Институты ес основные цели и ценности ес icon

Институты ес основные цели и ценности ес

НазваниеИнституты ес основные цели и ценности ес
страница1/4
Дата конвертации18.01.2013
Размер0.55 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4





2. Принципы функционирования, структура и

институты ЕС


2.1. Основные цели и ценности ЕС


В предыдущей главе было показано, как в послевоенной Европе шел поиск путей избавления народов континента от ужасов разрушительных войн. Государственные деятели пришли к выводу, что традиционные методы, сводившиеся к созданию различных международных организаций на основе межправительственных соглашений, совершенно недостаточны, чтобы обеспечить решение проблемы европейской безопасности, создание организованной и жизнеспособной Европы. Кардинальное решение этой проблемы заключалось в экономической и политической интеграции европейских государств путем создания общих наднациональных интеграционных структур управления на базе делегирования им прав и полномочий за счет своего национального суверенитета. При этом особое значение имело включение в процесс интеграции Германии.

При образовании ЕОУС, Евратома и ЕЭС лидеры шести государств преследовали не только конкретные экономические, но и долгосрочные политические цели. Так, в преамбуле договора о создании ЕОУС была сформулирована цель - формирование широкомасштабного сообщества народов, которых долгое время разделяли кровавые конфликты. А экономическое сотрудничество рассматривалось политиками как средство для достижения политических целей, экономическая взаимозависимость государств должна была обеспечить в конечном счете политическую интеграцию Европы.

Однако последующие десятилетия показали, что достижение поставленных учредителями Сообществ целей оказалось весьма непростым делом. На пути интеграции пришлось преодолеть немало препятствий и разногласий между государствами, прежде чем, наконец, в 1992 году был подписан Маастрихтский договор о создании Европейского Союза.

Несмотря на противоречивость процесса интеграции, все-таки общая тенденция прослеживалась весьма четко - трансформация Сообществ с преимущественно экономическими функциями в направлении к более полному и целостному политическому союзу европейских государств. Следует также отметить, что Маастрихтский договор - это еще не финиш интеграционного процесса, а только очередной шаг на пути к полной экономической и политической интеграции.

Итак, 7 февраля 1992 года в городе Маастрихт полномочные представители 12 государств (Бельгии, Дании, Германии, Греции, Испании, Франции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Голландии, Португалии, Великобритании) подписали бессрочный договор о Европейском Союзе. Одновременно были внесены коррективы в учредительные договоры об образовании ЕЭС, ЕОУС и Евратома. Откорректированные учредительные договоры трех Сообществ (первый раз коррективы вносились в 1986 году в связи с подписанием Единого Европейского Акта) конкретизируют общие принципы и положения сотрудничества союзных государств, изложенные в Маастрихтском договоре о создании ЕС.

Договор о ЕС состоит из 7 частей. В самом начале договора подчеркивается, что его основой являются три Сообщества: ЕЭС, ЕОУС и Евратом.

Каждое из этих трех Сообществ выполняло и выполняет определенные задачи. ЕОУС играет ключевую роль в управлении угольной и металлургической промышленностью. Основными задачами Евратома являются организация научно-исследовательских работ и использование атомной энергии. ЕЭС было образовано для объединения национальных рынков государств-членов в один общий, а затем и единый европейский рынок (“экономическое пространство без границ”), где можно предлагать и продавать товары и услуги на тех же условиях, как и на внутренних национальных рынках, шаг за шагом сближая экономическую политику государств, сплавляя их в единое Сообщество. Специфическими вопросами этого Сообщества, а теперь и ЕС являются обеспечение свободного движения на едином рынке капиталов, рабочей силы, товаров и услуг, а также проведение общей индустриальной, аграрной, валютной, внешнеэкономической, региональной, транспортной, социальной политики, координация научных исследований, защита окружающей среды, обеспечение свободы конкуренции. В этих сферах государства-союзники делегировали наднациональным органам управления значительную часть своих суверенных прав. В то же время ряд областей, таких, как оборона, дипломатия, просвещение, культура остаются в ведении правительств союзных государств, хотя и в этих секторах жизни общества все больше и больше проблем решается в рамках общих структур ЕС.

Маастрихтский договор открыл новые направления и сферы европейской интеграции. Европейский Союз, согласно этому договору, образно говоря, выстраивается под общей институционной крышей, а общеевропейский дом покоится на трех опорах:

во-первых, это три Сообщества (ЕОУС, Евратом, ЕС), сотрудничество в рамках которых будет углубляться и к которым будет примыкать экономический и валютный союз;

во-вторых, - сотрудничество государств в сфере внешней и оборонной политики;

в-третьих, - сотрудничество государств в области права и внутренних дел.

^ Основными задачами и целями ЕС являются:

  • содействие сбалансированному и устойчивому экономическому и социальному прогрессу путем создания пространства без границ, укрепления экономической и социальной общности и создания экономического и валютного союза;

  • упрочение своего идентитета на международной арене, особенно путем проведения единой внешней политики и политики безопасности, что в конечном счете позволит проводить общую оборонную политику;

  • усиление защиты прав и интересов граждан союзных государств путем введения института гражданства ЕС;

  • развитие тесного сотрудничества в области права и внутренних дел.

Договор еще раз подтвердил приверженность Европейского Союза Европейской Конвенции об основных правах и свободах человека, подписанной 4 ноября 1950 года в Риме.

Главными ценностями Объединенной Европы, образующими фундамент ее интеграции, являются: безопасность, общность, равен-ство, свобода, солидарность, стабильность и уверенность в будущем.

^ ЕС является гарантом европейской безопасности. Пожалуй, нет более сильного мотива для европейской интеграции, чем желание народов обеспечить мир. В XX веке беспощадный каток войны дважды прошелся по странам, объединенным в ЕС. И главной целью объединения народов в Сообщество было недопущение развязывания новой войны между европейскими государствами.

Следует, однако, отметить, что агрессия НАТО в Югославии (Косовский конфликт) в 1999 году без санкции Совета Безопасности ООН поставила под сомнение данный принцип, провозглашенный ЕС. Европа не только уступила США, но и многие ее государства приняли активное участие в военной операции. ЕС при этом не задействовал для разрешения Косовской проблемы всего имеющегося арсенала политических средств, чтобы достичь мирного урегулирования конфликта. Война в Югославии еще раз подтвердила необходимость создания в Европе системы коллективной безопасности, исключающей применение военных методов для решения сложных проблем, которые существуют еще в ряде регионов европейского континента.

^ Общность является ведущим мотивом ЕС. Современные актуальные проблемы возможно успешно решить только в том случае, если европейские страны продолжат свое движение по пути, который их приведет к полной общности. Большинство граждан Европы убеждены в том, что без интеграции невозможно не только обеспечить мир на континенте и во всем мире, но и гарантировать развитие демократии, торжество правопорядка, экономическое процветание и социальную обеспеченность людей. Безработица, инфляция и низкие темпы экономического роста давно перестали быть чисто национальными проблемами, их уже невозможно решать усилиями отдельного государства. Только в контексте общности возможно создание стабильного экономического порядка, только объединенными усилиями стран Европы можно обеспечить проведение такой международной экономической политики, которая повысила бы результативность функционирования экономики государств, и на этой основе обеспечила бы достижение социального процветания. Без стремления к общности Европа не в состоянии обеспечить свою независимость от остального мира, добиться достойного места в мировом сообществе.

^ Равенство должно стать правилом. Общность может быть реализована только там, где правилом является равенство. Равенство не только между гражданами, но и между государствами. Ни одного гражданина Союза нельзя ставить в менее выгодные условия или дискриминировать из-за его национальности. Все граждане Союза равны перед законом. В отношении государств принцип равенства означает, что ни у одного государства не должно быть каких-либо преимуществ перед другими государствами из-за его размеров, численности населения и различий в структурах. Все отношения между государствами Союза должны быть равноправными.

^ Основные свободы. Свобода проистекает непосредственно из мира, общности и равенства. Образование Союза позволяет обеспечить свободу передвижения людей через межгосударственные границы на его территории. Эта свобода означает свободу передвижения рабочей силы между государствами Союза, свободу выбора местожительства, устройства на работу, основания своей фирмы на территории любого государства Союза. Это также означает свободу предложения услуг, реализации товаров, размещения капитала. Именно эти основные свободы в соответствии с заключенным в Маастрихте договором обеспечивают предпринимателям свободу в принятии решений, рабочим и служащим - свободу выбора работы, а потребителям - свободу выбора изделий и услуг из большего их количества. Свобода конкуренции позволяет бизнесменам предлагать свои товары и услуги неизмеримо большему количеству потенциальных покупателей. Потребители же могут выбирать более дешевые и лучшие по качеству изделия из значительно большего их объема, что напрямую вытекает из свободы конкуренции.

^ Принцип солидарности. Солидарность является необходимой коррективой к свободе, ибо безответственное использование свободы всегда происходит за счет других. В силу этого надежность и прочность Союза предполагает в качестве основного принципа солидарность всех государств - членов Союза - как в пользовании плодами совместной деятельности, так и в отношении распределения затрат.

^ Необходимость в обеспечении уверенности. И, наконец, все вышеназванные ценности зависят от уверенности в будущем, от стабильности и защищенности этих ценностей. Уверенность в будущем должна быть обеспечена всей деятельностью Союза. Любое решение, которое принимают институты Союза, должно обеспечивать всем гражданам и всем фирмам уверенное прогнозируемое будущее, гарантированную стабильность условий их жизни и деятельности.

По данным социологического обследования Евробарометр (Eesti Päevaleht от 30 марта 1999 года), свыше половины европейцев положительно оценивали результаты интеграции за истекшие полстолетия; одна треть опрошенных высказала свое неудовлетворение достигнутым. 64 % населения приветствовало введение общей европейской валюты и примерно четверть респондентов была против ЕВРО. Большинство опрошенных высоко оценили растущее влияние ЕС в мире и с оптимизмом оценивали перспективы объединенной Европы. Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что европейская интеграция перестала быть только делом политической элиты, она вошла в плоть и кровь повседневной жизни народов Западной Европы. ЕС действительно трансформируется из союза государств в сообщество народов.


^ 2.2. Структура и полномочия ЕС


Начиная с 1 января 1958 года - даты вступления в силу Римского договора - действовали три самостоятельных Сообщества (ЕОУС, Евратом и ЕЭС), каждое из которых опиралось на свои учредительные документы. С юридической точки зрения это положение остается без изменений и до настоящего времени, ибо официального объединения этих трех Сообществ никогда не происходило. Однако, несмотря на различия в сферах деятельности, все-таки правомерно рассматривать эти Сообщества как единое целое, особенно в том, что касается их политической и юридической структуры. Они образованы одними и теми же государствами, опираются на одни и те же принципы, имеют одни и те же общие цели. На практике и в СМИ эти Сообщества рассматриваются уже давно как единое целое, тем более что после подписания Маастрихтского договора в 1992 году ЕЭС переименовано в Европейское Сообщество и в договоре (статья А, 1 часть) прямо указывается, что “основой Союза являются европейские Сообщества”. Как уже указывалось, после подписания Римского договора были объединены парламентские ассамблеи и суды всех 3-х сообществ, а в 1967 году произошло объединение и их исполнительных органов управления (т.н. договор объединения был подписан 8 апреля 1965 года в Брюсселе).

Европейский Союз, основу которого, как уже сказано, оставляют три Сообщества, действует в соответствии с полномочиями, которые предоставлены ему союзными государствами и определены учредительными договорами. Объем этих полномочий непосредственно связан с теми задачами, которые решают институты ЕС. Особенность полномочий ЕС состоит в том, что они представляют собой делегированные союзными государствами их суверенные права, т.е. государства добровольно объединили в Союзе часть своих национальных суверенных прав для достижения интеграционных целей.

Делегирование государствами прав ЕС осуществляется на основе следующих принципов:

1) предоставления особых полномочий,

2) субсидиарности,

3) пропорциональности.

Учредительные договоры не дают Союзу и его органам никакого общего полномочия осуществлять меры для достижения целей, определенных договорами, а устанавливают в каждой главе договора конкретные особые полномочия в определенном объеме для решения конкретных задач (1-й принцип). Этот метод союзные государства избрали для того, чтобы легче было осуществлять контроль за теми полномочиями, которые они добровольно передали Союзу, урезав тем самым объем своих национальных суверенитетов. Объем этих особых полномочий варьируется в зависимости от содержания тех интеграционных задач, которые решают Сообщества. Особенно значительные полномочия, например, переданы институтам Союза в области проведения единой аграрной и транспортной политики.

При определении объема делегируемых Союзу полномочий применяется принцип субсидиарности. Его суть состоит в том, что государства передают Союзу свои полномочия только в том случае, когда намеченные цели более успешно могут быть достигнуты на уровне Союза и его Сообществ, а не самостоятельными усилиями государств. На практике это означает, что институты Союза, особенно Комиссия, должны в каждом конкретном случае доказать, что для решения той или иной задачи действительно необходимы общие совместные усилия союзных государств и применение механизма Сообществ. Другими словами, если Союзу и его Сообществам не надо действовать, тогда необходимо, чтобы он этого и не делал.

Хотя принцип субсидиарности является универсальным и охватывает все сферы жизни государств Союза, особенно важно его применение в тех областях, где нужно определять оптимальный уровень интеграции и четкое распределение компетенций Союза и государств, его образующих. Например, в сфере охраны окружающей среды, научных исследований, культуры, просвещения. Ведь излишняя централизация может быть неэффективна, и, наоборот, общие усилия союзных государств для решения каких-либо проблем могут быть наиболее результативными и экономичными. Все зависит от той задачи, которая должна быть решена в рамках Союза. Как правило, принятие решений по вопросам, близким к жизнедеятельности граждан, должно осуществляться на национальном или региональном уровнях, а не посредством структур ЕС.

Когда в том или ином случае необходимость применения механизма и процедур интеграционных структур Союза доказана, тогда возникает вопрос об объеме и формах делегирования полномочий. Ответ на него обычно находят, применяя принцип пропорциональности, который вошел в практику Сообществ через решение Европейского Суда. Суть его состоит в том, что каждый раз необходимо тщательно оценить необходимость в специальном правовом средстве, чтобы видеть, не существует ли для достижения того же результата менее ограничивающих средств. Основной вывод решения Суда состоит в том, что вместо чрезмерно детализированных и четко очерченных процедур всегда следует отдавать предпочтение рамочному соглашению государств или закону, открывающему более широкие возможности для рациональных решений и действий на уровне союзных структур.

Таким образом, институты ЕС действуют только в тех сферах, которые входят в их компетенцию, а в тех областях, которые не являются их исключительной компетенцией, Союз действует только в случае, если достижение конкретной цели обеспечивается лучше, чем на уровне государств, а применяемые Сообществами меры соразмерны поставленной цели.

Рассматривая проблему структуры и полномочий ЕС, естественно возникает вопрос, не является ли Европейский Союз федерацией? Ответ на него, пожалуй, следует дать отрицательный. У ЕС отсутствует существенно важное для федеративного государства право самому увеличивать объем своих полномочий. Объем этих полномочий сформирован общим решением союзных государств в совершенно конкретных областях деятельности и, в силу этого, у Союза отсутствует характерная для государства всеохватывающая юрисдикция и право создавать новые сферы компетенции. Хотя ЕС и не является федеративным государством, он имеет значительно более высокую степень развития, чем традиционные межгосударственные образования, основанные на международном праве. Его сближает с традиционными международными организациями лишь то обстоятельство, что Союз образован учредительным договором, который вступает в силу в соответствии с международным правом. В то же время этот договор (а в отношении 3-х Сообществ - договоры) является учредительным документом, которым образован Союз с определенными суверенными правами для самостоятельных действий в широком спектре сфер жизнедеятельности европейских народов. Союзные государства объединили известную часть своих законодательных полномочий во имя Сообществ и их Союза и передали их в ведение институтов Союза, получив в обмен существенные права участия в деятельности этого Союза. Союзные государства отказались от догмы неделимости государственного суверенитета и шаг за шагом, поэтапно формируют общие структуры, принципы и правила своего сотрудничества, формы, методы и механизмы решения общих проблем. Союз, объединяющий три Сообщества, является таким образом новой формой межгосударственных отношений, это - нечто промежуточное между государством и международной организацией. Юристы для характеристики этого межгосударственного образования взяли на вооружение концепцию “супранациональности”. Считается, что Европейский Союз является ассоциацией, у которой имеется независимая власть, свои суверенные права и независимый от государств юридический правопорядок, которому как государства, так и граждане должны подчиняться в вопросах, входящих в компетенцию Союза. При этом следует подчеркнуть, что мы имеем дело с развивающейся системой, целью которой является полная общеевропейская экономическая и политическая интеграция. Союз находится в процессе своего динамичного развития и сегодня трудно предсказать, какими будут его формы через 50 лет. Идет постоянный поиск новых методов сотрудничества европейских государств и народов. Аналогов ЕС в мире пока не существует, это - совершенно новая форма региональной интеграции.


^ 2.3. Институты ЕС и их функции


В соответствии с 5-ой частью уточненного в 1992 году Римского договора, институтами ЕС являются:

1. Европейский Парламент

2. Совет (Совет Министров)

3. Европейская Комиссия

4. Суд

5. Совет аудиторов

6. Экономический и Социальный Комитет

7. Региональный Комитет

8. Европейский Инвестиционный Банк.

Кроме того, в 1994-1998 г.г функционировал Европейский Валютный Институт, который в соответствии с Маастрихтским договором при создании экономического и валютного союза был преобразован в Европейский Центральный Банк.

Помимо вышеназванных структур институционной системы ЕС, существуют еще два органа, которые имеют большое политическое значение в ЕС, но не относятся к числу его институтов: это - Европейский Совет (The European Council) и Европейское Политическое Сотрудничество. При этом Европейский Совет не следует путать с Советом Европы (The Council of Europe) - самостоятельной европейской политической организацией со штаб-квартирой в Страсбурге.

Совет Европы (СЕ) был образован 5 мая 1949 года в целях развития международного политического сотрудничества европейских государств. В Уставе СЕ отсутствуют такие цели, как создание федерации и союза государств, какие-либо намеки на делегирование или раздел государственного суверенитета. СЕ является формой обычного международного сотрудничества. Право принятия решений полностью принадлежит Комитету Министров, в который в настоящее время входят министры иностранных дел свыше 40 государств Европы. Все наиболее существенные вопросы решаются путем консенсуса - это означает, что у каждого государства имеется право “вето” как и в Совете Безопасности ООН. Другим органом СЕ является Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), которая выполняет лишь консультативную роль и которая не имеет никакой законодательной власти. Парламентская Ассамблея может лишь представлять свои рекомендации Комитету Министров. Но любую ее рекомендацию можно отклонить лишь одним голосом, ибо Комитет не несет никакой ответственности перед Парламентской Ассамблеей. Но даже если решение Комитетом Министров принимается, оно приобретает юридическую силу лишь после того, как пройдет ратификацию в национальных парламентах. Таким образом, Совет Европы является только механизмом межправительственного сотрудничества. Однако, трудно переоценить роль СЕ в достижении европейского единства и солидарности. Например, большое значение имеет принятая 4 ноября 1950 года Европейская Конвенция защиты прав и основных свобод человека. Эта Конвенция легла в основу таких европейских институтов, как Европейская Комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека.

История же возникновения ^ Европейского Совета такова.

На встрече глав правительств стран ЕЭС в 1974 году в Париже было принято решение о проведении регулярных встреч с участием председателя Комиссии ЕЭС и придании таким встречам в верхах функции Европейского Совета. Согласно Маастрихтскому договору, Европейский Совет «дает необходимый импульс для развития и определяет общие политические ориентиры». На этих встречах должны присутствовать также министры иностранных дел и представитель Комиссии. Заседания Европейского Совета, в соответствии с Единым Европейским Актом, должны проходить не менее 2-х раз в год под руководством главы государства, который председательствует в данный момент в ЕС (ротация осуществляется через каждые полгода). Задачей Европейского Совета является определение политических направлений европейской интеграции, проведение взаимных консультаций, обмен информацией по внешнеполитическим вопросам. Европейский Совет, определяя перспективную политику развития ЕС, дает представителям государств в Совете Министров ЕС обязательные указания и инструкции. Европейский Совет, начиная с 1974 года, принимал принципиальные решения по таким вопросам, как создание европейской валютной системы, проведение прямых выборов в Европейский Парламент, образование экономического и валютного союза, реформирование институтов ЕС, прием новых государств в состав Сообществ. Европейский Совет в принципе мог бы принимать законодательные решения ЕС, действуя как Совет Министров, однако на практике этого он никогда не делал, предоставляя законодательную работу главным институционным органам ЕС – Европейскому Парламенту и Совету Министров.

^ Европейское Политическое Сотрудничество является постоянно действующим органом, в рамках которого министры иностранных дел ЕС координируют внешнюю политику Союза.

В практике ЕС большое политическое значение имеет и такая форма сотрудничества, как ^ Европейская межправительственная Конференция. С марта 1998 года приступила к работе очередная Конференция, в которой принимают участие главы государств и министры иностранных дел стран-членов ЕС и кандидатов в члены ЕС. Целями данного форума являются: консультации по проблемам расширения численного состава ЕС, его внешней политики, юстиции, безопасности (борьба с организованной преступностью, терроризмом, коррупцией, наркобизнесом, торговлей оружием, отмыванием «грязных» денег, нелегальной иммиграцией).

^ Европейский Парламент. Он избирается прямым голосованием граждан начиная с 1979 года. С 1995 года в его состав входит 626 депутатов. Места в Парламенте распределены между странами следующим образом: Германия - 99, Италия, Франция, Великобритания - по 87, Испания - 64, Голландия - 31, Бельгия, Греция, Португалия - по 25, Швеция - 22, Австрия - 21, Финляндия и Дания - по 16, Ирландия - 15 и Люксембург - 6. Новый состав Парламента избран на пятилетний срок (1999-2004 г.г.) 13 июня 1999 года.

Европейский Парламент заседает в Страсбурге (Франция), в то же время его секретариат работает в Люксембурге, а комитеты Парламента (их 19) на свои заседания собираются в Брюсселе. Некоторые короткие заседания Парламент проводит также в Брюсселе.

Режим работы Парламента следующий: ежемесячно (кроме августа - месяца каникул) он собирается на свои заседания в Страсбурге - на одну неделю. Две недели в месяц предусмотрены для работы в постоянных комитетах и одна неделя - для работы в рамках своих политических групп.

В Парламенте нет государственных фракций, зато образованы политические группы, сформированные по партийной принадлежности. В статье 138-а Римского договора сказано, что политические партии на уровне Европы являются важным фактором интеграции. Они содействуют возникновению у граждан чувства европейской общности и солидарности, являясь выразителями политических интересов граждан Европы. Члены Европейского Парламента в своем большинстве не являются одновременно членами своих национальных парламентов, что позволяет им полностью сосредоточиться на своих прямых обязанностях.

Европейский Парламент выбирает из своих членов Президента и Президиум.

Члены Комиссии имеют право присутствовать на всех заседаниях Парламента (статья 140) и должны быть выслушаны, если они на этом настаивают.

Следует отметить следующие основные функции Европейского Парламента.

^ Контрольная функция. В соответствии со статьей 140 Римского договора, Совет Министров и Комиссия подотчетны Парламенту. Парламент на своих ежегодных открытых слушаниях обсуждает отчет Комиссии о его деятельности за предыдущий год. Широко распространена практика заслушивания на заседаниях комитетов Парламента членов Комиссии или их полномочных представителей по всем интересующим депутатов вопросам. Для полной и глубокой проработки вопросов комитеты Парламента могут привлекать независимых экспертов и представителей заинтересованных групп из различных сфер деятельности. Как правило, перед слушанием какого-либо вопроса на пленарных заседаниях он тщательно обсуждается и готовится в постоянных комитетах Парламента. Кроме вышеназванных форм контроля Парламент использует еще два метода: первый - это запросы, адресованные к Совету Министров и Комиссии, второй - это создание временных комиссий (статья 138-с), которые могут образовываться по требованию не менее четверти депутатов Парламента для проверки фактов нарушения законов ЕС (за исключением случаев, когда расследованием уже занимается Суд).

Согласно статье 138, после подписания Маастрихтского договора введена должность омбудсмена, чтобы принимать от всех граждан ЕС, а также юридических лиц жалобы, если они считают, что стали жертвами произвола чиновников различных органов ЕС (кроме Суда). Омбудсмен должен проверить жалобу, имея право обращаться ко всем структурам ЕС. Он имеет право докладывать о рассмотрении дел Парламенту. Омбудсмен является совершенно независимым от каких-либо органов управления ЕС. Введение такой должности было связано с необходимостью обеспечить соблюдение прав граждан ЕС.

^ Рассмотрение и утверждение бюджета ЕС. С тех пор, как было принято решение о передаче ЕЭС собственных финансовых ресурсов, Парламент получил полномочия заниматься бюджетом. По этим вопросам государствами-членами Сообщества было заключено два специальных соглашения: 22 апреля 1970 года (вступило в силу с 1 января 1971 года) и 22 июля 1975 года (вступило в силу с 1 июня 1977 года).

Бюджет ЕС делится на две части: так называемые обязательные расходы (это в основном расходы на аграрный сектор), которые уже определены соответствующими нормативами, и необязательные расходы, к которым относятся расходы на управление, на различные структурные фонды, проведение научно-исследовательских работ и т.д. Что касается “обязательных расходов”, то возможности регулирования здесь небольшие. В то же время суммы т.н. “необязательных расходов” весьма большие и они во многом определяют развитие Сообществ. У Парламента достаточно прав, чтобы не только перераспределять эти суммы в бюджете, но и их увеличивать.

Парламент имеет право отклонить бюджет в целом. Он не только утверждает бюджет, но и утверждает отчет Комиссии об исполнении бюджета ЕС за предыдущий год.

^ Законодательные функции. В соответствии с первоначальной редакцией Римского договора, Парламент имел только консультационные функции при разработке законодательных актов Сообщества. Однако он не был согласен с такой второстепенной ролью в законотворческом процессе. И после первых прямых выборов в Парламент в 1979 году вновь избранные депутаты начали добиваться права активного участия в разработке законов наравне с Советом Министров. Такое право было зафиксировано при заключении Маастрихтского договора (статьи 189 и 190 уточненного Римского договора). Принятые совместно законодательные акты подписываются теперь Президентом Парламента и председательствующим в Совете Министров и публикуются в периодическом издании ЕС “Official Journal of the European Communities”.

^ Функция утверждения состава Комиссии ЕС. Это - поистине ключевой вопрос, ибо Комиссия является главным исполнительным органом Союза. От того, кто является председателем Комиссии и от персонального состава Комиссии в общем-то зависит во многом деятельность ЕС и развитие интеграционных процессов. В Парижском договоре по ЕОУС и в Римском договоре было записано, что Комиссия несет ответственность только перед Парламентом. Но это право носило формальный характер, так как формирование персонального состава Комиссии осуществлялось правительствами союзных государств. Парламенту представляли новый состав Комиссии уже после ее утверждения. Новый председатель Комиссии вместе с ее членами после их назначения должны были предстать перед Парламентом и сделать заявление о той политике, которую они намеревались проводить, после чего проводилась процедура голосования о доверии вновь сформированному составу Комиссии. Таким образом, право влияния Парламента на деятельность Комиссии носила в общем-то символический характер. Перелом наступил в 1992 году при заключении Маастрихтского договора. Впервые после выборов нового состава Парламента в 1994 году он участвовал в процедуре избрания и утверждения нового состава Комиссии в 1995 году. Сейчас решен вопрос и о том, чтобы и Комиссию избирать на пятилетний срок, как и Парламент. Отныне перед тем, как правительства будут утверждать председателя Комиссии и новых ее членов, они должны будут согласовывать их кандидатуры с Парламентом. При таком порядке утверждения нового состава Комиссии значительно уменьшилась зависимость Комиссии от правительств союзных государств. Эта процедура повысила полити-ческий авторитет Комиссии. Теперь она не столько назначаема, сколько избираема. К этому следует добавить, что, согласно статье 144 откорректированного Римского договора, Парламент получил право выразить Комиссии свое недоверие и потребовать ее ухода в отставку. Для проведения процедуры импичмента Комиссии требуется 2/3 голосов депутатов Парламента. Такое право еще более усиливает осуществление контроля за деятельностью Комиссии и делает процедуру формирования одного из самых главных высших органов власти в ЕС еще более демократичной.

Угроза применения Парламентом своего права импичмента нависла над Комиссией в январе 1999 года в связи с докладом Совета аудиторов о серьезных нарушениях финансовой дисциплины при исполнении бюджета ЕС за 1996 год, а также о фактах коррупции среди членов Комиссии и высокопоставленных чиновников его аппарата. Однако эта угроза так и не была реализована из-за невозможности собрать 2|3 голосов, требуемых для проведения процедуры импичмента (председателя Комиссии Жака Сантера поддерживали свыше 100 депутатов Парламента – его партийные соратники из фракции христианских демократов). Вместо проведения процедуры импичмента была образована группа независимых экспертов из пяти человек для проверки фактов коррупции и разбазаривания финансовых средств. Эксперты в ходе дополнительной проверки подтвердили выводы Совета аудиторов о коррупции в аппарате Комиссии и фактах использования двумя членами Комиссии (Эдит Крессон и Мануэлем Марини) служебного положения в личных корыстных целях. Жак Сантер вынужден был 15 марта 1999 года объявить об отставке всего состава Комиссии (впервые в истории ЕС). Парламент, рассмотрев заявление председателя Комиссии, принял резолюцию об образовании специального комитета по контролю за деятельностью Комиссии. Кризис доверия завершился 5 мая 1999 года, когда Парламент утвердил кандидатуру нового председателя Комиссии итальянца Романо Проди, выдвинутую Европейским Советом на Берлинском саммите в марте того же года.

Помимо выполнения перечисленных функций, Парламент ЕС принимает участие в принятии новых членов ЕС (как постоянных, так и ассоциированных).

^ Совет ЕС (Совет Министров). Он является законодательным органом ЕС (вместе с Парламентом). Совет Министров состоит из представителей 15 государств - членов Союза. Обычно правительства направляют в Совет одного из своих министров. Главным представителем страны считается министр иностранных дел. Однако и другие министры (финансов, сельского хозяйства, транспорта, промышленности, труда и социальных дел и т.д.) участвуют в работе Совета в зависимости от характера обсуждаемой проблемы.

Если решения на заседаниях Совета Министров принимаются квалифицированным большинством голосов, то ведется учет количества голосов у каждого государства, а они отнюдь не одинаковы. У Италии, Франции, Германии, Великобритании по 10 голосов, у Испании - 8, у Бельгии, Португалии, Голландии и Греции - по 5, у Австрии и Швеции - по 4, у Ирландии, Финляндии и Дании - по 3, у Люксембурга - 2 голоса. Квалифицированное большинство при голосовании составляет 62 голоса из 87.

Через каждые шесть месяцев происходит ротация председательствующего в Совете Министров (представителя одного из союзных государств), как и в Европейском Совете. Ниже приводится график ротации на период 2000-2003 г.г.:

Годы


^ 1 января – 30 июня

1 июля – 31 декабря


2000

Португалия

Франция

2001

Швеция

Бельгия

2002

Испания

Дания

2003

Греция



  1   2   3   4




Похожие:

Институты ес основные цели и ценности ес iconОсновные идеи, направления, функции социальной мысли
Составляющие общества, взаимодействующие личности и социальные группы (т е этносы, классы, слои, коллективы, семьи) имеют свои интересы....
Институты ес основные цели и ценности ес iconВведен в действие Приказом Ростехрегулирования
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены гост 0-92 "Межгосударственная...
Институты ес основные цели и ценности ес iconВведен в действие Приказом Ростехрегулирования
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены гост 0-92 "Межгосударственная...
Институты ес основные цели и ценности ес iconПрограмма развития научной школы (научного направления) филиала ргсу в г. Воронеже социальная структура, социальные институты и процессы код грни ( 04. 21. 00)
Основные научные труды, в которых отражены достижения руководителя (руководителей) не более 3-х наименований на каждого
Институты ес основные цели и ценности ес iconУрок по обществознанию на тему «Общество как сложная динамичная система»
Цель: познакомиться с основными компонентами общества как социальной системы, охарактеризовать главные социальные институты, выявить...
Институты ес основные цели и ценности ес iconУрок 3 Социальные отношения и институты
Цели: усвоить определение понятий: социальное действие, социальный институт, институт, социальные отношения
Институты ес основные цели и ценности ес iconОсновные цели и задачи проекта. Цели проекта
Создание и реализация экстремальных туристических маршрутов на базе военно-исторических реконструкций великих воинских сражений,...
Институты ес основные цели и ценности ес iconОсновные цели и задачи проекта. Цели проекта
Организация в Ярославле театрального фестиваля. С помощью проведения подобных фестивалей возрождаются традиции русского театра от...
Институты ес основные цели и ценности ес iconУрок №9 Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры. Предмет: экономика. Класс: 10. Дата: 03. 11. 2011 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р
Цели – познакомиться с понятием рыночного равновесия; определить основные рыночные структуры
Институты ес основные цели и ценности ес iconУрок по обществознанию на тему «Наука. Образование» Цель: рассмотреть основные черты, главные задачи и цели, этику науки и образования
Цель: рассмотреть основные черты, главные задачи и цели, этику науки и образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы