Учебник Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений icon

Учебник Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений

НазваниеУчебник Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
страница1/59
Дата конвертации21.12.2012
Размер8.77 Mb.
ТипУчебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   59


классический университетский учебник

Серия основана в 2002 году по инициативе ректора

МГУ им. М.В. Ломоносова

академика РАН В.А. Садовничего

и посвяшена

250-летию Московского университета




КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ УЧЕБНИК

Редакционный совет серии:

Председатель совета

ректор Московского университета

В.А. Садовничий

Члены совета:

О.С. Виханский, А.К. Голиченков, М.В. Гусев,

В.И. Добренькое, А.И. Донцов, Я.Н. Засурский,

Ю.П. Зинченко (ответственный секретарь),

А.И. Камзолов (ответственный секретарь),

СП. Карпов, Н.С. Касимов, В.П. Колесов,

А.П. Лободано, В.В. Лунин, О.Б. Лупанов,

М.С. Мейер, В.В. Миронов (заместитель председателя),

А.В. Михалев, Е.И. Моисеев, Д.Ю. Пушаровский,

Раевская О.В., Ремнева М.Л., Розов Н.Х.,

A.M. Салецкий (заместитель председателя),

А.В. Сурин, С.Г. Тер-Минасова,

В.А. Ткачук, Ю.Д. Третьяков, В.И. Трухин,

В.Т. Трофимов (заместитель председателя), С.А. Шоба

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

ИСТОРИЯ

соииологии

(XIX - первая половина XX века)

^ Под общей редакцией профессора В.И. Добренькова

Учебник

Допущено Учебно-методическим объединением

по классическому университетскому образованию

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности 020300 Социология





^ Н\ М.В.Ломоносова jff

(/^с«**Х

Москва

ИНФРА-М

2004

УДК 316(075.8) ББК60.5я73 И 90

Печатается

по решению Ученого совета

Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Рецензенты: доктор социологических наук, профессор ^ Н.Е. Покровский;

кафедра социологии, психологии и педагогики

Государственного технологического университета «Станкин»

(зав. кафедрой доктор философских наук, профессор ^ Е.А. Кириллова)

История социологии: В 3 кн.: Учебник / Под ред. проф. И 90 В.И. Добренькова. - Кн. 1: История социологии (XIX - первая половина XX в.). - М.: ИНФРА-М, 2004. - 592 с. — (Классический университетский учебник).

ISBN 5-16-001790-9 (кн. 1) ISBN 5-16-001644-9 (общий)

В первой книге фундаментального учебника по истории социологии рассматривается история западной социологии XIX — первой половины XX в.

В ней с надлежащей полнотой излагаются и всесторонне анализи­руются основные социологические концепции, разработанные в этот период в странах Западной Европы и США. Формирование основных направлений и парадигм социологической науки рассматривается в широком историческом контексте. Содержание учебника соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности Социология.

Учебник адресован студентам, аспирантам, преподавателям социо­логических факультетов и отделений высших учебных заведений, а также научным работникам.

УДК 316(075.8) ББК 60.5я73

ISBN 5-16-001790-9 (кн. 1) © Авторский коллектив, 2004

ISBN 5-16-001644-9 (общий) © МГУ им. М.В.Ломоносова,

художественное оформление, 2003

Предисловие

Уважаемый читатель!

Вы открыли одну из замечательных книг, изданных в серии «Классический университетский учебник», посвященной 250-летию Московского университета. Серия включает свыше 150 учебников и учебных пособий, рекомендованных к изданию Учеными советами факультетов, редакционным советом серии и издаваемых к юбилею по решению Ученого совета МГУ.

Московский университет всегда славился своими профессора­ми и преподавателями, воспитавшими не одно поколение студен­тов, впоследствии внесших заметный вклад в развитие нашей страны, составивших гордость отечественной и мировой науки, культуры и образования.

Высокий уровень образования, которое дает Московский университет, в первую очередь обеспечивается высоким уровнем написанных выдающимися учеными и педагогами учебников и учебных пособий, в которых сочетаются как глубина, так и доступность излагаемого материала. В этих книгах аккумулируется бесценный опыт методики и методологии преподавания, который становится достоянием не только Московского университета, но и других университетов России и всего мира.

Издание серии «Классический университетский учебник» наглядно демонстрирует тот вклад, который вносит Московский университет в классическое университетское образование в нашей стране и, несомненно, служит его развитию.

Решение этой благородной задачи было бы невозможным без активной помощи со стороны издательств, принявших участие в издании книг серии «Классический университетский учебник». Мы расцениваем это как поддержку ими позиции, которую занимает Московский университет в вопросах науки и образования. Это служит также свидетельством того, что 250-летний юбилей Москов­ского университета — выдающееся событие в жизни всей нашей страны, мирового образовательного сообщества.

^ Ректор Московского университета Г), Lbty* c^4-"
академик РАН, профессор В. А. Садовничий

Редакционная коллегия:

В.И. Добренькое, З.Н. Осадченко, НЛ. Полякова,

Е.К. Прокудина, А. Б. Рахманов

Авторский коллектив:

В.И. Добреньков — «Социология на пороге третьего тысячелетия: некоторые итоги и перспективы развития».

В.А. Кудрявцев — «Исторические, научные и философские предпосылки воз­никновения социологии».

^ В.П. Трошкина — «Социологическая теория Огюста Конта».

В.И. Гараджа — «Социология Эмиля Дюркгейма».

В.П. Овчаренко — «Психологическая традиция в социологии: Габриэль Тард

и Густав Лебон».

^ Н.Г. Осипова — «Индуктивная социология Джона Стюарта Милля», «Социологические идеи К. Маркса и Ф. Энгельса».

В.Г. Николаев — «Эволюционистская социология Герберта Спенсера», «Ранний функционализм и структурализм в британской социальной антро­пологии», «Чикагская школа».

^ А.Б. Рахманов — «Жизнь и деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса», «Социологическая теория капиталистического общества марксизма».

К. Брукмайер — «Социология Фердинанда Тенниса» (перевод с немецкого Е. Никитина).

^ Н.Л. Полякова — «Социологическая теория Георга Зиммеля», «Теория обще­ства Макса Вебера».

К. Брукмайер, С. Никитин — «Социология Макса Вебера».

В.И. Добреньков, А.Б. Рахманов — «Социологические идеи Гаэтано Моски», «Теоретическая социология Вильфредо Парето», «Политическая социология Роберта Михельса».

^ Л.А. Бурганова, Л.А. Панкова — «Ранняя американская социология: станов­ление парадигмы».

Е.И. Кравченко — «Теория символического интеракционизма Джорджа Герберта Мида».

Е.И. Кукушкина — «Социология Питирима Сорокина».

СОДЕРЖАНИЕ

^ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ

Социология на пороге третьего тысячелетия: некоторые итоги и
перспективы развития 11

Исторические, научные и философские предпосылки

возникновения социологии

Введение. Постановка проблемы 32

Развитие философии и естествознания в XVII—XVIII вв 33

Развитие теории познания и социально-политических

учений в XVII-XVIII вв 35

Просвещение и материализм во Франции в XVIII в 40

Основные выводы 45

^ СОЦИОЛОГИЯ ФРАНЦИИ

Социологическая теория Огюста Конта

Введение. Краткая биография 47

Теоретические предпосылки социально-философской

доктрины О. Конта 49

Философские основы социологического учения О. Конта.... 53 Основные положения социологической концепции О. Конта 59

Позитивная политика О. Конта 68

Заключение. Историческое значение учения О. Конта 74

Социология Эмиля Дюркгейма

Краткая биография 79

Предмет, метод и предназначение социологии 79

Солидарность: проблема интеграции индивида и общества... .91
Общество и религия 104

Психологическая традиция в социологии: Габриэль Тард,

Густав Лебон

Общая характеристика психологической социологии 116

Психологическая социология Г. Тарда 116

Психологическая социология Г. Лебона 125

Некоторые итоги. Психологическая социология во второй
половине XIX — начале XX в 129

8 Содержание

^ СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Индуктивная социология Джона Стюарта Милля

Краткая биография Дж. Ст. Милля 132

Теоретические источники социологии Дж. Ст. Милля 133

Индуктивная логика как методология социальных

наук. Проблема метода 135

Социология в системе нравственных наук. Взгляды на

общество 142

Социально-политические взгляды. Учение

о морали. Рассуждения о свободе 149

Историческое значение учения Дж. Ст. Милля 158

Эволюционистская социология Герберта Спенсера

Жизненный путь и основные работы 162

Синтетическая философия и теория универсальной эволюции .166

Методологические основы научной социологии 169

Развитие социальных систем 179

Структура общества 186

Эволюция социальных институтов и типы обществ 190

Значение социологических идей Спенсера 193

Ранний функционализм и структурализм в британской социальной

антропологии

Функционализм Бронислава Малиновского 197

Сравнительная социология Альфреда Р. Рэдклифф-Брауна.. .215

Влияние идей Б. Малиновского и А.Р. Рэдклифф-Брауна

на теоретическую и эмпирическую социологию 231

^ СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ

Социология Карла Маркса и Фридриха Энгельса

Жизнь и деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса 233

Социологические идеи К. Маркса и Ф. Энгельса 237

Социологическая теория капиталистического общества
марксизма 265

Социология Фердинанда Тенниса

Жизнь и труды 298

Социология Тенниса 299

Влияние социологии Тенниса 305

Содержание

9

Социологическая теория Георга Зиммеля

Краткая биография. Философия и социология Г. Зиммеля .. .309

Методологические основания социологической теории 312

Теория общества 318

Общество и его развитие. Капиталистическое общество 331

Социология Макса Вебера

Жизнь и научная деятельность 339

Социология Вебера 346

Восприятие и влияние Вебера 363

Теория общества Макса Вебера

Методологические принципы, лежащие в основе теории

общества М. Вебера 368

Понятие общества 377

Теория капиталистического общества 386

^ СОЦИОЛОГИЯ ИТАЛИИ

*

Социологические идеи Гаэтано Моски

Жизнь и труды 401

Предмет и метод социологии 404

Теория политического класса 407

Значение идей Г. Моски 416

Теоретическая социология Вильфредо Парето

Жизнь, творчество, эпоха, личность 418

Введение в систему научных взглядов Парето 424

Социология как «логико-экспериментальная наука» 425

Социологическая система Парето 427

Оценка социологических идей Парето и их восприятие 447

Политическая социология Роберта Михельса

Жизнь и труды 451

Методологические и общесоциологические взгляды

Михельса 454

Социология партий. Теория олигархизации 456

^ СОЦИОЛОГИЯ США

Ранняя американская социология: становление парадигмы
Уильям Грэм Самнер

466

10 Содержание

Альбион Смолл 473

Лестер Франк Уорд 478

Франклин Генри Гиддингс 485

Чикагская школа социологии

Предыстория и предпосылки формирования Чикагской

школы 497

Чикагская школа: общая характеристика 498

Социально-экологический подход 500

Четыре уровня организации сообщества 504

Город как объект исследования 508

Концепция маргинальной личности 513

Другие исследования 517

Теория символического интеракционизма Джорджа Герберта Мида

Краткая биография 521

Социология или социальная психология? 522

Что значит относиться к себе как к другому? 535

Социальное действие 547

Язык — это социальный процесс 551

О роли науки и призвании ученого 555

Символический интеракционизм в современной социологии.. .560

Социология Питирима Сорокина

Два периода творческой биографии П.А. Сорокина (общая

характеристика) 564

Становление П.А. Сорокина как ученого, педагога и

организатора науки (российский период) 567

Основные темы научных исследований П.А. Сорокина после

1922 г. (американский период) 578

Педагогическая и научно-организационная деятельность

П.А. Сорокина в США 586

^ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ

Социология на пороге третьего тысячелетия: некоторые итоги и перспективы развития

Состояние социологической теории в любой исторический период определяется прежде всего двумя базисными моментами. Первый состоит в том, что социология всегда стремится темати-зировать, описать и теоретически постичь наличное социальное состояние, или состояние общества на данный момент во всей со­вокупности его функций и проявлений, а также отыскать те основ­ные социально-исторические факторы и обстоятельства, которые способствовали становлению и оформлению наличного состояния общества.

Второй момент заключается в том, что характер социологи­ческой теории в каждый период во многом определяется ее собс­твенным историческим прошлым, тем путем, который проделала социологическая теория. Предметно-содержательное, логическое и методологическое развитие социологической теории в значи­тельной мере задает общий теоретический горизонт, определяет проблемное поле и предоставляет инструментарий для многооб­разных конкретных и специализированных исследований соци­альной реальности.

Взаимодействие двух указанных моментов проявляется в том, что новизна наличного социального состояния модифицирует и расширяет общий горизонт унаследованной социологической теории, формулировку ее основных проблем. Новое социальное состояние требует трансформации старых теорий (или отказа от них) и создания новых.

Современная социология — это и социология, исследующая социальное настоящее, и социология, имеющая двухсотлетнюю историю развития.

Следует подчеркнуть, что в ходе взаимодействия двух указан­ных базисных моментов, как правило, возникает напряжение меж­ду требующими исследования новыми социальными явлениями и унаследованными, но уже не во всем адекватными средствами такого исследования. Это напряжение порождает интенсивные

12

^ История социологии

теоретические поиски, стимулирует методологическую самореф­лексию. В результате оно трансформируется в напряжение между унаследованными и новыми социологическими теориями, стре­мящимися постичь новое социальное состояние. Подобное «им­манентное» противоречие между старыми и новыми теориями и составляет, как правило, нерв социологического поиска.

В настоящее время напряжение между историческим наследи­ем социологии и современностью конкретизируется в виде напря­жения между социологией, как социологической теорией модерна, обществ модерна, и социологическими теориями современности, получившими название постмодерна.

В силу указанных обстоятельств представляется необходимым сосредоточить внимание на сравнительном анализе основных идей и позиций, с одной стороны, социологических теорий модерна, с другой — современных социологических теорий. Прежде всего следует осуществить сравнительный анализ тех концептуальных образований, которые составляют общий предметный и теорети­ческий каркас всего многообразно дифференцированного ком­плекса социологического знания, иными словами, тех теорий и концепций, которые образуют теоретическую основу современной социологии и в которых формулируются соответствующее социо­логическое видение и основные методологические представления, касающиеся природы социальной реальности и социологии как науки, а также общую социальную теорию общества и теорию со­циального развития.

Итак, проанализируем последовательную историческую трансформацию указанных теоретических оснований социальной науки, происходившую на фоне реальной исторической трансфор­мации классического модерна в современное социальное состо­яние, получившее название постмодерна, глобального общества и т.п.

* * *

Социология как наука, отличающая себя от всех других наук и прежде всего от всех вариантов предшествующей социальной рефлексии, возникла на рубеже XVIII—XIX столетий. Ее возник­новение было обусловлено целой серией вполне известных и об­щепризнанных факторов. Назовем два наиболее важных.

Первый — европейские буржуазные революции XVII- XVIII столетий, которые способствовали становлению обществ модерна: капиталистических, индустриальных, демократических обществ

^ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ

13

с рыночными экономиками и парламентскими политическими системами. Одним из следствий этого процесса стало возникно­вение гражданского общества. Впервые появляется общество не как объект политического управления со стороны государства, а как относительно автономная сфера, сфера спонтанного социаль­ного взаимодействия и социальных форм. Соответственно впервые появляется общество не как объект и предмет политической или социальной философии, а как объект и предмет социологии.

Второй фактор — становление науки Нового времени и но­вой научной картины мира, в рамках которых были разработаны и сформулированы принципы научности и концепция естествен­нонаучного закона, не только востребованные новой социальной наукой, но и ставшие условием ее формирования. Социология началась с того, что была провозглашена Огюстом Контом в ка­честве отдельного специфического знания, претендующего на статус позитивной науки. Родоначальник позитивизма вычле­нил и обосновал социологию как исторически сформировавшу­юся на «позитивной стадии» развития человечества новую науку, обладающую своим собственным позитивным методом и своим предметом.

Научность социологии очень жестко увязывалась с ее эмпи­рической фундированностью, рациональностью используемой ею методологии и способностью к открытию и формулированию за­конов общественного порядка и развития.

Уже в классический период ее развития в социологии оформи­лись два базисных методологических подхода. Первый заключался в формулировании социологической теории на основании при­оритета целого, общества, структуры по отношению к индивидам и их социальному действию (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К. Маркс). Второй подход основывался на методологическом при­оритете действия индивидов по отношению к структуре, обществу. Речь идет прежде всего о теориях Г. Зиммеля и М. Вебера.

Эти методологические альтернативы являют собой фундамен­тальную дуальность, разрешением которой занималась вся после­дующая социологическая методология вплоть до наших дней. Спор ведется по поводу того, что является причиной (определяющим), а что — следствием (определяемым). Действие определяет струк­туру или структура определяет действие?

Первый подход опирался на объективистски-позитивистскую методологию, второй — на интерпретационную методологию, на те­орию понимания. Первый подход рассматривал социологию как ана-

14 История социологии

логичную естественнонаучным дисциплинам объективную науку, фор­мулирующую каузальные социальные закономерности, второй — как науку о культуре, оперирующую смыслами и значениями.

Однако при всех различиях приверженцы обоих подходов ни в коей мере не сомневались в том, что социология является наукой, причем позитивной, опирающейся прежде всего на эмпирический материал и выверенное логикой рассуждение.

Позитивность социологии как науки была увязана класси­ками, в первую очередь Контом, еще с одним фундаментальным качеством и притязанием, определившим самоощущение и пре­тензии не только социологии, но и социологов как носителей со­ответствующего экспертного знания. Речь идет о формулировании фундаментальных задач и целей социологического познания — со­циология должна стать основой практической социальной поли­тики в широком смысле слова.

М. Вебер уже в своей программной для социологии статье «"Объективность" социально-научного и социально-политического познания» подчеркивает, что социология призвана выработать целе-рациональные способы достижения поставленных задач.

Э. Дюркгейм отводил социологии роль реальной социально-трансформационной силы не только на уровне методологической постановки проблем, задач и целей социологического исследова­ния, но и в сфере решения реальных социальных и политических проблем. По его мнению, XIX век пришел с двумя фундаменталь­ными программами — социализмом и социологией, но только социология имеет реальные возможности стать основой переус­тройства общества и избавить его от фундаментальных аномий-ных процессов. Только социология может предоставить обществу средства и возможности его реорганизации на основе не-полити-ческого механизма.

Что же касается марксистской социологии в целом, то она наделяет социологическое знание практически неограничен­ными возможностями преобразования социальной практики. Социальное знание должно быть не просто основой, но самой практической политикой. Именно социальное знание создает на­учный идеал общественного устройства, формулирует перспективы общественного развития, указывает и формирует социальные си­лы, способные возглавить процесс общественного переустройства и воплотить научный идеал социальной справедливости и свобо­ды. Марксистская социология фактически ликвидировала границу между социальной теорией и социальной практикой.

^ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ

15

Относительно описанного понимания задач и целей социо­логии были согласны все ее представители независимо от научной или политической ориентации. Такую позицию разделяли в равной мере представители и европейской, и американской теоретичес­кой социологической традиции, не говоря уже об эмпирической социологии.

Первый в истории социологический факультет Чикагского университета (1893) и сложившаяся на этом факультете знаменитая социологическая школа изначально формулировали практичес­кие цели и задачи социологического знания; в центре ее внимания оказались проблемы социальной экологии, основы социального консенсуса и социального конфликта. Развитие социологии и в Гарвардском, и в Колумбийском университетах подтвердило сфор­мулированную в Чикагском университете практическую, эмпири­ческую, прагматическую ориентацию социологии.

Практическая ориентация социологии сохранялась и даже усиливалась на протяжении всего XX в., делая социологов значи­мой, престижной и влиятельной профессионально-социальной группой, способной оказывать воздействие как на политический, так и на экономический истеблишмент.

В 50-60-е гг. XX в. в результате известной конфигурации ис­торических событий возникла новая экономическая и социальная ситуация — под влиянием очередного этапа научно-технического прогресса небывало выросли показатели экономического роста и доходы населения, окончательно сложилась система массового потребления, массовая культура, средства массовой информации, оформилась массовая наука и широко развернулась менеджериаль-ная революция как в странах капиталистических, так и в странах социалистического блока.

Эти процессы обусловили становление новой технократичес­кой идеологии, появление различного типа теорий конвергенции и в конечном счете — радикализацию претензий социологии и соци­ального знания в целом на свою практическую значимость.

Органическим компонентом этого процесса было оформ­ление социальной критики в качестве позиции и социальной функции особой социальной группы — группы интеллектуалов, частью которой фактически стал социологический истеблиш­мент. Во второй половине 60-х гг. реализация социологией своей претензии на практическую значимость и влияние на процес­сы социальной и исторической трансформации достигла пика. Г. Маркузе, Э. Фромм, Д. Белл, Р. Будон, А. Горц — все эти со-

16

История социологии

циологи участвовали не только в создании «идеологии интеллек­туалов» как критиков социального порядка «по обеим сторонам Эльбы», но и в социальных движениях протеста.

Оформление «идеологии интеллектуалов» стало своего рода реализацией и исторической спецификацией претензии класси­ческой социологии на роль научного основания практической по­литики.

Парадокс состоит в том, что антисциентистская и антитехно­логическая, социально-экономическая, социальная и политичес­кая критика поставила социологию во многом в негативную (как сказали бы франкфуртцы) позицию по отношению к социальному и политическому истеблишменту, в результате чего претензия со­циологии на роль основы практической политики трансформи­ровалась в критическую позицию преимущественного отрицания существующего порядка. Социология (включая и американскую) стала говорить и предупреждать главным образом об опасностях развития. Однако, взяв на себя роль протестующего от имени на­уки разума, она обрела совсем иной характер.

Помимо указанных двух моментов — претензии на научность и на то, чтобы быть основой практики, — социология изначально была связана с комплексом идей, определивших ее облик. Этот комплекс идей выходит далеко за рамки социологии, его офор­мление происходило в процессе развития модерна не только как социальной системы.

Во-первых, речь идет о концепции прогресса в том виде, как она оформилась в философии Просвещения. Социология не прос­то приняла идею прогресса, она все свои теории общества постро­ила на основе принципа прогрессивного исторического развития и рационализации социальных структур, порядков и индивидов, основу которого составляет умножение знания, свободы и мате­риального богатства. Историческое движение — это движение в царство разума и свободы, попутно решающее проблему обще­ственного и индивидуального богатства. Теория прогресса пред­полагает всемирно-историческую перспективу, унифицируя все пространственно-временные, культурные локализации, позволяя рассматривать их в единой перспективе и в соотнесении с единой социально-исторической судьбой.

Идея прогресса стала конститутивной для социологии, она придавала смысл и делала социальную действительность прозрач­ной, организовывала ее перспективистским образом, задавала со­циологии будущностный горизонт понимания логики социально-

^ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ

17

го процесса. Во многом упрощая ситуацию, она создавала единое пространство для социологической рефлексии, объединяющее все социологические теории и исследования, а также все националь­ные социологии в единую науку — социологию.

Идея прогресса, выстраивающая социальную историю чело­вечества перспективистским образом, имела познавательный, цен­ностный, этический и идеологический смысл. Общество двигалось от примитивных форм социальной организации ко все более раз­витым и свободным. Общественный прогресс представал как про­грессивная смена различных и вполне типичных, повторяющихся типов обществ, например: теологического, метафизического и про­мышленного — у Конта, военного и промышленного — у Спенсе­ра, общественно-экономических формаций — у Маркса. И во всех социологических теориях промышленное или капиталистическое общество выступало в качестве последнего этапа развития, харак­теризующего современность. Оно было наиболее прогрессивным, богатым и либеральным.

Однако признание этих характеристик в качестве формаль­ных теоретических характеристик'общества не обязательно оз­начало признание их на эмоциональном, моральном и полити­ческом уровнях. История социологии являет как приверженцев, так и критиков сложившегося общества — консервативных, ли­беральных, леворадикальных. Для Г. Спенсера промышленное общество конца XIX в. недостаточно либерально, для К. Маркса оно недостаточно прогрессивно и является лишь этапом на пути к действительному «царству свободы и равенства», для Ф. Тенниса промышленное общество — крах гармонической организации со­циальной жизни, возрастание конфликтности, революционнос­ти, гибель культуры, которая трансформируется в цивилизацию. Однако при всем различии в оценке социального прогресса само наличие этого процесса и способность описать посредством это­го процесса движение социальной жизни ни у кого не вызывали сомнений.

Фактически теория прогресса стала основой не просто тео­рии социального развития в социологии в период ее оформления и конституирования, она, вобрав в себя органицистскую модель, стала своего рода «социальной космологией». Так было до середи­ны XX в.: в 50-х гг. теория прогресса в социологии была потеснена функционалистскими подходами.

Рассмотрение роли и значения теории прогресса в становле­нии и оформлении социологии как науки естественным образом

18

^ История социологии

подводит нас к еще одному продукту социологической рефлек­сии — теории промышленного или капиталистического обще­ства.

Как и теория прогресса, теория промышленного общества является конститутивной для социологии. Все без исключения социологические концепции XIX в. — О. Конта и Г. Спенсера, К. Маркса и М. Вебера, Э. Дюркгейма и Ф. Тенниса — содержат развернутую теорию промышленного капиталистического обще­ства.

Несмотря на все различия и авторскую специфику, концепция промышленного общества содержит ряд типических и общих для всех ее конкретных вариантов черт. Промышленное общество — это индустриальное общество, т.е. общество, использующее нежи­вые источники энергии и машинную технологию в производствен­ном процессе. Индустриализм включает регулируемую социальную организацию производства в целях координации человеческой дея­тельности, машин, потребления и выпуска материалов и товаров.

Промышленное общество — это капиталистическое об­щество. Капитализм является системой производства товаров, основанной на отношении между частной капиталистической собственностью, с одной стороны, и не имеющей собственности рабочей силой — с другой. Именно это отношение формирует главную ось классовой системы промышленного общества.

Промышленное общество — это общество, организованное в форме национального государства, осуществляющего историчес­ки беспрецедентный административно-государственный контроль над территорией и властный контроль над средствами насилия; это общество, имеющее, как правило, парламентскую политическую систему управления государством.

Промышленное общество — это демократическое общество, в перспективе — массовое общество массовой культуры, массового производства и массового потребления.

Концепция промышленного общества вместе с теорией про­гресса в качестве фундаментальной основы теории социального развития составили ту картину мира классической социологии, которая объединяла в единое целое все социологические теории и задавала основные смыслы социологическому исследованию. Она делала социологию универсальной наукой, которая в качестве про­странства своего исследования брала весь социальный универсум человечества.

^ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ

19

Таковы были основные теоретические контуры, определившие содержание и стандарты классических социологических теорий.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   59




Похожие:

Учебник Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений iconУчебник для вузов Допущено Советом по психологии по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии
Этот учебник по психодиагностике отнюдь не первая книга по психологии, оказавшаяся в ру- ках читателя, постараемся подойти к пониманию...
Учебник Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений iconНаших дней
Допущено Государственным комитетом СССР по народному образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся...
Учебник Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений iconФ. Е. Василюк методологический анализ в психологии
Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших...
Учебник Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений iconУчебник для вузов педагогическая психология
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по...
Учебник Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений iconАлександр асмолов по ту сторону сознания
Университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по
Учебник Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений iconУчебник Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
Охватывает любые социальные проблемы общества, даже те, которые необязательно принадлежат к социологии, а социологическое — узкий...
Учебник Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений iconИ. Б. Малочевская режиссерская школа товстоногова
РекомендованоУчебно-методическим объединением высших учебных заведений в области театрального искусства в качестве учебного пособия...
Учебник Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений iconУчебник Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям социологии
Охватывает все типы объединения людей, но только в той степени, в какой это касается создания культурных ценностей. И вновь мы сталкиваемся...
Учебник Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений iconМ магрупова З. М
Допущено Учебно-методическим объединением по образованию в области производственного менеджмента в качестве учебного пособия
Учебник Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений iconУчебник для вузов Допущено учебно-методическим объединением вузов России по педагогическому образованию Министерства
Этот учебник представляет максимальные возможности для реализации этого интереса
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы