Семейная политика на муниципальном уровне городского округа: социологический анализ icon

Семейная политика на муниципальном уровне городского округа: социологический анализ

НазваниеСемейная политика на муниципальном уровне городского округа: социологический анализ
Синицына Галина Владимировна
Дата конвертации16.01.2013
Размер273.44 Kb.
ТипАвтореферат

На правах рукописи


Синицына Галина Владимировна


СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА

НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ


Специальность 22.00.04 –

социальная структура, социальные институты и процессы


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук


Москва

2009

Работа выполнена на кафедре социологии социальной работы

ГОУ ВПО «Российский социальный государственный университет»



^ Научный руководитель:

доктор социологических наук, профессор Гуслякова Людмила Герасимовна.


Официальные оппоненты:

доктор социологических наук, профессор

^ Носкова Антонина Вячеславовна;

кандидат социологических наук

Хорохордин Олег Леонидович.


Ведущая организация:

Учреждение РАО «Институт семьи и воспитания»



Защита состоится 18 ноября 2009 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.341.01 в Российском государственном социальном университете по адресу: 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4., корпус 2, зал диссертационных советов.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Российского государственного социального университета по адресу: 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4., корпус 3.


Автореферат разослан 16 октября 2009 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета И.В. Долгорукова

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. В России семья как социальный институт по-прежнему находится в эпицентре экономических, социальных и иных проблем, в связи с этим собственные проблемы семьи имеют устойчивую тенденцию к обострению в современных условиях.

Разрушение семейных ценностей, внутрисемейных отношений рассматривается исключительно в связи с ухудшением экономического положения населения. Однако кризисные ситуации как в стране в целом, так и в отдельных семьях, в разные периоды истории способствовали росту значимости семейных ценностей, укреплению семейных связей.

Семья обеспечивает общество трудовыми ресурсами, без которых социальная система не может функционировать. Поэтому общество должно быть заинтересовано в том, чтобы семья эффективно выполняла свои функции воспроизводства и социализации новых поколений. Между тем, именно репродуктивная функция семьи ослабевает в настоящее время в первую очередь. Соответственно, поддержка семьи, прежде всего, должна быть направлена на обеспечение эффективной реализации этой функции.

В настоящее время семейная политика в РФ формируется на принципах взаимодействия и социального участия таких субъектов социальной жизни, как семья, негосударственные объединения, социально-ориентированные бизнес-структуры и государство. Большую роль в этом взаимодействии играют общественные организации, а также учреждения социальной сферы, представляющие государственные структуры.

Несмотря на значительный интерес и ученых, и политиков, и практиков к проблематике семейной политики, до сих пор отсутствуют специальные масштабные исследования, посвященные реализации семейной политики на муниципальном уровне.

Исследование реализации семейной политики на муниципальном уровне позволит совершенствовать работу в области социальной защиты и поддержки разных типов семей, проживающих в муниципальном социуме. Все это обусловило важность и необходимость данного диссертационного исследования

^ Степень научной разработанности темы. По вопросам семейной политики в отечественной социологической литературе в последние годы опубликован целый ряд исследований, среди которых необходимо отметить работы А.А. Пахомова, С.А. Сорокина, А.Г. Харчева, А.В. Артюхова, С.И. Голода, Т.А. Гурко, И.Ф. Дементьевой, А.Г. Вишневского и др. Функциональный анализ семьи осуществлен в работах М.С. Мацковского, В.В. Бодровой, Э.К. Васильевой, Е.М. Левина, Н.В. Маляровой и др. Вопросы ценности семьи освещались в работах Н.Г. Аристовой, М.Ю. Арутюнян, О.М. Здравомысловой и др.

Изучению воспитательного потенциала семьи, специфики влияния семьи на развитие личности посвящены работы А.Н. Волковой, А.С. Красовского, Е.Т. Соколовой, З.А. Янковой и др.

Сегодня исследования процессов, происходящих в семье в условиях социальных трансформаций, представлены трудами В.И. Жукова, Г.И. Климантовой, В.И. Митрохина, Г.И. Авциновой и др.

Отдельные аспекты семейной политики являются объектом самостоятельного изучения ученых: принципы формирования и реализации государственной семейной политики (С.В. Дармодехин и др.); жизнедеятельность семьи как теоретическая основа семейной политики (Н.М. Римашевская и др.); влияние мер государственной семейной политики на демографические процессы (Е.Н. Тарасов и др.); вопросы социализации и качества жизни (Г.И. Осадчая и др.), репродуктивного поведения в современной семье (А.И. Антонов и др.); экономического положения семьи на разных этапах развития (С.А. Карапетян, М.В. Рабжаева и др.).

Работы, посвященные непосредственно проблемам организации социальной работы с семьей (Л.С. Алексеева, Г.Ю. Бурлак, С.И. Григорьев, А.М. Панов, С.А. Шавель и др.), содержат теоретические положения и эмпирические данные, характеризующие состояние данного направления семейной политики.

Проблемы стандартизации социального обслуживания населения, в том числе и семей, отражены в трудах Л.Г. Гусляковой, Ю.А. Калининой, Г.В. Говорухиной и др.

Среди зарубежных исследователей можно отметить теоретические выводы и концепты, разработанные в рамках различных научных школ социологии (Э. Биллингсли, П. Штомпка, У.А. Томас, Ф.В. Знанецкий, М.И. Мэйо, Ф. Теннис, М. Бугос, Дж. Дуглас, Р. Рисманн и др.).

Социологический анализ семейных отношений представлен в рамках теории социального конструирования в работах И. Гоффмана, Г. Гарфинкеля, К. Уэста, Д. Зиммермана, Т. Парсонса, Р. Бейлза.

Заметным явлением в исследовании процесса структурирования стереотипов семейных взаимоотношений стали работы американских ученых Е. Маккоби и К. Джеклин. Различные формы оказания социальной поддержки семьи, в том числе и через социальные службы, освещены в работах Э. Блека, А. Кана, Ш. Камермана.

В современной социологической литературе описаны главным образом результаты воздействия социальной политики на отдельные социальные процессы, институты, уровень жизни и условия жизнедеятельности населения. Необходимо отметить, что, несмотря на всю значимость и важность существующих направлений исследования семейной политики, в настоящее время отсутствуют социологические исследования, предметом анализа которых является реализация семейной политики на муниципальном уровне.

^ Объект исследования – муниципальная семейная политика.

Предмет исследования – особенности формирования и реализации семейной политики на муниципальном уровне городского округа (на примере г. Барнаула Алтайского края).

^ Цель исследования – выявить особенности формирования и реализации муниципальной семейной политики городского округа (на примере г. Барнаула) и разработать рекомендации органам управления муниципальными образованиями по повышению эффективности семейной политики.

^ Задачи исследования:

1. Осуществить анализ основных социологических подходов к исследованию семейной политики и предложить наиболее адекватную модель социологического анализа формирования и реализации муниципальной семейной политики;

2. Провести анализ нормативно-правовых документов, обеспечивающих формирование и реализацию государственной семейной политики в Российской Федерации и муниципальном образовании (городском округе);

3. Изучить существующую на муниципальном уровне систему организационно-технологического обеспечения семейной политики;

4. Определить основные условия обеспечения эффективности социального обслуживания населения, в том числе семей, после перераспределения полномочий между региональными и муниципальными органами власти;

5. Обосновать механизмы координации деятельности социальных учреждений, общественных организаций и бизнес-структур для обеспечения реализации семейной политики в городском округе;

6. Разработать концептуальные основы семейной политики на муниципальном уровне в современных условиях (на примере г. Барнаула).

^ Теоретико-методологическая база исследования основывается на положениях социологической теории среднего уровня: социологии семьи, социологии управления, социологии социальной работы, социологии муниципального развития.

Теоретико-методологической основой изучения семейной политики на муниципальном уровне выступает социологическая концепция жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности. Данная концепция в диссертационном исследовании позволяет более детально проанализировать природу происходящих в семье процессов и рассматривать семейную политику как деятельность, направленную на улучшение качества жизни семей.

^ Эмпирическую базу диссертации представляют результаты социологических исследований, проведенных с участием диссертанта:

  1. «Оценка качества социальных услуг и стандартизация социального обслуживания населения» (2005–2007 гг.). Эксперты из Алтайского края и Кемеровской области (N-278). Выборка репрезентирует экспертов по возрасту, образованию, опыту работы, занимаемой должности. Выборка квотная.

  2. «Оценка потребителями и исполнителями качества реализации семейной политики на муниципальном уровне» (2008–2009 гг.). Семьи, обслуживаемые в Центральном районе г. Барнаула (N-250). Выборка репрезентирует семьи по типу семей, обслуживаемых в данном районе. Выборка случайная. Эксперты социальных учреждений, расположенных в Центральном районе г. Барнаула (N-136). Выборка репрезентирует респондентов по возрасту, образованию, стажу работы, семейному положению. Выборка квотная.

^ Научная новизна исследования:

- осуществлен анализ основных социологических подходов к исследованию семейной политики и предложена наиболее адекватная модель анализа формирования и реализации муниципальной семейной политики;

- проведен анализ нормативно-правовых документов, обеспечивающих формирование и реализацию семейной политики на муниципальном уровне городского округа;

- изучена система организационно-технологического обеспечения муниципальной семейной политики;

- определены основные условия обеспечения эффективности социального обслуживания населения, в том числе семей, на муниципальном уровне после перераспределения полномочий;

- обоснованы механизмы координации деятельности между социальными учреждениями, бизнес структурами и общественными организациями в реализации семейной политики в городском округе;

- разработаны концептуальные основы программы реализации семейной политики на муниципальном уровне.

^ На защиту выносятся следующие положения:

  1.  Муниципальная семейная политика – это система межведомственного взаимодействия, опирающаяся на скоординированные нормативно-правовые акты, ресурсную базу муниципалитета и направленная на повышение качества жизни семей. Наибольшие возможности для формирования и реализации муниципальной семейной политики создает социологическая концепция жизненных сил человека.

  2.  В ходе проведенного анализа нормативно-правовых документов, обеспечивающих реализацию семейной политики на муниципальном уровне, выявлены противоречия между нормативно-правовым и организационно-технологическим обеспечением, в частности: между предлагаемым перечнем социальных услуг и перечнем критериев определения социального положения семей, нуждающихся в поддержке; между требованиями минимальных социальных стандартов и количеством учреждений социальной сферы и услуг, оказываемых в них и т.д.

3. Организационно-технологическую основу обеспечения семейной политики на муниципальном уровне составляют: социальная и экономическая инфраструктура территории муниципалитета, существующие общественные организации, государственные органы социальной защиты населения, бизнес-структуры и т.д.

4. Основными условиями обеспечения эффективности социального обслуживания населения на муниципальном уровне являются: наличие социальных учреждений в соответствии с требованиями минимальных социальных стандартов, разработка административно-территориальных стандартов социального обслуживания населения, а также социальных стандартов основных показателей качества жизни семей; разработка программ социальной поддержки семей с учетом всех типов государственных и негосударственных структур, осуществляющих свою деятельность в муниципальном образовании.

5. Основными механизмами координации деятельности социальных учреждений, общественных организаций и бизнес-структур являются: соглашение о партнерстве, совместные социальные проекты, программы и т.д.

6. Концептуальные основы реализации семейной политики на муниципальном уровне включают, во-первых, основные принципы: гуманности, адресной помощи, комплексности, гарантированности и т.д.; во-вторых, основные направления: организацию альтернативных форм обслуживания семей, составление социальной карты семей, проживающих в муниципальном социуме, создание условий для формирования и укрепления ценностей семьи и сохранения традиций семейного воспитания; в-третьих, систему мер, позволяющих обеспечивать эффективность и координацию всех субъектов реализации семейной политики.

^ Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты вносят вклад в развитие современного социологического знания – таких его отраслей, как социология социальной политики, муниципальная социология, социология семьи, социология социальной работы, посредством раскрытия эвристической значимости основных идей социологической концепции жизненных сил человека.

Материал диссертационного исследования расширяет проблемное поле социологии социальной работы, вносит вклад в формирование моделей социальной политики, позволяет определить приоритетные направления реализации государственной семейной политики на муниципальном уровне.

^ Практическая значимость исследования.

Основные выводы диссертации могут быть учтены органами местного самоуправления при разработке нормативно-правовых документов и формировании государственной семейной политики на муниципальном уровне в рамках распределения полномочий.

Основные положения исследования могут быть использованы при чтении курсов «Социология семьи», «Социология муниципального развития», «Общей социологии» и смежных дисциплин.

^ Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования изложены в докладах и тезисах, представленных на конференциях и семинарах: Международная научно-практическая конференция «Социокультурные аспекты миграционных процессов в Сибири и на Дальнем Востоке» (г. Барнаул, 2007 г.); Байкальская международная научно-практическая конференция «Международный опыт и региональные особенности социальной работы в современном трансформирующемся обществе» (г. Улан-Удэ, 2008 г.); IV Всероссийская научная конференция «Сорокинские чтения» «Отечественная социология: обретение будущего через прошлое» (г. Новосибирск, 2008 г.); III Всероссийский социологический конгресс (г. Москва, 2008 г.); межрегиональная научно-практическая конференция «Жизненные силы семьи» (г. Чита, 2008 г.); Межрегиональная научно-практическая конференция «Теория и практика социальной работы: реалии и перспективы» (г. Барнаул, 2008 г.); Межрегиональный круглый стол «Стандартизация социального обслуживания» (г. Барнаул, 2008 г.); Региональный круглый стол «Социальное сиротство: проблемы и решения» (г. Барнаул, 2008 г.); Межвузовский круглый стол «Проблемы взаимодействия теории и практики социальной работы» (г. Барнаул, 2009 г.).

На основе материалов исследования разработаны и представлены администрации г. Барнаула практические рекомендации по социальной защите и поддержке семей; Краевому государственному учреждению социального обслуживания «Территориальный центр социальной помощи семье и детям «Вдохновение» Центрального района города Барнаула» – практические рекомендации по социальному обслуживанию семей; Алтайской государственной академии культуры и искусств – методические рекомендации для курсов «Теория социальной работы», «Социальная политика», «Семьеведение».

Основное содержание диссертационного исследования нашло отражение в статьях и других публикациях автора.

^ Структура и основное содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих по три параграфа, заключения, библиографии и приложений.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, характеризуется степень ее научной разработанности, определены объект, предмет, цель, задачи, научная новизна, раскрывается теоретическая и практическая значимость исследования, а также формулируются выносимые на защиту положения.

^ В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования семейной политики на муниципальном уровне» – рассматриваются основные подходы к исследованию семейной политики; анализируется потенциал социологической концепции жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности как методологической основы реализации семейной политики на муниципальном уровне.

^ В первом параграфе «Основные подходы к исследованию семейной политики» – на основе междисциплинарного анализа различных научных подходов и концепций проводится систематизация определений понятия «семейная политика» как одного из направлений социальной политики.

В параграфе подчеркивается, что в социологической литературе преобладают две парадигмы: «модернизации семьи» и «кризиса семьи», которые обусловливают различия в понимании целей и направлений семейной политики в современной России.

По мнению сторонников кризисной концепции, происшедшая в стране трансформация семьи является частным выражением глобального эволюционного кризиса социального института семьи, обусловленного развитием индустриально-рыночной цивилизации. Сторонники модернизационной концепции утверждают, что трансформация семьи осуществляется в рамках смены традиционного типа семьи современным и имеет позитивную направленность. Однако приверженцы и той, и другой позиции разделяют и поддерживают мнение о том, что в семейных отношениях происходят серьезные кризисные процессы.

Различия парадигм основаны на противоположной оценке происходящих изменений в институте семьи: перехода от патриархальной к эгалитарной семье, трансформации семейных ценностей, нивелированию общественного идеала счастливой семейной жизни, доминированию психологии индивидуализма. В связи с этим, как отмечается в параграфе, исследователями предлагаются и различные модели реализации семейной политики, сутью которых выступает или государственный патернализм, основанный на возрождении традиций многодетной полной семьи, или свободное развитие каждой семьи, опирающееся на взаимодействие личности, семьи и общества.

Реальность современной России такова, что семейные отношения изменились под влиянием новых социально-экономических и политических преобразований, социокультурных факторов. В связи с этим в выделении основных направлений семейной политики важно использовать положительный потенциал, заложенный в обеих парадигмах.

Рассматривая семейную политику в широком политическом контексте, ученые рекомендуют анализировать весь комплекс направлений социальной политики, затрагивающих интересы семьи (демографическая, гендерная, экономическая, муниципальная и др.). Специфика современной семейной политики, как подчеркивается в параграфе, определяется наличием мер, дополняющих другие области социальной политики специальными формами поддержки, адресованными как семье в целом, так и отдельным ее членам.

Муниципальную систему поддержки семьи следует рассматривать в контексте ее характеристики и как объекта социального управления, социальной помощи и поддержки, и как субъекта активной социальной самозащиты. Такой подход позволяет органично вписать совершенствование поддержки семьи на муниципальном уровне в комплекс мероприятий региональной социальной политики в целом.

На основании вышеизложенного «семейную политику» можно определить как целенаправленную деятельность государства и других субъектов политики, ориентированную на обеспечение социальной безопасности семьи, ее благополучие, укрепление и развитие семьи как важнейшего института общества, создание необходимых условий для ее функционирования и успешного выполнения социально значимых функций. Семейная политика является важнейшей политической стратегией современной России. В связи с этим возрастает значимость деятельности органов местного самоуправления в ее осуществлении.

^ Во втором параграфе «Семейная политика в контексте современного социологического знания» – обосновывается возможность применения концепции жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности как базовой концепции виталистской социологии в качестве методологической основы исследования реализации семейной политики на муниципальном уровне.

Одним из методологических подходов к определению сути семейной политики является деятельностный подход, определяющий семейную политику как социальную деятельность.

Другим вариантом применения общесоциологического подхода в анализе понимания семейной политики является институциональный подход. Семейная политика формирует определенного рода институциональную среду, которая регулирует состояние социальной сферы, при этом одновременно являясь частью этой сферы. Например, к внутренним регуляторам социальной сферы муниципального социума относятся местное самоуправление и различные виды социального контроля со стороны общественных организаций. Внешним регулятором является федеральная социальная политика, реализуемая на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Социологическая концепция жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности, позволяет наиболее адекватно рассматривать семейную политику на муниципальном уровне в контексте взаимодействия жизненных сил семьи со средой ее обитания. Под «жизненными силами семьи» в диссертационном исследовании понимается совокупность нескольких составляющих: экономической (в том числе, наличие регулярных доходов, экономической самостоятельности, наличие жилья и т.д.), репродуктивной, воспитательной (в том числе, уровень образования, отношение к духовным ценностям, гражданственности и т.д.). Под «жизненным пространством семьи» понимается социокультурный потенциал общества, в котором семья реализует свои функции. Поэтому семейную политику следует рассматривать как регулирование взаимодействия «жизненных сил семьи» и «жизненного пространства семьи».

В условиях социально-экономического кризиса в России данный подход позволяет органам местного самоуправлении создать условия благоприятного жизненного пространства для функционирования семьи, для реализации ее жизненных ресурсов. Превращение семей в движущую силу проводимых преобразований, проведение экспертизы управленческих решений с точки зрения воздействия на жизнедеятельность семьи обеспечивает эффективность реализации семейной политики в городском округе.

Анализ семейной политики на муниципальном уровне, осуществляющейся на основе социологической концепции жизненных сил человека, позволяет учитывать, с одной стороны, степень развитости жизненных сил семьи, а с другой   сопряженность средств и факторов, направленных на поддержание ее жизненного потенциала. В связи с этим при разработке стратегии семейной политики следует ориентироваться на активизацию потенциала семьи и реализацию индивидуальной и социальной субъектности каждого члена семьи.

В соответствии с этим социологическую концепцию жизненных сил человека можно рассматривать как методологическую основу исследования реализации семейной политики на муниципальном уровне, так как она позволяет рассматривать эту политику как деятельность, направленную на поддержание жизненных сил как населения в целом, так и различных типов семей, результатом которой является улучшение качества их жизни.

^ В третьем параграфе «Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной семейной политики» – осуществляется анализ нормативно-правовых основ, регламентирующих процесс реализации семейной политики в условиях разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти в Российской Федерации.

Основными документами в области защиты семьи в РФ являются Конституция РФ, Семейный кодекс, Гражданский кодекс РФ, в которых закреплены демократические принципы построения семейных отношений, гарантии защиты прав и интересов членов семьи.

Сущность, цели, принципы и основные направления государственной семейной политики закреплены Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики».

Разработан и принят ряд федеральных законов, способствующих созданию правовых условий для защиты материнства и детства, профилактики социального неблагополучия детей, развития социального обслуживания населения и т.д.

Федеральные программы и концепции являются механизмом реализации государственной семейной политики (целевая программа «Дети России», Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2025 года и др.)

Далее в параграфе описывается опыт использования действующего законодательства, составляющего основу для реализации семейной политики на региональном уровне; осуществляется анализ законодательного обеспечения семейной политики на основании выделения основной нормативной базы федерального, регионального и муниципального (городского округа) уровней.

Одной из важных задач в настоящее время является определение соответствия нормативно-правовой базы семейной политики на региональном и муниципальном уровнях с существующими федеральными законами и программами.

После принятия Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» активизировался процесс формирования семейной политики на уровне органов местного самоуправления, но существующее нормативно-правовое обеспечение государственной семейной политики не соответствует организационно-структурному уровню формирования и развития семейной политики на муниципальном уровне.

В связи с разграничением полномочий субъектов РФ и местного самоуправления необходима дополнительная разработка нормативно-правовых документов, обеспечивающих реализацию семейной политики на муниципальном уровне, в частности: разработка административно-территориальных стандартов социального обслуживания населения, а также – социальных стандартов основных показателей качества жизни семей; разработка программ социальной поддержки семей с учетом всех типов государственных и негосударственных структур, участвующих в этом процессе; и т.д.

В связи с этим, для того, чтобы реализация семейной политики была эффективной, скоординированной, учитывала потребности населения и социальные стандарты, а также – имеющиеся материальные, экономические, кадровые и другие ресурсные возможности, необходима разработка концепции семейной политики на местах и внесение соответствующих корректив в существующее федеральное и региональное законодательство.

Во второй главе «Основные направления реализации семейной политики на муниципальном уровне» – анализируются особенности обеспечения реализации семейной политики на муниципальном уровне.

В первом параграфе «Организационно-технологическая основа реализации семейной политики на муниципальном уровне» – анализируется организационно-технологический опыт реализации семейной политики в российских регионах, а также – в конкретном муниципальном образовании (городском округе) г. Барнауле.

Организационно-технологическую основу реализации семейной политики составляют: социальная и экономическая инфраструктура территории муниципалитета, существующие общественные организации, государственные органы социальной защиты населения, бизнес-структуры и т.д.

Рождаемость, смертность, заключенные браки, разводы и другие демографические показатели отражают состояние семейной политики муниципального образования.

В условиях формирования новой законодательной базы, регулирующей вопросы компетенции федерального центра и регионов, семейная политика отвечает нуждам и запросам населения конкретной территории. На ее формирование, характер и выбор приоритетов значительно влияют административно-территориальные, социально-демографические, экономические и социокультурные факторы.

Сегодня на муниципальном уровне отражается специфика разделения сфер управления в реализации семейной политики в РФ. В частности, органы социальной защиты перешли на региональный уровень управления, действуют федеральные лечебные учреждения, специализированные центры и т.д. При этом данные структуры обслуживают население и семьи муниципальных территорий.

Особенности взаимодействия социальных учреждений, общественных организаций, бизнес-структур в реализации семейной политики на муниципальном уровне требуют принятия нормативного документа, позволяющего координировать их совместную деятельность. Для повышения эффективности реализации семейной политики необходимо соглашение о партнерстве разных субъектов ее реализации.

В связи с разграничением полномочий возникли противоречия между предлагаемым перечнем социальных услуг и перечнем критериев определения социального положения семей, нуждающихся в поддержке; между требованиями минимальных социальных стандартов и количеством учреждений социальной сферы и услуг, оказываемых в них и т.д.

Взаимодействие муниципальных органов власти и «третьего сектора» в области организации социальных услуг населению в условиях перераспределения полномочий между разными уровнями власти позволяет создавать новые формы социальных услуг, обеспечивая адресность и эффективность при решении проблем семейной политики. Вместе с тем, в концепции формирования семейной политики на муниципальном уровне необходимо разработать скоординированную систему ее организационно-технологического, информационно-коммуникативного обеспечения с учетом действующих в муниципальном образовании федеральных, региональных и альтернативных социальных учреждений.

^ Во втором параграфе «Основные направления реализации семейной политики на муниципальном уровне: оценки потребителей и исполнителей» – на основе анализа результатов, полученных в процессе исследований, обосновывается вывод, что одним из самостоятельных направлений семейной политики, реализуемой на муниципальном уровне, является социальное обслуживание населения, семьи, в частности.

Социальное обслуживание как категория социологии социальной работы, реализуемой в рамках концепции жизненных сил, рассматривается как взаимодействие «жизненных сил человека» и «жизненного пространства человека». Это искусственный процесс, созданный для совершенствования жизнедеятельности субъекта и направленный на решение проблем защиты жизненных сил на разных уровнях социальной организации, в основных формах реализации, видах жизнеосуществления человека.

Для получения объективной оценки качества предоставляемых социальных услуг было проведено социологическое исследование. Респондентам было предложено оценить значимость критериев оценки качества социальных услуг. Анализ полученных результатов показывает, что респондентам сложно оценивать полноту объема социальных услуг. Они считают необходимой разработку комплекса норм, правил, характеристик, что позволило бы осуществлять рациональное планирование процесса социального обслуживания и предоставление услуг в полном объеме.

Анализ результатов исследования свидетельствует о необходимости:

  • осуществления мониторинга социального положения и условий жизнеобеспечения разных социальных групп;

  • учета традиционно сложившихся форм социального обслуживания населения и новых, появившихся в современных условиях;

  • разработки системы критериев оценки качества социальных услуг и эффективности социального обслуживания населения, в том числе семей;

  • разработки принципов стандартизации социальных услуг на муниципальном уровне и т.д.

Эксперты отмечают, что в настоящее время созданы законодательные, организационные и информационные условия для эффективной реализации семейной политики через систему социального обслуживания населения на муниципальном уровне. В то же время подчеркивают необходимость внедрения новых механизмов управления реализацией семейной политики, разработки единых требований к качеству, контролю качества, оценки эффективности в стандартах разного уровня, обеспечивающих социальное обслуживание населения, в том числе семей, на муниципальном уровне.

Исследование показало, что респонденты обеих целевых групп – «потребители» и «исполнители» – отмечают следующие необходимые показатели качества реализации направлений семейной политики, в частности, социального обслуживания: комплексность, своевременность, безопасность, соблюдение этики обслуживания, учет физиологических особенностей клиента, личные качества социального работника, постоянство оказания услуг.

В то же время противоречия в оценках экспертов и населения направлений реализации семейной политики на муниципальном уровне обусловлены разной степенью доступа к информации о результатах реализации отдельных направлений семейной политики.

Требованием времени становится повышение уровня безопасности жизни, здоровья граждан в процессе социального обслуживания, предоставление качественных социальных услуг. Обеспечение соответствия услуг и процесса обслуживания этим требованиям входит в число задач стандартизации социального обслуживания населения. В связи с этим особую актуальность представляют: исследование вопросов стандартизации социальных услуг, предоставляемых населению; анализ существующих нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс предоставления и потребления социальных услуг разными группами населения; определение механизмов стандартизации социальных услуг на региональном и муниципальном уровнях. Все перечисленные мероприятия позволят органам местного самоуправления повысить эффективность реализации такого приоритетного направления семейной политики на муниципальном уровне, как социальное обслуживание.

В третьем параграфе «Концептуальные основы программы реализации семейной политики на муниципальном уровне (на примере города Барнаула)» – отмечается, что возникшая группа задач реализации семейной политики на муниципальном уровне предполагает разработку и реализацию муниципальных программ социальной поддержки «слабых» групп населения, в том числе и различных семей, взаимосогласование этих социальных программ с другими программами региона, в частности, экономическими, экологическими и т.д. В условиях ослабления централизованного планирования, реконструкции механизма финансирования и материально-технического снабжения муниципальных образований, данные программы приобретают первоочередное значение.

Концептуальные основы программы реализации семейной политики на муниципальном уровне, во-первых, включают определения:

- приоритетных мер реализации системы социальной защиты населения и семьи, которые могут быть использованы в условиях финансово-экономического кризиса;

- оснований интеграции традиционных и альтернативных форм социальной защиты населения, в том числе семей;

- принципов финансирования социальных проектов, направленных на социальную поддержку и помощь населению, в том числе семье;

- механизма координации деятельности социальных учреждений, общественных организаций, бизнеса в реализации семейной политики и др.

Во-вторых, предполагают выделение следующих блоков мер:

1. В области законотворческой деятельности;

2. В области социально-экономической поддержки семей;

3. В области труда и занятости;

4. В области финансово-экономической политики;

5. В области охраны здоровья семьи и детства, обеспечения здорового образа жизни;

6. В области образования, культурно-духовного развития и воспитания;

7. В области развития семейного досуга, отдыха и оздоровления;

8. В области информационного обеспечения семейной политики;

9. В области развития социального обслуживания семьи и детей.

Социальное обслуживание, как одно из направлений семейной политики, сориентировано на новый вид социальной помощи семье, который предполагает индивидуальную поддержку в решении социально-психологических, педагогических, правовых, медико-социальных, других проблем и осуществляется через сеть специализированных социальных служб.

Программа реализации семейной политики на муниципальном уровне включает следующие основные направления: организацию альтернативных форм обслуживания семей; составление социальной карты семей, проживающих в муниципальном социуме; создание условий для формирования и укрепления ценностей семьи и сохранения традиций семейного воспитания.

Семейная политика на муниципальном уровне это   отлаженная система межведомственного взаимодействия, опирающаяся на скоординированные нормативно-правовые акты, ресурсную базу муниципалитета и направленная на повышение качества жизни семей.

^ В заключени формулируются теоретические и практические выводы, предлагаются практические рекомендации и определяются перспективы дальнейшего исследования семейной политики на муниципальном уровне.

Основные положения диссертационного исследования были изложены автором в научных публикациях общим объемом 4,8 п.л.

^ Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

1. Синицына Г.В. Основные проблемы стандартизации социального обслуживания населения на муниципальном уровне/ Г.В. Синицына // Вестник Бурятского государственного университета.   Выпуск №6. – Улан-Удэ, 2009. (0,5 п.л.).

Публикации в других научных изданиях:

1. Синицына Г.В. Опыт организации социальной работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних в Центральном районе г. Барнаула / Г.В. Синицына // Муниципальный мир : научно-аналитический журнал. – 2007.   №3–4. (0,3 п.л.).

2. Синицына Г.В. Построение позитивных отношений с представителями разных наций как основа формирования этнической толерантности в обществе : опыт Центрального района г. Барнаула / Г.В. Синицына // Материалы международной научно-практической конференции 16–17 августа 2007 года, г. Барнаул. – Барнаул, 2007. (0,4 п.л.).

3. Синицына Г.В. Государственная семейная политика: сущность, основные направления реализации, региональный аспект / Г.В. Синицына // Материалы Байкальской международной научно-практической конференции, 26–27 июня 2008 г., г. Улан-Удэ.   Ч.1.   Улан-Удэ, 2008. (0,2 п.л.).

4. Синицына Г.В. Государственная семейная политика на муниципальном уровне : основные направления исследования / Г.В. Синицына // Социология социальной работы. Социальная квалиметрия. Социология социального здоровья : ежегодник. – Вып. 3. – М., 2008. (0,3 п.л.).

5. Синицына Г.В. К проблеме реализации государственной семейной политики на муниципальном уровне / Г.В. Синицына // Материалы IV Всероссийской научной конференции Сорокинские чтения «Отечественная социология: обретение будущего через прошлое».   Новосибирск, 2008. (0,2 п.л.).

6. Синицына Г.В. Актуальные вопросы реализации государственной семейной политики на муниципальном уровне / Г.В. Синицына // Образование и социальное развитие региона. – М., 2008.   №3–4. (0,3 п.л.).

7. Синицына Г.В. О механизмах реализации государственной семейной политики в деятельности органов муниципальной власти / Г.В. Синицына // Образование и социальное развитие региона. – М., 2008.   №1–2. (0,2 п.л.).

8. Синицына Г.В. Особенности развития государственной семейной политики на муниципальном уровне / Г.В. Синицына // Материалы III Всероссийского социологического конгресса, 21–24 октября, г. Москва. – М., 2008. (0,2 п.л.).

9. Синицына Г.В. Стандарты социального обслуживания населения в регионах современной России / Л.Г. Гуслякова, Г.В. Говорухина, Ю.А. Калинина, Г.В. Синицына // Наука – Алтайскому краю, 2008 год : сборник научных статей по результатам научно-исследовательских работ, выполненных за счет средств краевого бюджета. – Вып. 2.   Барнаул, 2008. (0,5 п.л. / авт. – 0,1 п.л.).

10. Синицына Г.В. Механизмы содействия укреплению семейных ценностей. Деятельность органов муниципальной власти / Г.В.Синицына // Семья через призму этносоциальных процессов в Сибири: социальная практика : материалы научно-практической конференции. - Барнаул, 2008. (0,4 п.л.)

11. Синицына Г.В. Проблемы социального обслуживания в муниципальном образовании (по результатам социологических исследований) / Л.Г. Гуслякова, Г.В. Говорухина, Ю.А. Калинина, Г.В. Синицына // Человеческий капитал : ежемесячный научно-практический журнал. – М., 2009. – №2(10). (0,7 / авт. – 0,2 п.л.).

12. Синицына Г.В. Оценка возможностей реализации стандартов социального обслуживания на муниципальном уровне (по результатам социологических исследований) / Л.Г. Гуслякова, Г.В. Говорухина, Ю.А. Калинина, Г.В. Синицына // Социальная политика и социология. – М., 2009.   №5(46). – Ч.2. (0,4 / авт. – 0,1 п.л.).

13.Синицына Г.В. Опыт реализации молодежной политики на муниципальном уровне / Г.В.Синицына // Социальные процессы в современной Западной Сибири. - Горно-Алтайск, 2009. (0,2 п.л.)


Подписано в печать 12.10.2009 г. Формат 60x84/16.

Бумага для множительных аппаратов. Печать ризо.

Усл. печ. л. 1,0. Тираж 100 экз.

Заказ N 336


Отпечатано в типографии «Концепт»,

656049, г. Барнаул, пр-т Социалистический, 85,

т./ф.: (3852) 36-82-51




Похожие:

Семейная политика на муниципальном уровне городского округа: социологический анализ iconУчредителем Учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности муниципального образования городского округа «Воркута», является муниципальное образование городского округа «Воркута»
Образования городского округа «Воркута» (далее по тексту – Учредитель) и отраслевой орган администрации муниципального образования...
Семейная политика на муниципальном уровне городского округа: социологический анализ icon«Социальный потенциал организации (социологический анализ)»
Хорохордина Олега Леонидовича на диссертацию Воронковой Натальи Валерьевны «Социальный потенциал организации (социологический анализ)»,...
Семейная политика на муниципальном уровне городского округа: социологический анализ iconУстав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 с углубленным изучением отдельных предметов Камышловского городского округа
Постановлением главы Камышловского городского округа от 26. 10. 2012 года №1530 «Об изменении типа муниципальных бюджетных образовательных...
Семейная политика на муниципальном уровне городского округа: социологический анализ iconПостановлением администрации Тугулымского городского округа
Российской Федерации и Порядком создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений Тугулымского городского...
Семейная политика на муниципальном уровне городского округа: социологический анализ iconКомплекс мер по модернизации общего образования
Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №5 Невьянского городского округа
Семейная политика на муниципальном уровне городского округа: социологический анализ iconПоложение о муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «детско-юношеская спортивная школа» городского округа зато г. Фокино
Настоящее Положение регулирует деятельность Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская...
Семейная политика на муниципальном уровне городского округа: социологический анализ iconОб утверждении комплекса мер по модернизации системы общего образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов» Асбестовского городского округа в 2012 году
Об утверждении комплекса мер по модернизации системы общего образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении...
Семейная политика на муниципальном уровне городского округа: социологический анализ iconЗакрепление территорий за общеобразовательными учреждениями Камышловского городского округа
Председатель Комитета по образованию, культуре, спорту и делам молодежи администрации Камышловского городского округа
Семейная политика на муниципальном уровне городского округа: социологический анализ iconУстав муниципального казённого
Российской Федерации и Порядком создания, реорганизации, изменение типа и ликвидации муниципальных учреждений Тугулымского городского...
Семейная политика на муниципальном уровне городского округа: социологический анализ iconКомплекс мер по модернизации системы общего образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«О реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы