Руководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика) Одесса 2004 ббк 56. 14 В 75 icon

Руководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика) Одесса 2004 ббк 56. 14 В 75

НазваниеРуководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика) Одесса 2004 ббк 56. 14 В 75
страница1/25
Дата конвертации04.01.2013
Размер5.08 Mb.
ТипРуководство
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Я.Н. Воробейчик


Руководство

по

аутопсихотерапии

(история, теория, практика)


Одесса

2004


ББК 56.14

В 75


Я.Н.Воробейчик

“Руководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика)”, Одесса, 2004 – 360 с.

ISBN 966-7387-56-9

Книга содержит подробную и всестороннюю информацию о психотерапевтической помощи себе, детям и близким. Впервые в литературе рассмотрена аутопсихотерапия на научной основе с позиций современной психотерапии. Монография рассчитана на врачей, психологов и педагогов, работающих психотерапевтами, консультантами по проблемам психологии или преподавателями медицинской психологии с основами психотерапии, школьного предмета »Здоровый образ жизни»,социальной и педагогической психологии.

Книга представляет практический интерес и для широкого круга читателей.


Содержание


ПРЕДИСЛОВИЕ 3


Часть первая.

Общие вопросы аутопсихотерапии (АП) 7

Глава I. ИСТОРИЯ АУТОПСИХОТЕРАПИИ

(краткий очерк) 9

1.1. Народно-эмпирическая аутопсихотерапия 9

1.1.1. Народно-житейская аутопсихотерапия 10

1.1.2. Народно-медицинская (знахарская) аутопсихо-

терапия 24

1.1.3. Альтернативная аутопсихотерапия 27

1.2. Научно обоснованная аутопсихотерапия 30

1.2.1. Бихевиоральное направление 32

1.2.2. Гуманистическое направление 33

1.2.3. Когнитивное направление 34

1.2.4. Психофизиологическое направление 37


Глава II. Стресс и антистрессовая защита 39

2.1. Учение о стрессе 40

2.2. Представление об антистрессовой системе как

о теоретической основе аутопсихотерапии 44


Глава III. Показания к аутопсихотерапии 55

3.1. Показания к применению профилактической

аутопсихотерапии 55

3.2. Показания к применению лечебно-поддерживающей

аутопсихотерапии 67


Часть вторая.

Медицинский аспект практической

аутопсихотерапии 83


Глава IV. ПРИЕМЫ аутопсихотерапии 86

4.1. Приемы саморегуляции когнитивной (мыслительной)

сферы 87

4.1.1. Логико-корректирующие приемы 88

4.1.1.1.Приемы сравнения 89

4.1.1.2.Приемы индукции 93

4.1.1.3.Приемы дедукции 97

4.1.1.4.Приемы, основанные на самоанализе 99

4.1.1.5.Приемы самоубеждения 102

4.1.2. Установочно-корректирующие приемы 107

4.1.2.1Установочно-информационные приемы 108

4.1.2.2.Установочно-волевые приемы 110

4.1.2.3.Установочно-рациональные

(проблеморазрешающие) приемы 112

4.1.3. Личностно-активизирующие

(реализующие) приемы 114

4.1.3.1.Приемы, повышающие самоуважение,

собственное достоинство 115

4.1.3.2.Приемы, способствующие творческому

самовыражению 117

4.1.3.3.Приемы, способствующие реализации

смысла жизни 118

4.2. Приемы саморегуляции поведенческой сферы 124

4.2.1.Приемы условно – рефлекторного (реактив-

ного) научения 125

4.2.1.1.Десенситивные приемы (приемы «функ-

циональной тренировки») 125

4.2.1.2.Десенсибилизирующие приемы 128

4.2.1.3.Парадоксально-интенционные приемы 130

4.2.2. Приемы оператного научения 132

4.2.2.1.Приемы позитивного подкрепления 132

4.2.2.2.Приемы негативного подкрепления 134

4.2.3. Приемы социально-психологического нау-

чения (самомоделирования желаемого поведения) 135

4.2.3.1.Ролевые приемы 136

4.2.3.2.Имитационные приемы 140

4.3. Приемы саморегуляции эмоциональной сферы 147

4.3.1. Психоэмоциональные приемы 148

4.3.1.1.Имажинативные приемы 148

4.3.1.1.1.Имаго-вербальные приемы (приемы само-

внушения) 149

4.3.1.1.2.Имаго-зрительные приемы (визуаль-

но-психотерапевтические приемы) 152

4.3.1.2. Аттенционные приемы 156

4.3.1.3. Мемориционные приемы 160

4.3.2. Мышечно-эмоциональные приемы 163

4.3.2.1.Приемы саморегуляции тонуса поперечно-

полосных мышц (лица и туловища) 164

4.3.2.2.Приемы саморегуляции тонуса гладких

мышц 170

4.3.3.Легочно-эмоциональные приемы 172

4.3.3.1. Легочно-релаксационные приемы 173

4.3.3.2. Легочно-тонизирующие приемы 174

4.3.4. Сенсорно-эмоциональные приемы 175

4.3.4.1. Аромопрофилактический прием 175

4.3.4.2. Цветопрофилактический прием 176

4.3.4.3. Светопрофилактический прием 177

4.3.4.4. Звукопрофилактический прием 178

4.3.4.5. Сенсорно-комбинированный прием 178

4.3.5. Межэмоциональные приемы 179

4.3.5.1. Эустрессовые п риемы 180

4.3.5.1.1. Духовно-терапевтические (профилактичес-

кие) приемы 180

4.3.5.1.2. Хоббитерапевтические приемы 186

4.3.5.2. Дистрессо-позитивные приемы 187

4.3.6. Психоэнергорегулирующие приемы

(приемы, оптимизирующие уровень эмоциональной

напряженности) 189

4.3.6.1. Эмоционально-разрядочные приемы 190

4.3.6.2. Эмоционально-подзарядочные приемы 198

4.4. Индивидуальный психотерапевтический комплекс 206


Глава V. Упражнения аутопсихотерапии 221

5.1. Когнитивно-поведенческие упражнения 222

5.2. Эмоционально-поведенческие упражнения 227


Глава VI. Методы аутопсихотерапии 234

6.1. Методы “базисной аутопсихотерапии” 234

6.1.1. Классические методы аутопсихотерапии 234

6.1.1.1. Метод сознательного (произвольного) само-

внушения по Куэ 235

6.1.1.2. Метод “прогрессирующей мышечной релак-

сации” (по Джекобсу) 236

6.1.1.3. Метод аутогенной тренировки (по

Шульцу) 237

6.1.2. Производно-базисные методы аутопсихоте-

рапии 241

6.1.2.1. Методы аутогипноза 241

6.1.2.2. Методы “дыхательной релаксации” 246

6.2. Методы “поддерживающей аутопсихотерапии” 248

6.2.1. Методы когнитивного направления аутопси-

хотерапии 248

6.2.1.1. Когнитивно-эмоциональный метод аутопси-

хотерапии 248

6.2.1.2. Когнитивно-ориентировочная аутобиблио-

Терапия (рационально-познавательная) 251

6.2.2. Методы аутопсихотерапии гуманистической

направленности 257

6.2.2.1. Гуманистически-ориентированная аутобиб-

лиотерапия 257

6.2.2.2. Гуманистически-ориентированная музы-

кально-вокальная аутопсихотерапия.(М.Я. Мин-

кович, Н.М. Колесников) 259

6.2.3. Методы телесно-ориентированного направ-

ления аутопсихотерапии 265


Часть третья.

Педагогический аспект

аутопсихотерапии 271


Глава VII. Педагогическая психотерапия

(основные задачи и краткая история) 273

7.1. Психагогическое направление 279

7.1.1. Профилактическая учебно-воспитательная

психагогика (И.Б. Пономарева) 279

7.1.2. Лечебно-поддерживающая психагогика 295

7.2. Психопедагогическое направление 303

7.3. Медиаторное направление 314

7.3.1. Медиаторная помощь больным алкоголиз-

мом 315

7.3.2. Медиаторная помощь больным с невроти-

ческими расстройствами 323

7.3.3. Медиаторная помощь при органических за-

болеваниях центральной нервной системы 331


Заключение ....338


приложения....345


Рекомендуемая научно-популярная

литература по аутопсихотерапии..............348

Предисловие


Каждый период истории человечества имеет свои особенности, накладывающие отпечаток на образ жизни людей, их психологию и защитно-адаптационные резервы организма. Человек современной эпохи значительно отличается от своих предшественников ментальностью, интересами, потребностями и нервно-психическим здоровьем.

Вторая половина ХХ столетия, а по прогнозам футурологов и ХХI век войдут в историю цивилизации как период чрезмерно бурных темпов научно-технического прогресса, приведшего не только к величайшим достижениям в области науки и техники, но и к колоссальному росту психогенных болезней и функциональных нервно-психических нарушений на стрессогенной основе. Это потребовало значительного увеличения контингента специалистов, оказывающих психотерапевтическую помощь – врачей, психологов и социологов, имеющих специальную подготовку по проведению лечебной или профилактически -ориентированной психотерапии.

Однако, темпы их подготовки значительно отстают от все возрастающей потребности населения в психотерапии, особенно в странах, где люди испытывают повышенные психоэмоциональные нагрузки из-за стрессовых условий жизни. Разрешение этой весьма сложной проблемы во многом зависит, как показывают специальные исследования, от осведомленности населения в вопросах аутопсихотерапии, применяемой в целях профилактики нервно-психических расстройств и поддержания результатов психотерапевтического лечения.

Повышение уровня знаний людей по психотерапевтической помощи себе и близким, по самовоспитанию и воспитанию с учетом требований педагогической психотерапии осуществляется двумя путями: посредством изучения научно-популярной литературы, посвященной проблемам аутопсихотерапии, и в процессе обучения на специализированных курсах, проводимых квалифицированными психотерапевтами.

По аутопсихотерапии существует огромное количество публикаций . Вместе с тем, среди них отсутствуют учебно-справочные пособия, соответствующие требованиям, предъявляемым к печатным трудам типа “Руководство”, в которых излагаемый материал должен быть систематизирован и классифицирован, содержать всестороннюю научно обоснованную информацию о рассматриваемом предмете и иметь учебную направленность.

Основным побудительным мотивом для нашей попытки осуществить подготовку »Руководство по аутопсихотерпии» являлась острая потребность в преодолении больших трудностей, испытываемых нами при проведении занятий со слушателями курсов - “Самопрофилактика стресса и психогенных болезней», «Домашний психотерапевт: задачи и функции» - вследствие отсутствия систематизированного труда по аутопсихотерапии.

Для обобщения материала по самопсихотерапии, анализа его научной обоснованности и изложения возникла первоочередная необходимость разработать классификацию психотерапевтических приемов, которые занимают доминирующее место в аутопсихотерапии и являются первой, базисной ступенью в овладении умением оказывать психотерапевтическую помощь себе и родным (вторая – включает упражнения, а третья - методы). Существенной преградой явилось и отсутствие в литературе гипотезы (концепции) о теоретической основе аутопсихотерапии, описания истории ее развития и крайняя недостаточность информации по аспектам педагогической психотерапии..

Аутопсихотерапия – это область психотерапии, состоящая из научно обоснованных приемов, упражнений и методов, применяемых для самокоррекции поведения, эмоционального состояния и мышления с целью повышения эффективности гетеропсихотерапии и самопрофилактики психогенных болезней, развития дезадаптивного поведения и негативных последствий стресса.

Аутопсихотерапия, как и гетеропсихотерапия, имеет медико-педагогическую направленность, что нашло отражение во многих вариантах классификации психотерапии, созданных, исходя из ее задач (например, по Л. Волбергу психотерапевтические методы разделяются на поддерживающие, переучивающие и реконструктивные) и воззрения на ее суть, сформулированного М.М. Кабановым, учеником и последователем В.Н. Мясищева, следующим образом: “Психотерапия является пограничной зоной, в которой сочетаются лечение и, в известном смысле, воспитание человека”.

Соответственно описанным взглядам на аутопсихотерапию в книге рассматривается ее два аспекта – медицинский и педагогический (педагого-психотерапевтический).

При этом аутопсихотерапия охарактеризована нами как отдельная ветвь психотерапии, имеющая четыре отличительные особенности, свойственные самостоятельным областям психотерапии – наличие собственной истории и теоретической базы, своих средств психотерапевтического воздействия и показаний для их применения.

Наше представление об исключительно актуальном значении популяризации знаний по аутопсихотерапии полностью совпадает с мнением, которого придерживаются видные психотерапевты, авторы научно-популярных книг: А. Адлер, Э. Берн, Д. Бернс, Н. Пезешкиан, Ф. Перлз, А. Эллис, Э. Фромм, Э. Шострам, М. Эриксон, М. Япко; В.А. Абабков, М.Е. Бурно, М.И. Буянов, В.Д. Вид, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, В.Завьялов, С.А.Игумнов, В.Е.Каган, В.Т. Кондрашенко, В.Л. Леви, В.В. Макаров, М.М.Решетников, М.Э. Телешевская и др. (многие из них адресованы и психотерапевтам).

При подготовке “Руководства” автор опирался на данные литературы, посвященной проблемам аутопсихотерапии, и собственного опыта многолетней работы психотерапевтом, психофизиологом и преподавателем на курсах психогигиенического профиля.

Среди рекомендованных средств аутопсихотерапии есть и предложенные автором вариант метода самогипноза, основанный на принципах аутотренинга, и модифицированная техника психогимнастики лица, ряд упражнений и приемов, применяемых для психотерапевтического самовоздействия и медиаторной помощи.

В книге подробно описана методика подготовки «индивидуального психотерапевтического комплекса” (ИПК), разработанная автором на основе принципов интегративной психотерапии и представления сторонников ведущих направлений научной психотерапии о необходимости обучения пациентов умению быть активным участником лечебно –реабилитационного процесса и стать “психотерапевтом для самого себя». Методика ИПК, как показывает наша практика, позволяет лицам, имеющим показания для психотерапии, самостоятельно проводить индивидуализированный подбор психотерапевтических приемов с учетом личностных качеств, исходя из общепризнанного положения: каждый человек уникален вследствие разных у людей генотипов, особенностей нервной системы, методов воспитания и опыта жизни.

Глава “Профилактическая учебно-воспитательная психагогика” написана школьным учителем истории И.Б. Пономаревой, глава “Гуманистически-ориентированная музыко-вокальная аутопсихотерапия” - преподавателем по классу вокала Н.М. Колесниковым и врачом М.Я. Минкович. При участии И.Б. Пономаревой подготовлена подглава, где освещаются вопросы истории народно-житейской психотерапии, а врача Г.Я. Воробейчик, сочетающей практическую деятельность по неврологии с научной работой, глава “Медиаторная помощь при органических заболеваниях центральной нервной системы”.

Материал книги изложен преимущественно в научно-популярной форме в соответствии с ее ведущей задачей: помочь психотерапевтам в подготовке учебного курса, ориентированного на обучение больных и медиаторов средствам лечебно-поддерживающей аутопсихотерапии,а практически здоровых лиц –профилактической(для самоукрепления психического здоровья, предупреждения развития дистресса и психогенных эаболеваний; повышения творческого потенциала, трудовой и учебной активности)..

Автор надеется, что “Руководство по аутопсихотерапии” будет способствовать и реализации задачи по поднятию уровня психотерапевтической грамотности населения, включенной в состав приоритетных участниками 3-го Всемирного конгресса по психотерапии (Вена, 2002 год),. .

Нами осознается, что книга может потребовать доработки и, прежде всего потому, что “Руководство по аутопсихотерапии” –это первая попытка в мировой практике систематизированного описания аутопсихотерапии и рассмотрения ее как самостоятельной области научной психотерапии( по даннным авторитетных библиографических источников и Medlinks GB,RU,US.).

Считаю своим приятным долгом искренне поблагодарить всех, кто содействовал подготовке монографии к изданию - авторов двух глав книги (врача Минкович М.Я. и педагогов ПономаревуИ..Б.,КолесниковаН.М.), главного редактора Маргариту Алексеевну Раскину, доцента, к.п.н. Татьяну Михайловну Козину и моего коллегу доцента Евгения Антоновича Поклитара, соавтора ряда общих работ по психотерапии.

Автор будет признателен всем за отзывы и пожелания, направленные на совершенствование структуры и содержания книги.


Часть первая


Общие вопросы аутопсихотерапии


Глава I

^ ИСТОРИЯ АУТОПСИХОТЕРАПИИ

(КРАТКИЙ ОЧЕРК)


Исторические корни аутопсихотерапии уходят вглубь веков, к незапа­мятным временам. Зародившаяся на заре человечества, она прошла большой и сложный путь - от “народно-эмпирической психотерапии”, основанной на многовековом опыте ус­пешного применения средств психотерапевтической самопомощи и анти­стрессового воспитания, до формирования “научно обоснованной аутопсихотерапии”, являю­щейся ветвью современной психотерапии.

История развития аутопсихотерапии тесно связана с вехами возникновения и становле­ния гетеропсихотерапии, особенно с ее направлениями, разрабатывающими средства аутопсихотерапии - приемы, упражнения и методы, предна­значен­ные как для поддержания лечения, проводимого психотерапевтом, так и для предупреждения болезней и нарушений деятельности центральной нервной системы, возникающих на психогенной основе.

Значительный вклад в формирование профилактического раздела аутопсихотерапии внесла педагогическая психотерапия, главной задачей которой является совершенствование системы воспитания и обучения с учетом требований превентивной психотерапии – психогигиены (сохранение и укрепление психического здоровья) и психопрофилактики (предупреждение психических болезней).

Аутопсихотерапия на современном этапе развития, как и многие другие области медицины и педагогики, имеет две формы: традиционную (научно обоснованную, официальную) и нетрадиционную (народно-эмпирическую, альтернативную). В каждой из них есть свои направления, сформировавшиеся в разные исторические периоды, что нашло отражение в хронологическом порядке изложения материала.


    1. ^ Народно-эмпирическая аутопсихотерапия


Это область аутопсихотерапии, представленная народно-психотерапевтическими средствами, которые:

- предложены преимущественно для коррекции эмоционального со­стояния на основе опыта их успешного применения без научно - обоснованной концепции (гипотезы), объясняющей пути их целебного воздействия;

- выводы об их эффективности сделаны на основе оценки субъектив­ных данных, иначе говоря, лицами их применявшими или рекомендовавшими;

- среди средств аутопсихотерапии большое место занимают приемы, оказывающие ле­чебно-профилактическое воздействие вследствие участия в психотерапев­тическом процессе не только суггестивного механизма, но и психофизиологи­ческих меха­низмов, запрограммированных природой (мышечно-эмоциональный, легочно-эмо­циональный, сенсорно-эмоциональный и др. - подробнее в 2.3).

Народно-эмпирическая аутопсихотерапия состоит из трех направлений: народно-житейской, на­родно-медицинской и альтернативной.


1.1.1. Народно-житейская аутопсихотерапия. Ее источником является передававшийся из поколения в поколение народный опыт о средствах психотерапии: по помощи себе и своим близким, антистрессовому воспитанию и умению противостоять психическим травмам. При этом арсеналы средств аутопсихотерапии разных народов нередко значительно отличаются, так как напрямую зависят от уровня культуры и медицинской помощи, мировоззре­ния, системы ценностей и других социально-психологических факторов. Народная психотерапия пре­терпевала значительные изменения в процессе истории человеческого общества, условно разделяемой на пять периодов:

1) Первобытное общество. Доисторического человека на каждом шагу подстерегали опасности, связанные с выживанием. Экстремальные условия быта побуждали к поиску лечебных средств не только при ранениях и болезнях, но и при психотравмах, вызванных тяжелыми переживания­ми из-за потери близких, безысходности возникавших ситуаций. Кос­венными доказательствами того, что у первобытных людей существовали средст­ва психоте­рапевтической само- и взаимопомощи могут служить результаты исследований особенностей быта людей, сохранивших образ жизни далеких пред­ков (отдаленные от цивилизации районы Африки, Азии, Америки.)

В этих племенах весьма часто применялись приемы самовну­шения, основанные на слепой вере в целительное влияние ритуальных обря­дов, их маги­ческое действие. При их исполнении изгонялись “злые духи”, что приводило к са­моуспокоению, а подчас и к исчезновению психоневротических проявлений. Слу­чаи исцеления от функциональных недугов укреп­ляли веру людей в чу­додейственную силу ритуальных обрядов. Прием “эмоциональной разрядки”, основанный на ис­поведуемом ритуале, применялся в период возникновения в жизни пле­мени несчастий, вызванных нару­шением табу одним из соплеменников. Все члены племени исповедовались, а нарушивший табу при­знавался в совершении греха. Это действие приводило к разрешению стрессовой ситуации, спаду эмоциональ­ного напряжения у “виновника” и его соплеменников.

Для поднятия боевого духа перед началом сражения исполнялись обрядовые танцы, оказывающие мобилизующее воздействие благодаря достижению “телесно-эмо­ционального эффекта”.

Социально-психологические исследования народов, находящихся на ступени родоплеменных отношений также показали, что у них были распространены игры, способствующие антистрессовому воспитанию. При их проведении имити­ро­вались опасные ситуации, возникавшие во время охоты или сражения.

2) Древний мир. Сведения о народной психотерапии в этот период развития человечества весьма скудные, возможно судить лишь о ее особенностях у народов, живших в странах, где зародились очаги цивилизации.

Исходя из сохранившихся письменных документов, можно считать, что одним из ее главных источников служили: “Сказки, мифы, басни, притчи и пр., которые наряду с художественной ценностью, являлись средствами народной педагогики и народной психотерапии, ими люди пользовались, чтобы помочь себе, когда еще не было научной психотерапии ” (Пезешкян Н. Восточные истории и психотерапия. - М., 1992 - С..20) .

Средиземноморье. Античные греки и римляне придавали ог­ром­ное значение слову как могущественному средству воздействия на человека и его психику. Убедительным доказательством этому служит “Похвала Елене”, на­писан­ная греческим философом Горгием Леонтийским (106-43 до н.э.). В ней со­дер­жатся следующие высказывания: “Слово есть великий властелин, который, обла­дая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудесней­шие дела, ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить и со­страдание пробудить”.

Исцеляющая сила слова широко использовалась в народной психотерапии. Леген­дарный народный мудрец Эзоп, живший в VI веке до н.э., создал свыше 500 басен. Многие из них имеют и психотерапевтическую направленность - учат лю­дей пре­одолевать страх, бороться с пагубными привычками, правильно оценивать свое поведение и поступки. К примеру, в басне “Человек и ли­са” гово­рится об опасном неумении гасить гнев: “Один человек лютой ненавистью возне­навидел лису за то, что она портила его посевы. И, когда поймал ее, то в гневе при­нял решение: казнить ее страшной казнью - привязать к ее хвосту пак­лю, полить маслом и поджечь. Но злой рок погнал лису прямо на поле хозяина, и пришлось ему горько плакать, что ни единого зерна не осталось”.

Знаменитый психотерапевт М. Эриксон в своей практике широко использовал басню Эзопа “Борей и Солнце”, цель которой - побудить людей верить в силу разума. Борей и Солнце спорили, кто сильней. Победить должен был тот, кто заставит человека раздеться в дороге. Борей подул, и человек запахнул на себе одежду. Он дул сильнее, но человек замерзал и еще плотнее кутался в свои одежды. Борей устал и уступил человека Солнцу. Солнце стало сначала слегка пригревать, человек принялся снимать с себя все лишнее. Тогда Солнце припекло сильнее: человек не выдержал жары, разделся и побежал купаться в ближайшую реку. Таким образом, басня показывает преимущество рационального подхода к решению жизненных проблем.

Народами древней Греции и Рима созданы многочисленные мифы-сказания о легендарных героях, богах и происхождении явлений природы. Среди них и мифы, побуждающие людей к повышению своих психо­физиче­ских возможностей. Мифы об Антее, Геракле, Зевсе и других древних ге­роях ис­пользуют и в современной психотерапии. Так, для представления процес­са “за­рядки организма” жизненной энергией, психотерапевты рекомендуют паци­ентам представить образ Антея - древнегреческого великана, который был непо­бедим, пока соприкасался с матерью-землей. Мифы сочиняли, в основном, бро­дячие певцы и поэты - аэды и исполняли их под аккомпанемент струнного инст­румента кифары. За более чем 800 лет до н.э. один из древнегреческих аэдов – Гомер, опи­сывая в поэме “Илиада” вмешательство богов в жизнь людей, учил со­временников преодолевать трудности, сложные ситуации, правильно общаться друг с другом. Творчество аэдов, переходя из поколения в поколение, обогащалось новыми поэтическими произведениями, народными историями, шутками и анекдотами. Любопытно, что многие из анекдотов, обладающие психотерапевтическим, за счет юмора, воздействием, вошли в состав древне­греческого сбор­ника “Филогелос” (“Любитель смешного”), изданного АН СССР. В нем содержится ряд анекдотов, которые рассказывают и в современном обществе. Например, к врачу пришел больной с просьбой помочь ему избавиться от неприят­ных ощущений, воз­никающих после пробуждения. Пациент пожаловался врачу: “Когда я проснусь, то еще полчаса у меня темно в глазах. Что делать?”. Врач от­ветил: “Проблема эта легко решается... просыпайтесь на полчаса позже”. Болтливый цирюльник спросил шута: “Как Вас постричь?” - “Молча!” - ответил тот.

Кельты (галлы). Кельтские племена обитали на обширной территории Западной Европы до покорения ее римлянами и германцами в начале нашей эры. У кельтов был высокий уровень культуры, своя письменность. Свидетельствуют об этом не их исторические документы, а книга римского императора и полковод­ца Гая Юлия Цезаря, его “Записки о галльской войне”. Манускрипты и священные кни­ги жрецов-друидов, которые были безжалостно уничтожены религиозными фанатиками, боровшимися с язычеством и идолопоклонством. Кельты обожествляли при­роду во всех ее проявлениях и свято верили в возможность передачи энергии от деревьев к людям. Для повышения жизненного тонуса, преодоления недугов они обхватывали ствол дерева и образно представляли процесс вхождения в орга­низм целебных сил при­роды. В наше время применяется модифицированный ва­риант “кельтского приема” - его рекомендуют и активно используют натуропаты.

Многие латинские пословицы, появившиеся в Римской империи, не утратили своего психотерапевтического действия и в современном мире. Например, “Пока дышу, надеюсь” (Dum spiro, spero), “В здоровом теле - здоровый дух” (Mens sana in corpore sano), “О вкусах не спорят” (De gustibus non disputandum), “Человеку свой­ственно ошибаться” (Errare humanum est), “Мудрец всегда счастлив” (Sapiens simper beatus est), ”Слова волнуют, примеры увлекают” (Verba movent, exеmpla trahunt), “Здоровье – наивысшее благо” (Valetudo bonum optimum).

Восточно-азиатские страны. В древние времена успешно развивалась народная психотерапия в Китае, Индии и Тибете. До нас дошли пись­менные источники, свидетельствующие о широком применении аутопсихотерапии еще за 4 тысячи лет до нашей эры.

Китайская народная психотерапия. Преимущественно ориентировалась на применение психофизических приемов, улучшающих эмоциональное состояние и повышающих жизненный тонус. Сохранились документы, в кото­рых рассказывается о возникновении иглотерапии и точечного самомассажа, при­меняемого с ауто- психотерапевтической целью.

Около 50 столетий назад в Китае правил император Фу Си, человек весь­ма образованный и умный. У одного из его слуг сильно болела голова, и ничто не по­могало снять боль. Но однажды, работая в поле, человек ударил себя камнем по ноге, и головную боль сняло как рукой. Узнав об этом, и другие подданные им­пера­тора стали бить себя камнем по ноге при головной боли. Весть об этом дош­ла и до Фу Си, который также был подвержен приступам головных болей. Убе­дившись на собственном опыте в эффективности такого способа лечения, он ре­комендовал ис­пользовать его при болях другой локализации. В последствии им­ператор предло­жил использовать вместо камней специальные иголки, изготов­ленные из кремня или кварца. Позже его последователи рекомендовали применение точечного самомассажа, получившего широкое распространение в народе.Приблизительно в тот же исторический период зародилась методика ды­ха­тельной гимнастики - цингунляофа, вариант китайской психофизической гимна­стики, основанной на имитации релаксационных движений животных.

Индо-тибетская народная психотерапия. Ее многовековая история, прежде всего, связана с учением йогов и является по своей сути системой самовоспитания духа, тела и разума. В основе ее лежат релаксационные и мобилизующие прие­мы, вы­работанные народной практикой на протяжении тысячелетий. В пользу мнения о том, что жрецы - создатели системы йогов использовали народный опыт, свиде­тельствуют фольклорные источники и историко-этнографические ис­следования особенностей индо-тибетской медицины и педагогики. Многие позы, входящие в систему хатха-йоги, были разработаны на основе наблюдений за по­ведением жи­вотных и птиц в моменты их отдыха, максимального расслабления мышц или мо­билизации сил. Все это нашло отражение в названиях - поза льва, кобры, вороны, рыбы, кузнечика и др.

В Индии и других восточно-азиатских стра­нах с незапамят­ных времен существует пословица, свидетельствующая об уме­нии людей само­стоятельно регулировать эмоциональные состояния путем изме­нения ритма и темпа дыхания: “Душа (прана) - основа бумажного змея, а легкие - веревка, управляющая его полетом”.

Следует согласиться с мнением В.Т. Кондрашенко и Д.И. Донского, авторами учебного пособия “Общая психотерапия” (Минск, 1997 г.), которые полагают, что первоисточником медитативных техник, в том числе и системы йогов, были не религиозные культуры, а народный опыт по психотерапевтическому самовоздействию.

Бесценным наследием великой индийской культуры является “Махабхарата” - огромное собрание легенд и эпических сказаний, сюжеты которой, главным образом, имеют фольклорное содержание. Некоторые места этого грандиозного произведения, состоящего из 18 книг, поражают своим психотерапевтическим подходом. К примеру, “Кто себя победил, тот сам себе союзник, кто же собой не владеет, тот, враждуя, себе враждебен”.

Страны ближнего Востока. Письменные сведения об особенностях аутоп­сихотерапии у народов, проживавших в очагах зарождения древних ци­ви­лизаций, весьма скудные.

В Библии и других священных древнееврейских книгах, аккумулирующих народную мудрость, описаны многочисленные притчи царя Соломона. В них со­держится огромное количество мудрейших советов, которые не утратили актуаль­ность и в наше время, так как они учат преодолению жизненных невзгод и психотравмирующих проблем, ук­реплению духа и антистрессовому воспитанию. Например, “Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость” (Пр. 15.1), “Кто ожесточает сердце, тот попадает в беду (Пр. 28, 14), “Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей его” (Пр. 14, 30), “Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст” (Пр. 10, 7) и др.

У евреев еще в глубокой древности, как и у многих других народов, было принято рассказывать о своих тяжелых душевных переживаниях священнослужителю или мудрому человеку, вы­полнявших функции психотерапевта, и выслушивать их рекомендации о путях преодо­ления психотравмирующей ситуации. Советы часто сопровождались библейскими историями и притчами, усиливавшими их значимость. В результате эмоцио­нальной разрядки состояние улучшалось, совершенствовалось умение противостоять психо­травмирующим событиям, повышать стрессоустойчивость. Эта форма психо­ло­гической помощи применяется и в наше время, особенно широко в странах Востока, являясь “эффективной рацио­нальной и катарсической народной психотерапией” (А. Атанасов). В древнем мире использовалась и целебная сила музыки, в Библии упоми­нается о том, что будущий царь Израиля Давид игрой на музыкальном инструмен­те снимал эпилептические припадки у страдавшего ими царя Саула.

Древнеегипетские папирусы содержат подробные данные о технике гипно­тизации, применявшейся жрецами. Ведущее место в методике погружения в гип­нотическое состояние занимает прием, основанный на фиксации взгляда на бле­стящем предмете, который используется в ряде вариантов самогипноза и в современной технике гипноза. Древний Еги­пет является родиной ароматерапии, применяемой для улучшения эмоционально­го состояния. Душистые вещества, ароматические благовония часто использова­лись египтянами одновременно с гидротерапией или массажем с втиранием эфир­ных масел. Сохранились манускрипты с описанием методики физических уп­ражне­ний, которые расцениваются учеными как физиологически и психологически обос­нованные. Ряд этих упражнений вошел в состав психофизической гимнасти­ки, ко­торая применяется с аутопсихотерапевтической целью и способствует опти­миза­ции деятельности нервной системы.

Древние ассирийцы, проживавшие в Месопотамии, широко использовали в своей лечебной практике пассы, бесконтактный массаж. Легенда гласит, что нау­чила ассирийцев биоэнергетическим воздействиям богиня Бау, обладавшая экст­расенсорным даром.

Знаменитый древнегреческий историк Геродот, живший за 400 лет до нашей эры, описал интересный народно-психологический способ лечения, который он на­блюдал в Месопотамии. Больного выносили на рыночную площадь, многие лю­ди подходили к нему и давали советы, как победить недуг на основании собствен­ного опыта или наблюдений за теми людьми, которые исцелились от аналогично­го не­дуга.

3) Средние века. В этот период особенности развития цивилизации в разных странах на­ложили отпечаток и на народную психотерапию.

В арабских странах Х-ХII века были периодом расцвета культуры, благотворно повлиявшей и на развитие народной психотерапии. Знаменитые писатели и поэты, творившие в эту блестящую эпоху - Саади, Рази, Низами, Хафиз, Омар Хайям и другие, творчески переработали многие фольклорные произведения пси­хотерапевтического содержания (притчи, житейские истории, сказки), придав им более увлекательную, интересную форму.

К примеру, Низами в одном из своих четверостиший описал известный совет “народ­ной психотерапии” по преодолению чувства обиды, для восстановления душевного равновесия:

^ Сердце бедное в тревоге, чем взволновано оно?

Оскорбленья и обиды испытать ему дано.

Убиваешься напрасно, друг, не надо тосковать, -

Все проходит в бренном мире, вечно жить не суждено”.

В замечательном памятнике арабского фольклора “Тысяча и одна ночь” содержится много сказок, повествующих о способах психотерапевтической помо­щи, применяемых в народной психотерапии. Рассказы о том, как умная Шахерезада ис­целяла психически больного властелина, служили одновременно источником на­родного по­знания путей самоулучшения эмоционального состояния, психотерапевтической помощи себе и другим.

Европейские страны. На особенности формирования народной психоте­рапии в восточно-европейских странах, прежде всего Руси, значительное влияние оказало монголо-татарское иго, тормозившее экономическое и культурное развитие народа на про­тяжении двух с половиной столетий. Из средств народной психотерапии более всего были распространены формы психотерапевтического самовоздействия с по­мощью заклинаний и заговоров - словесных форм, имеющих, по суеверным пред­ставлениям, магическую силу.

Заговоры применялись, прежде всего, с лечебной целью. Так, при зубной боли следовало произнести: “У Адамовых детей ни зубы, ни губы не болели, ни кости не мозжевали, отныне до веку веков не будут болеть. Аминь”. Повторялись заклинания 3-5 раз в течение дня и сопровождались круговыми движениями у ще­ки, где болел зуб.

Использовали заговоры и в качестве психологического оружия, имевшего двойное назначение - для защиты от вредоносного влияния “дурного глаза” (сглаза) и для наведения на врага порчи, чтобы вызвать у него болезнь, не­счастье и истощение физических возможностей.

Для поднятия боевого духа воинов часто применялись заговоры-обереги, пре­дохранявшие на войне “против супостата, от мечей и стрел”.

Широкое использование заговоров для гетеро-аутосуггестивного воздействия во многом определялось терпимым отношением православной церкви к народным традициям, связанным с проявлением язычества.

“Русское православие – не только благополучно соседствовало с язычеством, но и старалось до поры не замечать, как прекрасно уживались языческие поверья с верой во Христа. Погибли великие языческие мифы, но сохранились обряды и приметы, без которых немыслимо было сосуществование с природой. Сохранились даже празднества и ритуалы, удачно совместившиеся с христианством” (Д. Жуков, Л. Пушкарев. Русские писатели XVII века.- М. 1972 - С.18).

В суровую эпоху монголо-татарского владычества родились и былины - песни о богатырях, защитниках родины. Совершаемые ими подвиги вселяли веру о возможности победы над врагом. Особой популярностью пользовались былины о трех богатырях - Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче.

Устное народное творчество, оказывающее психотерапевтическое воздей­ствие, несли в народ сказители-гусляры и бандуристы, певцы-музыканты, зачас­тую талантливые самородки, наделенные поэтическим даром.

В Западноевропейских странах католического вероиспове­дания практически не использовались заговоры и заклинания в связи с нетерпи­мым отношением церкви к проявлениям язычества. В эпоху инквизиции (XIII - XVII в.в.) особенно суровые меры наказания применялись к лицам, подозреваемым в использовании языческих средств, колдовства. На кострах было сожжено около полумиллиона человек, преимущественно женщин, по обвинению их в колдовстве, связи с дьяволом.

Для предупреждения и преодоления бо­лезней, несчастных случаев, кризисных ситуаций народы западноевропейских стран в основном пользовались молитвами, содер­жащимися в религиозных книгах. Однако, многие скрыто продол­жали но­сить талисманы, зачастую с драгоценными камнями, имеющими опреде­ленное предназначение: сердолик - для отведения злых духов, удачи в делах; изумруд - для отведения черных мыслей, спасения от тоски, избавления от дур­ных снов и др.

Народная психотерапия в восточных и западных странах Европы имела и ряд об­щих, сходных черт психотерапевтического самовоздействия. Улучшению эмоционально-го состояния и предотвращению отрицательных по­следствий психотравмирующих переживаний спо­собст­вовали:

^ Праздничные народные торжества с веселыми жизнеутверждающими пес­нями и танцами. Выдающийся писатель-историк Н.М. Карамзин, основываясь на результатах изучения средневековых летописей, отмечает: “...любя народные торжества, языческие славяне устраивали различные праздники...” (История госу­дарства Российского.- М. 1988. С.59). Так в старые, дохристианские времена, согласно летописям, сла­вяне весело праздновали Русальную неделю и Семик.

В эти весенние праздники девушки и молодые люди шли в лес, выбирали стройную, кудрявую березку “завивали” ее, то есть: обвивали ствол лентами, а ветви украшали цветами и разноцветными бусами. Потом девушки собирали в ле­су цветы и плели венки. За этой работой они пели Семицкие песни, воспевая сла­вян­ское божество Дидо-Ладо - покровителя любви и браков. Сплетя венки, девушки надевали их на голову себе и молодым людям, и все сади­лись пировать под “завитую” березу. После пированья молодежь становилась в круг, окружала березку и води­ла хороводы до поздней ночи под пение хороводных песен, встречая весну.

Исследования чешского психотерапевта М. Гауснера, создавшего вместе с З. Кочовой метод “этнопсихотерапии”, показывают, что народные праздники, воспевающие природу и труд, имеют ду­ховное и психотерапевтическое значение, благотворно влияют на эмоциональное состояние. В христианских странах и сейчас распространены торжес-тва, оказывающие выраженное психотерапевтическое воздей­ствие на их участников благодаря возможности раскрепоститься, доверительному общению, реализации творческого потенциала, непосредственному выражению чувств, эмоциональной разрядке (Рождество, Масленица, Пасха и др.). Во многих западноевропейских странах еще со времен средневековья проводятся карнавальные торжества.

^ Пословицы и поговорки. Можно лишь строить предположения о времени их появ­ления, как и других фольклорных форм. Н.М. Карамзин, П.И. Рыбников, М.М. Кова­левский и другие историки-фольклористы полагают, что многие народ­ные изрече­ния с поучительным, назидательным смыслом возникли на Руси во времена та­таро-монгольского владычества. То есть, в ситуации, когда люди особенно нуждались в моральной, душевной взаимоподдержке и укреплении духа. Возможно предполо­жить, что и у народов западноевропейских стран большое ко­личество пословиц и поговорок сложилось в мрачный период средневековья, ин­квизиции и опустошаю­щих эпидемий. Многие из них дошли до наших дней и часто применяются в виде советов, рекомендаций. Так людям, перенесшим тяжелую психическую травму и остающимися наедине со своими переживаниями, дается совет: “Выскажешься - станет легче на душе”, ибо “Разделенное горе - половина горя”. Тем, кто неадек­ватно, пессимистически оценивает возникшую ситуацию, на­поминают, что “Нет худа без добра”, “После дождя - ясная погода”, а лицам склонным к вспышкам ярости и раздражительности - “Кто гнев одолевает, тот силен бывает”, “Пустая бочка пуще гремит” и т.д.

В период средневековья появилось и много народных изречений, посло­виц и поговорок психотерапевтического содержания, направленных на самовоспи­тание личностных качеств, необходимых для преодоления страхов, необоснован­ных тре­вог, трудностей. К примеру: “Не так страшен черт, как его малюют”, “Вол­ков бо­яться - в лес не ходить”, “Куй железо пока горячо” и др.

Для формирования умения предупреждать пессимистический настрой, обусловлен­ный трудностями преодоления жизненных преград и стрессовых си­туаций, еще с детских лет давались наставления в виде пословиц: “Терпение и труд все перетрут”, “Без труда нет плода”, “Без ученья нет уменья” и др. Следует от­метить, что пословицы и поговорки, являясь отражением народной мудрости и ду­ха народа, при сходном содержании имеют неодинаковые образные выражения у раз­ных народов. Это связано с различными традициями и обычаями, условиями жизни и культуры.

^ Шуточные народные зрелища. В средневековье пользовались большой по­пулярностью и любовью “народные психотерапевты”. Знаменитый английский врач А. Синденгейн, живший в XVI веке, утверждал, что “прибытие в город паяца для здоровья людей было важнее, чем 10 мулов, нагруженных лекарствами”.

В европейских странах было широко распространено творчество бродячих музыкантов-певцов, в репертуаре которых преобладали шуточные, веселые, за­бавные песни: скоморохи - в славянских странах, шпильманы - в Германии, бар­ды - в Англии, Ирландии.

Неизменным успехом у славян пользовалась кукольная комедия “Петрушка”. Впервые ее начали показывать в начале XVII века на ярмарках и торговых площадях, где скапливалось много людей. Петрушка – главный персонаж кукольного представления, был наделен чертами веселого, находчивого и жизнерадостного народного героя, защищающего слабых и несчастных.

Комедийная фольклорная пьеса содержала комические эпизоды, народную музыку, пляски, песни.

Шуточно-народные зрелища вызывали веселое настроение, улучшали эмоциональный фон. Кроме того, прибаутки “народного смехопсихотерапевта”, особенно с рифмованными поговорками, зачастую использовались для целебного воздействия на близких, проявляющих пессимистический настрой, неверие в свои возможности.

^ Народные сказки. В средневековый период появились и стали широко распространенными сказки о колдунах, леших, чертях, домовых, русалках и других существах языческого представления. Наряду с увлекательными волшебными и мифическими сказками были широко популярны и поучительные, вызывающие у детей желание подражать их героям, отличавшимся находчивостью, смелостью, рассудительностью, дружелюбием, силой воли и многими другими положительными личностными качествами.

Во многих из них представлен ценнейший опыт общения и разрешения трудных задач, которые ставит жизнь.

В популяризацию народных средств психотерапевтической помощи и антистрессового воспитания внесли вклад и выдающиеся деятели культуры эпохи Возрождения. К примеру, Даниэль Дефо (1660 - 1731 гг.) образно и детально описал прием оптимистического сравнения, основанный на сопоставлении плюсов и минусов в возникшей психотравмирующей ситуации в приключенческом романе “Робинзон Крузо”, который вошел в состав арсенала современной аутопсихотерапии (см. 4.1.1).

Великий драматург и поэт Вильям Шекспир в своих произведениях, неоднократно ставя своих героев в сложные психотравмирующие ситуации (связанные с необходимостью разрешения трудных проблем), дает советы по поведению в них.

Так, в пьесе “Генрих IV” он блестяще охарактеризовал суть телесно-эмоциональных приемов (“мышечный” и “легочный”), рекомендуемых народной психотерапией для мобилизации психических резервов, поднятия боевого духа.

Король дает воинам перед сражением наказ:

^ Когда ж нагрянет ураган войны,

Должны вы подражать повадке тигра.

Кровь разожгите, напрягите мышцы,

Свой нрав прикройте бешенства личиной!

Глазам предайте разъяренный блеск,

Сцепите зубы и раздуйте ноздри;

Дыханье придержите, словно лук,

Дух напрягите. - Рыцари, вперед!

Огромное влияние на развитие учения о психотерапевтической самопомощи и путях самовоспитания гармоничной личности оказал Мишель Монтень (1533 - 1592 гг.) - выдающийся философ, педагог и психолог. Многие его советы по совершенствованию личностных качеств и преодолению отрицательных черт характера (гнева, завышенного самомнения, лживости и других) заимствованы из народной психотерапии и педагогики. Мудрость народа он ценил высоко и был убежден, что “нравы и речи простых крестьян более отвечают предписаниям истинной философии, чем нравы и речи наших присяжных философов”. Его знаменитое произведение “Опыты” служило многим поколениям настольной книгой. Им зачитывались Пушкин и Герцен, Вольтер и Бальзак, Лев Толстой и многие другие. Г. Селье, преклоняясь перед Монтенем, избрал девизом для своей монографии “Стресс без дистресса” его знаменитый афоризм: “Кто никуда не плывет - для тех не бывает и попутного ветра”.

М. Лафонтен (1621-1695 гг.) создал много поучительных басен, навеянных народным творчеством и имеющих большое воспитательное значение, в частности, обучающих умению справляться со стрессом и снимать его отрицательные последствия.

4) Новое время. В XVI - XIX вв. развитие народной психотерапии имело определенные особенности.

Во-первых, европейская народная психотерапия пополнилась средствами аутопсихотерапии народов Индии, Тибета и Китая. Этнографические исследования народной медицины в Индии и Тибете, проводившиеся в основном в XVIII столетии, значительно расширили представления о возможностях саморегуляции деятельности организма при помощи приемов, составляющих основу системы йогов. Усиливали стремления овладеть тайнами индо-тибетской аутопсихотерапии и эстрадные выступления йогов-факиров, демонстрировавших “чудеса” самоуправления функциями организма, погружения в гипнотическое, трансовое состояние.

В середине XVIII века были опубликованы первые руководства по применению йоготерапевтических упражнений. В историческом плане интересно, что приемы самогипнотизации, предложенные Д. Брэдом, основоположником научной теории гипноза, оказались аналогичны древнеиндийским приемам. В монографии “Магия, колдовство, животный магнетизм и электробиология”, опубликованной в 1852 г., Брэд пишет: “Факиры и йоги вызывают у себя экстатический транс около 2400 лет с помощью приема, совершенно аналогичного тому, который я рекомендовал своим пациентам для самогипнотизации”. В XVIII веке в Европе стали известны также китайские методики иглотерапии и точечного самомассажа.

Во-вторых, значительно увеличились возможности населения знакомиться с литературой о народной психотерапии и народной педагогике. Этому способствовал ряд факторов:

- резко увеличился контингент людей, умеющих читать, вследствие совершенствования системы образования и создания широкой сети школ – церковно-приходских и светских;

- благодаря изобретению печатных машин (1810 г.), книги стали более доступными;

- сформировалась фольклористика как самостоятельная наука, в результате чего многие произведения, относящиеся к “народной психотерапии и педагогике” стали известны широкому кругу читателей;

- бесценный вклад в распространение знаний о народном творчестве, формированию любви народа к нему внесли выдающиеся писатели и поэты XVII - ХVIII века. Множество сказок Г.Х. Андерсена, братьев Гримм, басни Крылова и ряда других знаменитых литераторов вошли в золотой фонд аутобиблиотерапии (см. 6.2.1).

5) новейшая история (XX век). В минувшем столетии произошли существенные изменения в структуре народной психотерапии, появились новые эффективные ее формы:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25




Похожие:

Руководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика) Одесса 2004 ббк 56. 14 В 75 iconОдесса 1995
Тайна Карлоса Кастанеды. Анализ магического знания дона Хуана: теория и практика. 2-е изд дополненное, измененное. Одесса, Хаджибей,...
Руководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика) Одесса 2004 ббк 56. 14 В 75 iconОдесса 1995
Тайна Карлоса Кастанеды. Анализ магического знания дона Хуана: теория и практика. 2-е изд дополненное, измененное. Одесса, Хаджибей,...
Руководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика) Одесса 2004 ббк 56. 14 В 75 iconДокументи
1. /_Воробейчик Я.Н., Руководство по аутопсихотерапии.doc
Руководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика) Одесса 2004 ббк 56. 14 В 75 iconКнига Мирдада. Необыкновенная история монастыря, который когда-то назывался Ковчегом ид «becb» Санкт-Питербург 2004 ббк 83. 37 Н20 the book of mirdad
Книга Мирдада. Необыкновенная история монастыря, который когда-то назывался Ковчегом / Пер с англ. Т. Лебедевой. Спб.: Ид «весь»,...
Руководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика) Одесса 2004 ббк 56. 14 В 75 iconЛейтс Г. Психодрама: теория и практика. Предисловие предлагаемая вниманию читателей книга Г. Лейтц «Психодрама: теория и практика. Классическая психо­драма Я. Л. Морено»
Предлагаемая вниманию читателей книга Г. Лейтц «Психодрама: теория и практика. Классическая психо­драма Я. Л. Морено» впервые предоставляет...
Руководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика) Одесса 2004 ббк 56. 14 В 75 iconД. Ю. Пискулов теория и практика валютного дилинга
Д. Ю. Пискулов. Теория и практика валютного дилинга. (Foreign Exchange and Money Market Operations). Прикладное пособие.— М
Руководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика) Одесса 2004 ббк 56. 14 В 75 iconД. Ю. Пискулов теория и практика валютного дилинга
Д. Ю. Пискулов. Теория и практика валютного дилинга. (Foreign Exchange and Money Market Operations). Прикладное пособие.— М
Руководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика) Одесса 2004 ббк 56. 14 В 75 iconЗинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Ф., Грабенко Т. М
Теория и практика командообразования. Современная технология созда­ния команд / Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Спб.: Речь,...
Руководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика) Одесса 2004 ббк 56. 14 В 75 iconС. В. Инновации в сельской школе: теория и практика управления: Монография
Сидоров С. В. Инновации в сельской школе: теория и практика управления: Монография / Под ред. С. А. Репина – Шадринск: Изд-во по...
Руководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика) Одесса 2004 ббк 56. 14 В 75 iconВсеобщая история. Вопрос Теория и практика общественного развития Марксизм, ревизионизм и социал-демократия
Они конструировали умозрительные проекты идеального общества, вошедшие в историю социальной науки как утопический социализм
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы