всего расстройство поведения. Причины последнего до конца еще не изучены. Есть предположение, что данное заболевание возникает вследствие нарушения формирования поведенческих навыков или стресса. Постарайтесь создать в семье максимально спокойную обстановку. Ребенок не должен чувствовать себя одиноким или покинутым. С другой стороны, извращение аппетита может возникнуть как реакция на недостаток в пищевом рационе неорганических веществ (к примеру, солей железа и цинка) или других жизненно необходимых микроэлементов.

Словом, для излечения ребенка необходимо определить и устранить причины подобного поведения. Далее родителям следует внимательнее следить за ним. Если извращение аппетита появилось вследствие стресса, который испытывает ребенок по тем или иным причинам, необходимо устранить травмирующие психику малыша обстоятельства. Вы можете положительно повлиять на него путем перестройки поведения. Так, желательное поведение малыша поощряйте, а за отрицательные поступки наказывайте.

Этот метод может дать вполне хорошие результаты. Приведу пример из практики. Ко мне на прием обратились родители двухгодовалого малыша с жалобой на то, что ребенок стал есть землю, песок. В беседе я выяснила, что в доме сложилась критическая обстановка, поскольку молодой семье приходится жить с родителями жены, которые не упускают случая упрекнуть зятя в его неумении достойно содержать семью. Отсюда возникают многочисленные скандалы, и, конечно же, их свидетелем нередко становится ребенок. Я рекомендовала родителям малыша сменить обстановку и создать более спокойную атмосферу в семье. Кроме того, посоветовала все положительные поступки малыша, в том числе и употребление нормальной пищи, награждать похвалой и ласковым поглаживаем. С другой стороны, стремление малыша вновь попробовать землю или другие несъедобные предметы требовалось строго пресекать.

Довольно скоро ребенок избавился от дурной привычки, он понял, что как только он потянет в рот землю, его начнут ругать, в остальных же случаях – ласкают и хвалят, поэтому уже через короткое время он полностью изменил свое поведение. Конечно же, результат не был бы таким быстрым, если бы родители ребенка не сменили место жительства, однако и перестройка поведения малыша принесла свои плоды.

Еще одной причиной отказа вашего малыша от пищи и плохого аппетита может стать руминация, или т. н. жвачка. Это заболевание характеризуется вторичным пережевыванием и пережевыванием возвращенной из желудка обратно в рот пищи. Если ваш ребенок постоянно отрыгивает в полость рта и затем частично заглатывает полупереваренную пищу, вам необходимо обязательно показать свое чадо специалисту. К счастью, это заболевание встречается довольно редко и наблюдается у детей от 3 до 12 месяцев. Вы можете заподозрить руминацию у своего малыша, если последний часто принимает одну и ту же позу: спина выгнута дугой, мышцы живота напряжены, голова откинута назад. После отрыгивания, как правило, часть пищи сплевывается или вытекает изо рта, а часть вновь пережевывается и проглатывается. Иногда жвачка проходит самостоятельно, но в большинстве случаев требует лечения.


Причиной данного заболевания может быть неправильное поведение матери во время кормления. Если ваш малыш страдает от данного заболевания, значит, в первую очередь перестаньте воспринимать кормление чада в качестве своеобразной схватки. Ведь вы в любом случае сильнее своего ребенка. Иногда причиной заболевания является незнание родителями, как, когда и сколько нужно кормить малыша. Некоторые матери слишком часто кормят ребенка и за один раз пытаются скормить ему огромные дозы молока.

Еще одной причиной данного заболевания может стать недостаточная стимуляция ребенка. Другими словами, если у вас с малышом нет тесного контакта, вы мало разговариваете и играете с ним, у него не только нарушается формирование отношений с вами, но и возрастает риск заболевания руминацией. Иногда данное заболевание возникает в качестве ответной реакции на стрессовую ситуацию в семье.

Жвачка страшна тем, что у ребенка нарушается нормальное питание. Он выглядит изнуренным, теряет в весе, капризничает от голода между моментами срыгивания. Кроме того, если не лечить заболевание, оно может привести к обезвоживанию организма, отставанию в развитии вследствие нарушения питания и даже смерти.

Руминация очень трудно поддается излечению, поэтому больной ребенок в большинстве случаев нуждается в госпитализации. Вы должны составить рацион малыша т. о., чтобы в нем содержалось большое количество белка, который необходим для поддержания процессов роста. Не забывайте, что ваш малыш в этот период нуждается в вашей стимуляции, чтобы нормально развиваться как физически, так и психически. Вы должны укрепить отношения со своим ребенком, что наверняка благотворно скажется на его состоянии. Обязательно берите свое чадо на руки во время и сразу после кормления. Внимание, оказанное ребенку, поможет предотвратить срыгивание. Кроме того, обеспечьте малышу доброжелательную и спокойную атмосферу в семье. Во время лечения ребенок должен находиться под наблюдением педиатра.


^ Глава 2

Стоит ли делать трагедию из того, что ребенок плохо ест?

Очень часто родители, не имея достаточной выдержки и желания отнестись к своему ребенку с должным вниманием, для скорейшего решения проблемы с его кормлением прибегают к силовым методам воздействия или к запугиванию. Учтите, действуя угрозами и наказаниями, вы можете нанести своему ребенку огромный вред. Из такого малыша в будущем может получиться нерешительный, запуганный человек, постоянно сомневающийся в собственных силах, боящийся лишний раз обратить на себя внимание.

Наверное, у каждого взрослого человека с детства остается антипатия к тому или иному продукту, возникшая без, казалось бы, видимых причин. А дело все в том, что в свое время взрослые непедагогично поступили с ним, как он сейчас, возможно, поступает со своим малышом. Попробуйте вспомнить, почему вы, к примеру, так не любите манную кашу или рассольник. Не исключено, что вам на ум придет картинка, как бабушка или мама в порыве желания во что бы то ни стало накормить свое чадо запихивают вам очередную ложку с данным блюдом. Именно это и явилось результатом вашей нелюбви к нему. Иногда мы даже не можем вспомнить, из-за чего нам не нравится вкус того или иного кулинарного изыска. Возможно, этого не вспомнят и ваши дети, однако они до конца своих дней могут сохранить неприязнь к каше, которой их так усиленно кормили в детстве.

Давайте попробуем избежать подобных плачевных последствий родительского рвения. Если ребенок ничего не съел за обедом, это еще не трагедия. Возможно, малыш просто не успел проголодаться или перехватил что-то перед едой. Не настаивая на том, чтобы ребенок обязательно поел, отодвиньте от него тарелку. На ужин он обязательно все съест.

Многие ученые приходят к выводу, что не следует насильно кормить малыша, даже если он еще находится в люльке. Так, если настало время обычного кормления, а ваш младенец и не думает просыпаться, не будите его. Подождите, когда он сам откроет глазки и потребует от вас своей порции. В противном случае малыш спросонья станет капризничать и съест намного меньше, чем обычно. В результате он не сможет ни нормально выспаться, ни получить достаточного количества еды, поэтому весь день у вас уйдет на то, чтобы успокоить капризничающее чадо.

Другими словами, вы должны как можно быстрее избавиться от чувства, что если малыш не станет вовремя съедать все то, что лежит перед ним на тарелке, он обязательно погибнет от дистрофии. Этого не произойдет, поскольку ребенок не так беспомощен и хрупок, как мы думаем. Уж если он по-настоящему испытает голод, он найдет возможность попросить у вас поесть.

Так, к примеру, в семье известных педагогов Никитиных было семь человек детей. Глава придерживался мнения, что детей ни в коем случае нельзя кормить насильно. Однажды в семье заболел один из ребят. Он три дня ничего не ел, а родители не делали никаких попыток накормить свое чадо, только поили его водой. В результате детский организм смог преодолеть свой недуг, а ребенок в первый раз принял немного пищи только на четвертый день болезни.


Как правило, на втором году жизни ребенок, который раньше съедал все, что лежало перед ним на тарелке, становится очень разборчивым. Это связано прежде всего с тем, что ему требуется значительно больше времени, для того чтобы почувствовать себя голодным. Уменьшается порция, ведь если бы он ел, как раньше, то наверняка акселерация достигла бы невероятных размеров. С другой стороны, ребенок начинает ощущать себя личностью, самостоятельным человеком, у которого есть право на свои предпочтения и выбор. В этот период вкусы малыша могут меняться чуть ли не каждую неделю. Сегодня он с удовольствием поглощает какое-либо блюдо, а назавтра вообще на него не смотрит.

Задача родителей в этой ситуации – сохранять полное спокойствие и выдержку. Конечно же, вас может раздражать тот факт, что вы специально покупали и готовили для малыша то или иное блюдо, затрачивая на него средства и время, а он вдруг отказывается от еды, тогда как раньше проблем с ним у вас не было. Просто ваш малыш исследует этот мир и хочет ощутить различные вкусы, поэтому он вдруг отказывается от известной ему пищи и требует чего-то нового. Конечно же, довольно сложно готовить сразу несколько блюд на одно кормление. Этого, в общем-то, и не требуется, однако если вы хотите, чтобы ребенок хорошо ел, то постарайтесь сделать его рацион как можно разнообразнее. Многие дети, переходя на более взрослую пищу, начинают вдруг отказываться от молока. Не заставляйте ребенка во что бы то ни стало пить дневную норму этого ценного продукта, если он того не хочет. Словом, вы только внушите отвращение своему чаду к молоку на всю оставшуюся жизнь.

Подождите несколько дней. Если ребенок все равно продолжает отказываться от молока, не настаивайте, а попробуйте заменить продукт чем-то равноценным. Ему наверняка прекрасно подойдут такие продукты, как кефир, сыр, творог. Со временем при вашем правильном поведении ребенок вновь попросит у вас молока, и отвращение к этому напитку будет предотвращено. Это же касается и других продуктов. Если ребенок активно отказывается от каких-то блюд, не заставляйте его есть, а возьмите, как говорится, тайм-аут. Через какое-то время малыш, скорее всего, вернется к старым предпочтениям.

Многие родители боятся в питании положиться исключительно на вкусы своего ребенка, считая, что тот недостаточно зрел, чтобы выбрать необходимую ему пищу. Это совершенно не так. Как правило, дети прекрасно справляются с этой задачей, и без помощи взрослых они способны составить себе превосходный рацион, который удовлетворял бы все потребности растущего организма. Это в полной мере доказано известным педиатром Кларой Дэвис, которая решила выяснить, каким окажется рацион детей, если они в питании будут руководствоваться своими предпочтениями, если им будет представлен широкий выбор разнообразных блюд.

Для эксперимента она отобрала троих детей в возрасте от восьми до десяти месяцев, которые ничего не пробовали, кроме грудного молока, поэтому у них не было никакого отвращения или предпочтения к той или иной пище. Во время кормления перед детьми выставлялись шесть-восемь тарелок с простой здоровой пищей: овощи, фрукты, каши, мясо, черный хлеб, молоко и т. д. Малышам оказывали помощь только тогда, когда было ясно, чего они хотят попробовать. Так, к примеру, когда ребенок пробовал ручкой захватить что-то с тарелки, ему давали чайную ложечку этого блюда. Далее ребенок вновь тянулся к какому-либо кушанью.

В результате эксперимента выявлено несколько очень важных обстоятельств. Так, малыши, которым предоставили выбор различной пищи, отлично развивались. Иными словами, ни один из них не стал страдать ожирением и не умер от дистрофии. Более того, рацион такого ребенка за определенный период времени включил в себя все необходимые для растущего организма жиры, белки, углеводы и микроэлементы. Могло показаться, что малыш питается в соответствии с точными научными рекомендациями.

И последнее: Клара Дэвис столкнулась с тем обстоятельством, что предпочтения детей в пище постоянно менялись. Так, к примеру, малыш мог несколько дней жить исключительно на кашах, затем приступал к интенсивному употреблению мясных продуктов, потом переключался на овощи. Другими словами, ребенок интуитивно точно определял, каких веществ ему не хватало на данный момент, поэтому активно поглощал пищу, содержащую в больших количествах именно недостающие организму вещества.

А потому, уважаемые родители, доверяйте своему малышу. Если ваше чадо в какой-то прием пищи отказалось от каши, однако съело двойную, а то и тройную порцию овощного салата, не делайте из этого трагедии, значит, ребенку просто жизненно необходимы на данный момент вещества, которые содержатся именно в салате. Возможно, вам и трудно смириться с данным обстоятельством, поскольку покажется, что он не наелся. Однако ради здоровья ребенка, причем как физического, так и психологического, придется несколько пересмотреть свои взгляды на питание. Как известно, человек обладает интуитивными знаниями о том, что ему полезно. Именно поэтому внимательнее прислушивайтесь к себе и своему ребенку.


Кстати, родителям очень важно знать, из чего складывается здоровая пища. Так, к примеру, если вы станете кормить своего малыша исключительно сладостями, руководствуясь его желаниями, которые еще в раннем детстве искажаются из-за частого предложения ему конфет или копченостей, то едва ли это пойдет ему на пользу. Ко мне на прием однажды пришла женщина, мать пятилетней дочери, которая жаловалась, что ее девочка совершенно ничего не ест, если в блюдо не добавлен сахар. Прежде чем она съедала несколько ложек каши или супа, родителям приходилось выставлять на стол массу сладостей или заранее готовить блюда со сладким вкусом. Иногда доходило до того, что она требовала подсластить ей борщ. Малышка в семье был единственной и долгожданной, поэтому все ее прихоти выполнялись беспрекословно.

Маленькая тиранша вовсю использовала родительскую любовь, поэтому практически каждый день объедалась конфетами, шоколадками и печеньем. Конечно же, подобное обстоятельство не могло не сказаться на ее фигуре. До избыточного веса еще дело не дошло, однако девочка выглядела достаточно упитанной. Безусловно, требовались серьезные изменения в поведении и отношении к своему чаду прежде всего родителей. Я посоветовала матери немного строже относиться к своей дочери: если она отказывается есть без должного, по ее мнению, вознаграждения, не настаивать, а просто убрать тарелку до следующего кормления, исключив, по возможности, различные перекусы между приемами пищи.

С другой стороны, родителям следовало поработать с характером дочери, попытаться привить ей объективную самооценку. Навсегда избавиться от капризов дочери родители смогли только тогда, когда девочку на какое-то время пришлось оставить многодетной родственнице. Здесь никто не обращал внимания на ее капризы, поэтому девочка довольно скоро привыкла строить нормальные взаимоотношения с окружающими. Поэтому, когда родители вернулись, они не узнали своего чада, забывшего о всех своих былых замашках.

Некоторые родители сталкиваются с такой проблемой, как игра за столом. Малыш, едва научившись действовать ложкой, вдруг начинает мало есть, большую часть времени посвящая игре с ложкой, с едой, чашкой и другими столовыми приборами. Так происходит прежде всего оттого, что он уже не настолько голоден, как в самом начале кормления. Однажды ко мне обратилась мать двухлетнего малыша, которая жаловалась, что каждое кормление заканчивается тем, что ребенок убегает от нее, а она с тарелкой и ложкой ходит за ним, в подходящий момент скармливая ему очередную ложку пищи.

В процессе беседы выяснилось, что сначала малыш ест самостоятельно, по мере насыщения он начинает играть лежащими на столе предметами, а затем вообще встает на стульчик или выбегает из-за стола. Я посоветовала матери прекращать кормить ребенка и вообще убирать пищу со стола, как только он начинает баловаться. Значит, в этот момент он частично или полностью утолил голод, поэтому не следует кормить его насильно.

Как только ребенок перестает обращать внимание на еду, стоящую перед ним, можно считать, что поел он достаточно. Несмотря на некоторое несогласие с моими рекомендациями (мать считала, что малышу необходимо обязательно съедать всю порцию без остатка), родители мальчика все же стали убирать тарелку с пищей, как только он начинал играться за столом и вертеться. В результате он довольно скоро понял, что при первых признаках баловства тарелка с едой убирается, поэтому стал лучше есть. Кроме того, у мальчика появилась возможность самому устанавливать объем порции, которой ему достаточно для насыщения, поэтому к следующему кормлению он успевал проголодаться настолько, что у родителей все меньше и меньше возникало проблем с его аппетитом.

Если ваш малыш начинает капризничать, требуя тарелку с едой обратно, когда вы ее убираете со стола, дайте ему еще одну возможность поесть. Главное в этом случае – сохранять терпение и выдержку. Спокойно объясните ему, что пищей играть не следует, для этого существуют игрушки. Когда ребенок опять отвернется от тарелки, уберите оставшееся и постарайтесь переключить его внимание на что-то другое.

Приучайте ребенка к тому, что как только он насыщается, еда тут же убирается до следующего кормления. Не следует докармливать его позже, поскольку так вы только перебиваете ему аппетит перед следующим кормлением. Если малыш сначала отказался от пищи, а затем очень сильно проголодался, сделайте следующий прием пищи немного пораньше. Наверняка он с удовольствием съест все, что вы ему предложите. Если ребенок снова оставляет пищу на тарелке, значит, ему съеденного вполне достаточно. Вы же лучше пересмотрите детские порции. Возможно, вы накладываете ему слишком большое количество пищи для одного приема, и только из-за этого у вас возникают различные проблемы, связанные с питанием ребенка.


С раннего детства дайте ребенку возможность выбирать рацион питания и самостоятельно решать, какое количество еды ему необходимо. По возможности, исключайте продукты не только бесполезные, но даже вредные для растущего организма, особенно в больших количествах. Тогда ваш малыш без ошибок сам сможет правильно составить себе рацион и получать все необходимые жиры, белки и углеводы.


^ Глава 3

Как сделать интересным процесс поглощения пищи

Как известно, чтобы добиться максимального успеха в том или ином деле, необходимо заинтересовать непосредственный объект воздействия в самом процессе. Правда, опять же оговорюсь, если ребенок не желает доедать то или иное блюдо или просто отказывается от определенной пищи, не следует на него давить, заставляя во что бы то ни стало проглотить хотя бы несколько ложечек. Однако в жизни иногда случаются ситуации, когда дитя по неизвестным причинам плохо ест. У некоторых детей временами возникает такое отвращение к пище, что они вообще ничего не едят в течение дня. Конечно же, подобная диета нередко заканчивается голодным обмороком. В этом случае вам необходимо обязательно как-то воздействовать на малыша, прием пищи, к примеру, сделать для него более привлекательным и интересным.

В процессе кормления вы можете договориться с ребенком об игре. Здесь вам пригодятся различные потешки, небольшие сказочки. Так, к примеру, если у вас двое детей-погодок с плохим аппетитом, расскажите им сказку про двух обезьянок, которая может начинаться следующим образом:

«На одном зеленом острове жили две обезьянки. Буря, обрушившаяся на остров, унесла родителей обезьянок в открытое море, и они остались одни. Обезьянки были маленькими, поэтому долго прыгали по деревьям, пока не забрались на пальму, где росли вкусные и ароматные бананы. Обезьянки набросились на бананы. „Ам“, – сказала одна обезьянка. „Ам“, – вторила ей другая. Ну-ка, какая обезьянка съест больше бананов? (Вы должны в этот момент ловко отправлять порции пищи в рот малышам или следить, чтобы те ели самостоятельно.) Наконец, обезьянки наелись и подумали, что жизнь прекрасна, поэтому можно в свое удовольствие порезвиться и попрыгать по деревьям».

Сюжет сказки может развиваться от кормления к кормлению. Главные герои будут попадать в самые невероятные ситуации и, главное, с честью из них выходить. Ребенок, увлеченный сказкой, наверняка будет машинально отправлять в рот ложку за ложкой. Данный метод не совсем хорош, поскольку отвлекает малыша от самого приема пищи. Завороженно слушая истории, ребенок просто не в состоянии полностью ощутить вкус еды, что, конечно же, не очень благоприятно сказывается как на пищеварении, так и на заинтересованности малыша в приеме пищи.

Как вы заметили, в попытке заинтересовать малыша в сказке использовался элемент соперничества. Ребенок, стараясь опередить сотрапезника и получить заслуженную похвалу, стремится как можно быстрее справиться со своей порцией. Конечно же, это существенно помогает при кормлении, когда в семье растут два-три малыша. А что делать, если ребенок пока является единственным? Вы все равно можете прибегнуть к сказке, если пригласите к столу друзей своего чада или кого-нибудь из домочадцев. Совместный прием пищи нередко привлекает малыша, поскольку позволяет лишний раз пообщаться с друзьями.

Хорошие результаты дает привлечение кукольного театра к процессу питания. Не торопитесь приобретать много кукол, достаточно всего одной, которая будет разговаривать с малышом, разыгрывать различные сценки и даже кормить. Правда, в этом случае процесс кормления потребует присутствия обоих родителей, поскольку один будет кормить, а другой – выполнять роль кукловода.

Нередко малыш, привыкая не слушать родителей (вследствие их неправильного подхода к воспитанию своего чада), с удовольствием выполняет все рекомендации того или иного сказочного героя. Главное, чтобы родитель, исполняющий роль кукловода, хорошенько прятался за столом или за ширмой, и кукла появлялась только тогда, когда ребенок садится за стол. В остальное время ее следует тщательно прятать. Иначе малыш может испытать стресс, обнаружив в один прекрасный момент вместо живой куклы, к которой он привык, голову любимого героя с куском ткани.

Когда ребенок подрастет и приемы пищи не будут вызывать у него отвращения, кукольные представления во время еды можно прекратить, сказав, что главный герой ушел к другим малышам, у которых плохой аппетит, т. к. убедился в умении Сашеньки или Настеньки есть самостоятельно, а другим ребятам помощь тоже нужна. Правда, как и во всем, в использовании кукол для формирования у ребенка стойкого интереса к приему пищи следует соблюдать меру.

Нередко можно встретить ситуацию, когда собирается вся семья, чтобы накормить малыша. Мама, к примеру, подносит ко рту ребенка полную ложку, папа, бабушка и дедушка разыгрывают настоящие кукольные представления, лишь бы малыш в какой-то момент засмотрелся и потерял бдительность, а мама сумела отправить ему в рот очередную ложку. Безусловно, подобные представления, да еще и три-четыре раза в день, довольно утомительны. Не лучше ли дать малышу проголодаться и позволить ему выбрать, что он хочет съесть, нежели затрачивать столько сил и времени на одно только кормление?

Театральных кукол превосходно заменяют и обычные игрушки. Так, за стол вместе с ребенком посадите плюшевого мишку или любимую куклу. Процесс кормления в этом случае строится двумя способами. Перед игрушкой ставится пустая тарелка, и либо малыш сам пытается «накормить» своего любимца, либо вы подносите ложку по очереди то ребенку, то игрушке. Обязательно хвалите предлагаемое малышу блюдо, убеждайте его в том, что, к примеру, мишке каша очень понравилась, поэтому он просит у вас добавки. Хвалите и ребенка, если он проявляет самостоятельность и сам пытается есть или накормить игрушку.

Нередко в кормлении ребенка очень важен личный пример родителей. Если у вас в семье существует традиция на каждый обед, завтрак и ужин собираться всей семьей, не лишайте дитя удовольствия посидеть и поесть вместе со всеми. Видя, как взрослые с удовольствием, похваливая хозяйку, едят, ваше чадо наверняка потянется к ложке. С другой стороны, никогда не показывайте при нем свое недовольство тем или иным блюдом. Наблюдая брезгливое выражение лица своего отца или матери, малыш очень скоро станет им подражать, поэтому не следует удивляться, если чадо в один прекрасный момент откажется есть то, что вызвало негативную реакцию родителей.

Другими словами, если хотите, чтобы ребенок хорошо ел и не имел резкого отвращения к тому или иному блюду, вы прежде всего должны следить за своим настроением и отношением к еде вообще и тому или иному блюду в частности. Только тогда вы сможете выработать у малыша адекватную реакцию на любую здоровую пищу.

С детьми постарше вы можете придумать забавные названия для каждого блюда. Безусловно, здесь важно и эстетическое оформление пищи. Если кушанье подается на красивой тарелке, украшенным, да еще и источающим удивительно вкусный аромат, то даже не имея должного аппетита, ребенок, несомненно, с удовольствием съест все предложенное. С другой стороны, непривлекательный вид пищи, отталкивающая, а тем более грязная посуда могут раз и навсегда вызвать в нем отвращение к той или иной еде. Поэтому каждый прием пищи должен быть праздником не только для желудка, но и для глаз.

Предложите своему малышу самому накрыть на стол: красиво свернуть салфетки, правильно разложить приборы. Более того, вы можете вместе с малышом устроить для своих домочадцев настоящий сюрприз, создав в стиле оригами различные фигурки, конфетницы и вазочки, вырезав из цветной бумаги всевозможные салфетки и использовав все это для украшения стола. Наверняка все эти приготовления помогут малышу настроиться на предстоящий прием пищи, поднимут у него настроение и позволят почувствовать свою значимость, ведь он, как взрослый, участвует в общем деле. Несомненно, вы не сможете делать подобные праздники каждый день, однако воспоминания о данном событии еще долго будут посещать вашего ребенка, и аппетит у него значительно улучшится.

Уже с полуторалетнего возраста дети вполне способны внести свою посильную лепту в подготовку стола к приему пищи, перенося из серванта небьющиеся предметы и неострые приборы. Обязательно хвалите своего малыша за помощь, которую он вам оказывает. Тогда любой прием пищи будет окрашен для него в светлые, радужные тона. Кроме того, если малыш будет чувствовать со стороны взрослых уважение и поддержку, к нему будут относиться, как к взрослому, у него быстро пропадет желание капризничать. Тем более что нормальная самооценка ребенка и самоуважение не располагают к различного рода проблемам, связанным с приемом пищи.

Наверное, с детства всем известен лозунг: «Когда я ем – я глух и нем!». В какой-то мере он удобен, поскольку исключает возможность подавиться во время разговора при приеме пищи. Однако следует отметить, что наши предки придерживались совершенно иного мнения. Прием пищи был для людей лишним поводом для беседы. Это, с одной стороны, позволяло лишний раз пообщаться с родными и близкими, настроиться на доброжелательный лад, с другой – исключало всякую торопливость. За плавно текущей беседой неторопливо и тщательно пережевывалась пища. Возможно, именно поэтому у людей возникало меньше проблем с пищеварением, нежели сейчас, когда практически любой прием пищи осуществляется у современных людей на бегу.

Чтобы почувствовать сытость, человеку после приема пищи необходимо какое-то время подождать, чтобы она могла усвоиться и он почувствовал насыщение. Именно поэтому не торопите своего ребенка, стараясь как можно быстрее затолкнуть в него изрядное количество всевозможной пищи. Ваши совместные трапезы должны сопровождаться спокойной беседой. Так и ребенок положительно настроится на еду, ведь именно в этот период он может узнать много интересного от своих родных и высказаться на равных со старшими представителями семейства. Будьте уверены, что подобные трапезы благотворно повлияют как на его пищеварение, так и на психику.

Для стимулирования интереса малыша к пище вы можете привлечь его к непосредственному приготовлению тех или иных блюд. Конечно же, вы едва ли сможете доверить своему ребенку какие-нибудь сложные операции на кухне, однако посильный вклад он способен внести и в это нелегкое дело. Так, четырехлетний малыш может прекрасно вымыть картошку, слепить пирожок или вырезать формой печенье. Главное – похвалить его за усердие, даже если картошка не совсем чиста, а пирожок напоминает нечто бесформенное. Важно не это, а его стремление помочь вам и сама подготовка к приему пищи.

Безусловно, активное участие ребенка в приготовлении пищи может создать массу лишних трудностей и проблем для матери или бабушки. Однако если вы хотите, чтобы он хорошо ел и отличался аппетитом, а значит, и развивался, вам придется пойти на некоторые жертвы. Кроме того, с каждым днем у малыша будет получаться все лучше и лучше, поэтому довольно скоро вы сможете приобрести в его лице отличного помощника. Таким образом, временные неудобства могут принести вполне действенные результаты: прекрасный аппетит малыша и его ускоренное развитие, поскольку операции на кухне требуют определенных усилий воли и умственных затрат.

Уже за столом, когда соберутся все представители семейства, обязательно обратите внимание присутствующих на то, что малыш принимал участие в приготовлении того или иного блюда. Всеобщее удивление и похвала помогут ему почувствовать свою необходимость и значимость. Кроме того, под восхищенными взглядами родни он не сможет отказаться от кушанья, в приготовлении которого сам же и участвовал. Другими словами, вам необходимо убедить малыша в том, что как процесс приготовления пищи, так и ее прием очень важны и для организма ребенка, и для общения с родными и близкими.

Давно замечено, что ребенок начинает есть значительно лучше, когда полностью овладевает ложкой и учится самостоятельно принимать пищу. Возможно, ему просто интересно овладевать новым предметом, а также в какой-то мере приобщаться к миру взрослых. Безусловно, это не такое простое занятие, как может показаться взрослому на первый взгляд, поэтому в первые дни после того, как малыш научится держать ложку, наверняка каждый прием пищи будет сопровождаться испачканной одеждой и кусочками пищи, разбросанными по всей комнате.

Наберитесь терпения, ведь от того, насколько быстро научится малыш есть самостоятельно, зависит и его стремление съесть всю предложенную пищу, и даже его умственное развитие. Ребенок как можно раньше должен попробовать свои силы в этом деле, ведь чем быстрее он возьмет в руки ложку, чем быстрее он научится пользоваться данным прибором, тем меньше проблем у вас возникнет с кормлением. Да, вам волей-неволей придется столкнуться с определенного рода трудностями, зато результаты обязательно выразятся в возросшем аппетите вашего чада.

Здесь следует обязательно отметить, что как только ребенок научится самостоятельно съедать свое блюдо за 10—15 мин, вы должны вообще отказаться от того, чтобы кормить его с ложки. Иногда родители сами не позволяют малышу проявлять инициативу, страшась за чистоту в доме. И вот он достигает двухлетнего возраста и успевает привыкнуть к тому, что его кормят, а ему вдруг вручают ложку и требуют, чтобы он ел самостоятельно! Безусловно, такой поворот событий создает ему немало проблем. Малыш капризничает, не желает есть ложкой, теряет аппетит. В отношениях ребенка с родителями появляется напряженность.

В результате в большинстве случаев все заканчивается тем, что мать или отец не выдерживают и снова начинают кормить малыша с ложечки. В этом случае очень важно проявить выдержку. Если вы по тем или иным причинам пропустили момент, когда ребенок сам потянулся к ложке, то все же вручите ему прибор. Возможно, сначала вы вместе будете действовать в этом направлении. Ребенок будет стараться донести свою ложку до рта, а вы помогайте ему. Постепенно у малыша будет получаться все лучше и лучше, поэтому через какое-то время он сможет справиться с едой самостоятельно. В тот момент, когда он пробует есть сам, родителям очень важно сохранять спокойствие, терпеливо направляя руку малыша, иначе резкими движениями или окриком вы невольно можете внушить чаду отвращение к той или иной пищи.

Наверное, наиболее эффективный способ сохранить аппетит ребенка – внимательно относиться ко всем его желаниям, касающимся пищи, и не мешать ему определять, чего он сам хочет есть. Даже если он отдает предпочтение какому-либо одному блюду и совершенно не притрагивается к другому, не следует бить тревогу, скорее всего, его вкусы через какой-то промежуток времени сами изменятся. Ваша основная задача – обеспечить своему малышу разнообразное и полноценное питание.


Заключение

Прочитав эту книгу, вы наверняка сможете разрешить многие проблемы, связанные с кормлением ребенка. Иногда родители просто не знают, что предпринять, когда дитя упрямо сжимает губы и отворачивается от предлагаемой ему пищи. Многие не выдерживают и переходят к насильственным методам, нередко приводящим к тому, что дитя начинает испытывать отвращение к определенному виду пищи. Нередко вслед за этим начинаются и проблемы, связанные с психикой малыша, его самооценкой. Я надеюсь, что это издание поможет вам избежать подобных неприятностей, укажет приемлемый выход из любой сложной ситуации, так или иначе связанной с едой. Ваш малыш, безусловно, достоин большего, нежели постоянные угрозы и понукания, поэтому постарайтесь найти ключик к своему чаду, что позволит вам при его кормлении избежать стольких затрат времени и сил. Наверняка рекомендации, представленные в данной книге, помогут вам в первую очередь избавиться от лишних беспокойств, пересмотреть некоторые свои взгляды на процессы питания, а также найти те средства и способы, которые заинтересовали бы ваше чадо, снизили или вообще исключили вероятность возникновения у него отвращения к тем или иным блюдам.




Похожие:

Причины плохого аппетита icon4. 4 психолого-педагогическая коррекция при нарушениях учебной деятельности
Педагог-репетитор не анализирует психологические причины плохого понимания, а просто помогает ребенку всеми имеющимися в его распоряжении...
Причины плохого аппетита iconПриятного аппетита!!!!

Причины плохого аппетита iconУрок 1 различные природные явления и причины их возникновения
Цель: рассмотреть основные виды и причины возникновения опасных природных явлений, наблюдаемых на территории России
Причины плохого аппетита icon2. 2 причины отклонений в развитии ребенка
Специалисты делят причины, повинные в развитие отклонений у детей, на две группы: неблагоприятные факторы внешней среды и наследственное...
Причины плохого аппетита iconУрок 24. Самая долгая война в истории Предмет: история. Класс Дата: 28. 12. 2011 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р
Цели: определить причины Столетней войны; охарактеризовать военную тактику англичан; рассмотреть причины возрождения военной мощи...
Причины плохого аппетита iconУрок 14 наводнения. Виды наводнений и их причины
Цель: рассмотреть, что собой представляет наводнение, виды наводнений и их причины
Причины плохого аппетита iconУрок 28. Культура Западной Европы в XIV-XV веках: новые горизонты Предмет: история. Класс Дата: 09. 01. 2011 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р
Цели: рассмотреть причины зарождения гуманизма; охарактеризовать искусство Возрождения; рассмотреть причины складывания нового типа...
Причины плохого аппетита iconТема: Смутное время и Дворцовые перевороты Цели урока
Образовательная: определить причины дворцовых переворотов в России; познакомить с историей дворцовых переворотов. Закрепить причины...
Причины плохого аппетита iconНаталья Мстиславовна Виторская Причины болезней и истоки здоровья
«Виторская H. М. Причины болезней и истоки здоровья, 5-е издание»: Общероссийская общественная организация наумпиКП, Амрита-Русь;...
Причины плохого аппетита iconСтариков В. В. Четыре типа личности: психолог, техник, спикер и теоретик
Как определить степень пригодности на роль политика, артиста или руководителя? В чём состоят причины преступности и безработицы,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы