Экономическая сущность и значение анализа финансовых показателей предприятия 5 icon

Экономическая сущность и значение анализа финансовых показателей предприятия 5

НазваниеЭкономическая сущность и значение анализа финансовых показателей предприятия 5
страница1/5
Дата конвертации06.12.2012
Размер0.83 Mb.
ТипАнализ
  1   2   3   4   5


Введение 3
Экономическая сущность и значение анализа
финансовых показателей предприятия 5
Анализ прибыли и рентабельности предприятия 13
Анализ состава и динамики прибыли 13
Факторный анализ прибыли 17
2.3. Анализ рентабельности предприятия 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Приложения 30 Введение
В условиях рыночной системы хозяйствования предприятие объективно становится основным звеном в ее реализации. Оно не только производит продукцию, пользующуюся спросом на рынке, но и создает рабочие места, обеспечивая занятость населения, начисляет заработную плату и так далее.
Выплачивая федеративные и местные налоги, оно участвует в содержании государственных органов и поддержании социальных программ.
Каждое предприятие самостоятельно принимает решение в части того, сколько и как производить товаров, где и как их реализовывать и, наконец, как распределять полученный доход. По всем этим вопросам оно принимает решение в соответствии со своими интересами, отвечая своим имуществом за ошибки или неправильно выбранные действия.
Интересами предприятия являются обеспечение достаточно приемлемого уровня жизни (в форме заработной платы и удовлетворения ряда социальных благ) для своих работников, а также стабильное развитие производственной базы предприятия и выплата соответствующих налогов.
Степень их удовлетворения зависит от результатов хозяйственной деятельности предприятия, включающих не просто получение дохода и прибыли от реализации продукции, но и объем применяемых производственных фондов (основные и оборотные производственные фонды) и совокупность других потребительных стоимостей (социальный сектор), накопленных предприятием на каждый данный момент времени со дня его развития.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется три основных источника получения прибыли.
Первый - за счет монопольного положения предприятия по выпуску продукции.
Второй - связан непосредственно с производственной и коммерческой деятельностью. Величина прибыли зависит от правильной производственной направленности, от степени конкурентоспособности продукции, объемов выпускаемой продукции, и, наконец, от структуры снижения издержек производства.
Третий - от инновационной деятельности.
Эффективность функционирования предприятия и его экономический рост во многом зависят от совершенства управления и организации всех сторон его деятельности.
В данной курсовой работе рассмотрены вопросы исчисления и анализа прибыли предприятия, ее динамики, степень влияния на нее различных факторов финансово-хозяйственной деятельности фирмы. Кроме того, произведены расчеты рентабельности предприятия как одного из основных финансовых показателей эффективности производственно-хозяйственной деятельности, и определения на основе произведенного анализа качества управления. На основе произведенного анализа прибыли и рентабельности выявлены резервы роста финансовых показателей предприятия.
1. Экономическая сущность и значение анализа финансовых показателей предприятия.
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.
На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности.
На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее получает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков, отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.
Прибыль, как важнейшая категория рыночных отношений, выполняет определенные функции.
Во-первых, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.
Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.
Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.
В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.
При планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели. Емким информативным показателем является балансовая прибыль.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
Из приведенного определения следует, что ее происхождение связано с получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. Валовой доход предприятия - выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат - представляет собой форму чистой продукции предприятия, включает в себя оплату труда и прибыль. Связь между ними показана на рис.1.
Валовой доход Материальные затраты Оплата труда Прибыль Издержки производства (себестоимость) Чистый доход Объем реализации
Рис. 1. Себестоимость, валовой доход и прибыль предприятия
Из содержательной стороны понимания экономики предприятия следует, что трудовой коллектив заинтересован как в повышении оплаты труда, так и в росте прибыли, поскольку последняя в условиях конкуренции является источником не только выживания, но и расширения производства, а следовательно, и роста благосостояния работников предприятия, их жизненного уровня. Из этого также следует, что масса прибыли и валового дохода характеризует не что иное, как размер эффекта, получаемого в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то по крайней мере к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождения методов по лучшему их использованию.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется три основных источника получения прибыли:
- первый - получение прибыли возможно за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянного обновления продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий;
- второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит: во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции ( выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства;
- третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции.
При рассмотрении прибыли как конечного финансового результата хозяйственной деятельности следует иметь в виду, что не вся получаемая прибыль остается предприятию, так как подвергается обложению налогом. Для исчисления облагаемой налогом прибыли валовая прибыль увеличивается на сумму превышения расходов по оплате труда работников предприятия, занятых в основной деятельности, в составе себестоимости продукции (работ, услуг) по сравнению с их нормативной величиной.
Облагаемая прибыль уменьшается также на сумму рентных платежей (вносимых в установленном порядке из прибыли); сумму дивидендов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащих предприятию; сумму дохода, полученного от долевого участия в совместных предприятиях; сумму затрат, осуществляемых предприятием за счет прибыли, на оказание помощи сельскохозяйственным предприятиям в строительстве объектов на селе и приобретение оборудования для них, но не более 1% облагаемой прибыли.
Оставшаяся часть представляет собой остаточную прибыль (чистую прибыль), которая полностью поступает в распоряжение предприятия. Она направляется на оплату труда и материальное поощрение, на прирост оборотных средств, капитальных вложений, социальное развитие путем образования соответствующих фондов: развития науки и техники, социального развития, материального поощрения.
Таким образом, в условиях перехода к рынку и в его дальнейшем становлении прибыль становится основным побудительным мотивом организации производственной и хозяйственно-коммерческой деятельности предприятия.
В условиях рыночных отношений, характеризующихся своей динамичностью, приходится постоянно принимать неординарные решения, связанные с учетом финансового положения предприятия. К примеру: если темпы продаж предприятия падают, то уменьшится ли соответственно этому производство товаров, или предприятие должно придерживаться прежних темпов развития, делая запас на будущее? Или, если спрос на продукцию сильно и неожиданно увеличивается, то можно ли с существующих мощностей снять больше продукции? Должно ли предприятие развивать новые технологии, требующие значительных капиталовложений, или ограничиться интенсификацией труда? Все это в конечном итоге связано с оценкой использования ресурсов предприятия.
Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат (валовой доход, прибыль) сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность или, точнее, норму рентабельности.
На практике используются два варианта измерения нормы рентабельности. Это отношение прибыли к текущим затратам - издержкам предприятия (себестоимости) или к авансированным вложениям (основным производственным фондам и оборотным средствам). Оба измерителя связаны между собой показателем скорости оборота авансированных вложений.
где Р - прибыль;
Рз - норма рентабельности;
Фз(а) - фонды себестоимости (авансирования).
Существует многообразная экономическая информация о деятельности предприятий и множество способов анализа этой деятельности. Финансовый анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом анализа. Внутрихозяйственный финансовый анализ использует в качестве источника информации, кроме финансовой отчетности, также и другие данные системного бухгалтерского учета, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и пр.
Основными задачами анализа хозяйственных результатов деятельности предприятия являются:
систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;
выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;
оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщенно эти показатели представлены в Отчете о финансовых результатах и их использовании (ф. № 2 годового и квартального бухгалтерского отчета предприятий). Форма № 2 бухгалтерского отчета ООО "Фея" за 9 месяцев 2000г. помещена в Приложении 1.
2. Анализ прибыли и рентабельности предприятия
Анализ состава и динамики прибыли
Прибыль - важнейший показатель эффективности работы предприятия, источник его жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществление расширенного производства и удовлетворения растущих социальных и материальных потребностей трудовых коллективов, за счет прибыли выполняются также обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями.
В процессе анализа хозяйственной деятельности используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
Балансовая прибыль включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций.
Налогооблагаемая прибыль - это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятия), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически меняется.
Чистая прибыль - это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды.
Необходимо проанализировать состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный период. Для проведения анализа данные формы № 2 "Отчет о финансовых результатах" за 9 месяцев 2000г. из Приложения 1 поместим в разработочную таблицу. Здесь же для анализа выполнения плана по прибыли поместим данные из бизнес-плана предприятия за отчетный период.
Таблица 1
Анализ состава, динамики и выполнения плана прибыли
ООО "Фея" за 9 месяцев 2000г.
Показатель Прошлый год Отчетный год Темп роста,
% сумма,тыс. руб. стр-ра, % план факт сумма,тыс. руб. сумма,тыс. руб. стр-ра, % вып. плана к прош. году 1 2 3 4 5 6 7 8 Выручка от реализации продукции 1222 100,0 1230 1228 100,0 99,8 100,5 Затраты на производство 1118 91,5 1120 1113 90,6 99,4 99,6 Прибыль от реализации 104 8,5 110 115 9,4 104,5 110,6 Коммерческие расходы 83 6,8 100 103 8,4 103,0 124,1 Результат от прочей реализации -4 0,3 - -4 0,3 400,0 100,0 Сальдо доходов и расходов от внереализационных операций 1 0,1 - - - - - Балансовая прибыль 18 1,5 10 8 0,7 80,0 44,4 Налог на прибыль и прочие платежи из чистой прибыли 25 2,0 5 16 1,3 320,0 64,0 Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия -7 - 5 -8 - - 114,3 2.1.
Данные таблицы показывают, что в отчетном периоде предприятие достигло неплохих результатов. Хотя план по выручке от реализации продукции недовыполнен на 0,2 процентных пункта, за счет того, что затраты на производство фактически оказались ниже запланированных (и составили 99,4%) прибыль от реализации за 9 месяцев 2000г. превысила запланированный уровень на 5 тыс. руб. Коммерческие расходы за 9 месяцев 2000г. превысили плановые расходы на 3 тыс. руб., а отрицательный результат от прочей реализации (не предусмотренный в плане) привел в снижению балансовой прибыли относительно запланированного показателя на 2 тыс. руб. Однако, видно, что после уплаты налога на прибыль и прочих платежей, относимых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, предприятие получило убыток в размере 8 тыс. руб. Отсюда следует сделать вывод о превышении расходов, относимых за счет чистой прибыли, допустимых или приемлемых для предприятия размеров, позволивших бы работать без убытков. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года выручка от реализации возросла на 6 тыс. руб., затраты на производство - снизились на 5 тыс. руб., благодаря чему прибыль от реализации превышает аналогичный показатель прошлого периода на 11 тыс. руб. (или 10,6 процентных пунктов). Однако, на 24,1 процентный пункт или на 20 тыс. руб. выросли коммерческие расходы. Прочие операционные расходы составили 4 тыс. руб., т.е. столько же, сколько и за 9 месяцев 1999г. Кроме того, в 1999г. был выявлен доход от внереализационного источника в размере 1 тыс. руб. В итоге балансовая прибыль за 9 месяцев 1999г. превышает показатель за 9 месяцев 2000г. на 10 тыс. руб. (на 20 процентных пунктов). Следует отметить, что и в 1999г. после уплаты налога на прибыль и прочих платежей, относимых за счет чистой прибыли предприятия, образовался убыток в размере 7 тыс. руб. Из этого следует сделать вывод о том, что в целом финансово-хозяйственная деятельность предприятия и ее результаты позволяют покрыть все расходы - и производственные, и коммерческие - за счет собственной прибыли. Однако этой прибыли явно недостаточно для покрытия расходов, относимых на финансовые результаты, остающиеся в распоряжении предприятия после уплаты налогов.
Рассмотрим структуру прибыли. Так, видно, что доля затрат на производство в общем объеме выручки снизилась с 91,5 % до 90,6 %. Благодаря этому возрос удельный вес прибыли от реализации - с 8,5 % до 9,4 %. Неблагоприятным показателем можно назвать рост коммерческих расходов: их удельный вес возрос с 6,8 % до 8,4 %. Поскольку ранее отмечен рост этих расходов и в абсолютном выражении, стоит задуматься о целесообразности их роста, ведь их увеличение на 24,1 процентный пункт сопровождается лишь 10,6 процентным ростом прибыли от реализации.
Возможно, необходимо пересмотреть структуру самих коммерческих расходов с целью определения резервов их снижения. На 36 процентных пунктов снизился размер платежей в бюджет (в форме налога на прибыль) и на другие цели, осуществляемых из чистой прибыли, удельный вес этих расходов упал с 2,0 % до 1,3 %. Видимо, и этого недостаточно для того, чтобы их можно было покрыть за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Величина балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли зависит от многочисленных факторов. Так, прибыль от реализации товарной продукции изменяется под воздействием таких факторов, как изменение:
  1   2   3   4   5



Похожие:

Экономическая сущность и значение анализа финансовых показателей предприятия 5 iconТемы курсовых работ по дисциплине: «Экономика предприятия»
Оценка показателей эффективности использования основных фондов предприятия (организации)
Экономическая сущность и значение анализа финансовых показателей предприятия 5 iconИнновационная деятельность в субъектах рф: проблемы и перспективы
Проблемы и перспективы инновационной деятельности в субъектах РФ будем оценивать на основе анализа трех групп показателей: показателей...
Экономическая сущность и значение анализа финансовых показателей предприятия 5 iconТеория анализа и оценки доходности капитала и рентабельности деятельности предприятия Особенности финансового анализа
Анализ доходности капитала и рентабельности деятельности предприятия
Экономическая сущность и значение анализа финансовых показателей предприятия 5 iconТема Система стратегий предприятия
Прежде чем перейти к понятию инвестиционной стратегии, необходимо определить сущность экономического термина «стратегия»
Экономическая сущность и значение анализа финансовых показателей предприятия 5 iconРазработка урока истории 9 класс «Новая Экономическая Политика»
На основе анализа текста рабочего листа №1, документов №1 и №2 назвать причины перехода к нэпу
Экономическая сущность и значение анализа финансовых показателей предприятия 5 iconАксакова Наталья Евгеньевна · Экономическая теория, экономика · Экономика предприятия · Банковское дело · Деньги, банки, кредит · Банковское закон

Экономическая сущность и значение анализа финансовых показателей предприятия 5 iconСоздание бланка предприятия
Цель урока – научить учащихся использовать эмблему предприятия для создания бланка предприятия, используя стандартные инструменты...
Экономическая сущность и значение анализа финансовых показателей предприятия 5 iconТемы контрольных работ по дисциплине «Безопасность предпринимательства и предпринимательские риски»
Экономическая безопасность предпринимательства, ее сущность задачи, направления реализации
Экономическая сущность и значение анализа финансовых показателей предприятия 5 iconКонтрольная работа по экономике предприятия студентки 2 курса группы экономика и управление на предприятии 071 «Показатели рентабельности, их расчет и экономическое значение»

Экономическая сущность и значение анализа финансовых показателей предприятия 5 iconУрок по обществознанию на тему «Экономическая культура» Цель: рассмотреть особенности экономической культуры. Предмет: обществознание. Класс: 10
Каждому ли человеку нужна экономическая культура? Экономическая свобода: анархия или ответственность? Где границы экономической свободы?...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы