Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей по специальностям icon

Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей по специальностям

НазваниеУчебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей по специальностям
страница1/4
Дата конвертации22.10.2012
Размер0.73 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4






Министерство здравоохранения и социального развития

Казанский государственный медицинский университет

Кафедра истории, философии, социологии и политологии

Кафедра биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины




«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей по специальностям


медицинские науки - 14.00.00

фармацевтические науки - 15.00.00


Казань 2009 г.


ББК 87 + 5г

УДК 11/12 + 61 (091)

Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета


Составители:


докт. филос. наук, проф. А.П.Федяев

канд. филос. наук, доц. С.Ф.Нагуманова

докт. мед. наук, проф. М.Ю.Абросимова

докт. мед. наук, проф. А.С.Созинов


Рецензенты:

докт. филос. наук, проф. М.Д. Щелкунов

доц. каф. медицинской и общей психологии

с курсом педагогики Н.З. Иванова


История и философия науки: Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей по специальностям «медицинские науки» и «фармацевтические науки» /А.П.Федяев, С.Ф.Нагуманова, М.Ю.Абросимова, А.С.Созинов. - Казань: КГМУ, 2009. –  


Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки к сдаче кандидатского экзамена «История и философия науки», составлено в соответствии с Государственной программой, содержит учебный план, рабочую программу, планы семинаров, примерные вопросы к экзамену, требования к реферату и словарь терминов по общим проблемам философии науки, философии медицины и биомедицинской этики.


© Казанский государственный медицинский университет, 2009.


ВВЕДЕНИЕ

Кандидатский экзамен по дисциплине «История и философия науки» введен в действие с 1 июля 2005 года решением Правительства Российской Федерации вместо ранее принимавшегося кандидатского экзамена по философии. Успешная сдача указанного экзамена (наряду с экзаменами по иностранному языку и специальности) является обязательным условием представления к защите кандидатской диссертации аспирантом (соискателем).

Кандидатский экзамен по дисциплине «История и философия науки» сдается по программам, утвержденным приказом Минобразования России от 17 февраля 2004 г. № 697, по соответствующей отрасли науки согласно действующей номенклатуре специальностей научных работников и включает в себя 3 раздела:

1. История соответствующей отрасли науки.

2. Общие проблемы философии науки.

3. Современные философские проблемы отраслей научного знания.

Раздел 2 является общим для аспирантов (соискателей) любых специальностей. Что касается разделов 1 и 3, то они дифференцируются в соответствии с отраслью науки, по которой аспирант (соискатель) выполняет квалификационную работу. Для аспирантов и соискателей медицинских и фармацевтических специальностей таковыми являются раздел 1 - «История медицины» или «История фармации» и раздел 3- «Современные философские проблемы медицины (фармации).

Подготовка к сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки включает в себя следующие элементы:

1. ^ Освоение курса «Философия науки и медицины». Курс читается специалистами кафедры истории, философии, социологии и политологии и кафедры биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины согласно установленному тематическому плану (см. стр. 4) в течение учебного года (как правило, с ноября по март).

2. ^ Написание реферата по истории медицины. Тема реферата выбирается аспирантом (соискателем) по согласованию со своим научным руководителем и уполномоченным преподавателем кафедры биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины. Подготовленный реферат визируется научным руководителем и сдается на указанную кафедру, где он рецензируется специалистами в области истории медицины и оценивается по пятибалльной системе. В случае получения зачета, аспирант (соискатель) допускается к сдаче экзамена по курсу «История и философия науки». Требования к оформлению реферата см. на стр. 18.

Экзамен принимает назначенная приказом ректора комиссия. Сдача экзамена происходит по билетам, каждый из которых включает три вопроса соответственно из раздела 1 - «Общие проблемы философии науки», раздела 2 - «Современные философские проблемы отраслей научного знания», и раздела 3 – «Биомедицинская этика». В преддверии экзамена проводится консультация.

Оценка, полученная на экзамене, считается оценкой кандидатского экзамена по всей дисциплине «История и философия науки».


^ Место дисциплины в системе образования

Дисциплина «История и философия науки» относится к системе дисциплин послевузовского уровня высшего профессионального образования. Ее освоение обязательно для аспирантов и соискателей, готовящихся к сдаче кандидатского экзамена «История и философия науки». Она рекомендована также для слушателей , проходящих подготовку по образовательной программе «Преподаватель высшей школы» для учреждений высшего профессионального образования.


^ Цель дисциплины

Освоение современных знаний в области истории и философии науки.


Задачи дисциплины

  • ознакомление с общей проблематикой философии науки в целом и медицины в частности;

  • постижение науки, включая медицину, в широких социально-культурных контекстах и историческом развитии;

  • анализ основных мировоззренческих, методологических и этических проблем, возникающих на современном этапе развития медицины;

  • получение представлений о тенденциях и особенностях исторического развития медицины (фармации).


^ Требования к уровню подготовки слушателя, завершившего изучение дисциплины

Слушатели, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

  • владеть основами современных знаний в области философии науки;

  • понимать основные философско-методологические и этические проблемы медицины и фармации;

  • иметь навыки междисциплинарного, поликультурного мировоззрения, основанного на глубоком осмыслении философии науки вообще и медицины в частности как части общечеловеческой культуры;

  • представлять основные этапы и общие закономерности становления и развития медицины и фармации;


^ Форма аттестации

Форма итоговой аттестации - экзамен кандидатского минимума.


Учебный план курса подготовки к сдаче кандидатского минимума

по истории и философии науки




п/п

Название дисциплины

Виды аудиторных занятий




Лекции

Семинары

Рефераты

Итого

^ ИСТОРИЯ НАУКИ

1

История науки

(медицины и фармации)







16

16

^ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Раздел 1. Общие проблемы философии науки

1

Предмет и основные концепции современной философии науки

4

2




6

2

Наука в культуре современной цивилизации

4

2




6

3

Возникновение науки и основные этапы ее развития

4

2




6

4

Структура научного знания

4

2




6

5

Динамика науки как процесс порождения нового знания

2

2




4

6

Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

2

-




2

7

Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научного прогресса

4

2




6

8

Наука как социальный институт

2

2




6




Всего

26

14




40

Раздел 2. Философские проблемы медицины

1

Медицина как наука

2

2




4

2

Теоретические проблемы медицины

4

4




8

3

Логико-методологические проблемы медицины

4

4




8

4

Социальные проблемы медицины

2

-




2




Всего

12

10




22




Раздел 3. Биомедицинская этика

1

Правила проведения этической экспертизы биомедицинского исследования

4

2




6

2

Пропедевтическая биоэтика

4

4




8

3

Частная (клиническая) биоэтика

4

4




8

Всего

12

10




22

Итого по всем разделам

50

34

16

100



^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Раздел 1. Общие проблемы философии науки


Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки:

Основные аспекты бытия науки: наука как познавательная деятельность, как объективированная система знаний, как социальный институт, как особый этос и как специфическая область культуры. Философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в меняющемся социокультурном контексте.

Основные подходы к исследованию проблем науки: неотомизм, неокантианство и неопозитивизм. Позитивистская традиция в философии науки (О. Конт, Э. Мах, Венский кружок и т.д.). Постпозитивистские концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, Ф. Фейерабенда, М. Полани.


^ Тема 2. Наука в контексте современной цивилизации

Техногенный характер современного общества. Роль науки в современном мире.

Научное знание как система, его особенности и структура. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Вненаучное знание, его специфика и основные Формы. Наука и паранаука. Основные критерии научности: наблюдаемость явления, его фиксация научными методами, повторяемость, воспроизводимость.


^ Тема 3. Возникновение науки и основные этапы ее развития

Преднаука и наука. Древневосточная наука (Египет, Шумеры и др.) и ее особенности. Античная наука и становление первых форм теоретического знания (модели, логика, математика). Средневековые университеты и средневековая наука (схоластика).

Становление науки как особой профессиональной деятельности в новоевропейской культуре XVII в. (идеалы математизированного знания Г. Галилея, Ф. Бэкона, Р. Декарта). Возникновение социальных, гуманитарных и технических наук в XVIII-XIX вв.

Философские основания и сущностные черты классического, неклассического и постнеклассического этапов развития научного знания.


^ 4. Структура научного знания

Научное знание как развивающаяся система «факт» - «теория» - «метатеория». Эмпирический, теоретический и метатеоретический (философский) уровни научного знания, их специфика и относительная самостоятельность. Понятие, роль и способ образования абстрактных и идеальных объектов в науке. Структура эмпирического знания (физический объект, научный факт, эмпирическая закономерность, феноменологическая теория). Структура теоретического знания как совокупности идеальных объектов (аксиомы, законы универсальные и частные, отдельные теоретические высказывания, гипотезы и др.).

Методы эмпирического уровня познания (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, методы моделирования и индуктивного анализа). Методы теоретического уровня познания (идеализация, формализация, математическое моделирование, интерпретация, воображение).

Рефлексия как основной метод метатеоретического анализа научных результатов, средств и процедур исследования, социокультурной среды.

Основания научного знания (идеалы и нормы науки, научная картина мира, философские основания науки).


Тема 5. ^ Динамика науки как процесс порождения нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Проблемные ситуации в науке. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Включение новых теоретических представлений в культуру.


^ Тема 6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

Роль традиций в развитии научного знания. Платон и Аристотель – основоположники двух главных исследовательских программ постановки и решения научных проблем.

Научные революции как перестройка оснований «нормальной науки» (Т. Кун). Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Понятие «научной рациональности». Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.


^ Тема 7. Особенности современного развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Глобальный эволюционизм И. Пригожина, Э. Янга, Н. Моисеева и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце ХХ в. Философские проблемы науки (теория относительности, Большой взрыв, антропный принцип, проблема вакуума, умирания и смерти и т.д.) и способы их решения.

Проблема эпистемологической ценности науки.

Современные концепции о роли, месте и механизме осуществления научной деятельности (сциентизм - антисциентизм, кумулятивизм - антикумулятивизм, интернализм – экстернализм). Роль науки в диалоге культур, преодолении глобальных проблем современности и поиске нового типа цивилизационного развития.


^ Тема 8. Наука как социальный институт

Научные сообщества и их исторические формы (республика ученых XVII в., дисциплинарные научные сообщества XIX в., междисциплинарные объединения ученых ХХ в.).

Научные школы и подготовка научных кадров. Историческое развитие способов накопления и трансляции научных знаний. Проблемы компьютеризации науки.

Наука и бизнес. Наука и власть. Проблема регулирования научной деятельности и повышения ее эффективности.


^ Раздел 2. Философские проблемы медицины


Тема 1. Медицина как наука

Медицина как наука и искусство, теория и практика. Специфика медицины как науки. Объект и предмет медицины. Структура медицинского знания. Медицина как система наук. Классификация медицинских наук. Фундаментальные и прикладные исследования в медицине. Дифференциация и интеграция медицинских знаний. Медицина как мультидисциплинарная система знания. Взаимодействие медицины и естествознания. Психология и медицина. Общественные науки и медицинское знание.

Философские (онтологические, гносеологические и ценностно-нормативные) основания медицины. Смена парадигм в истории медицины. Биологическая модель болезни и ее основные принципы. Биопсихосоциальная модель болезни. Современная научная медицина и альтернативная медицина. Проблема интеграции современных и традиционных форм целительства.

Идеалы научности современного медицинского знания. Современные тенденции развития медицинского знания.


^ Тема 2. Теоретические проблемы медицины

Понятия «здоровье» и «болезнь», их значение для медицины. Объективный и ценностный подходы к определению понятий здоровья и болезни. Здоровье и болезнь с точки зрения адаптации. Здоровье и болезнь на разных структурных уровнях организма. Понятия нормы и патологии. Болезнь и патологический процесс. Норма как мера здоровья. Норма и индивидуальность.

Психосоматическая проблема в медицине. Проблема души и тела в философии. Мозг и психика. Психика и сознание. Современные подходы к решению психофизической проблемы в философии (бихевиоризм, теория тождества, функционализм, дуализм). Происхождение и сущность сознания. Сознание как высшая форма психического отражения действительности.

Эволюция представлений о связи психического и соматического (теория конверсии З.Фрейда, теория специфического конфликта Ф.Александера, теория стресса Г.Селье и др.) Психосоматический подход в современной медицине. Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических заболеваний. Болезнь и личность больного.

Философские проблемы нозологии. Диалектика общего и специфического в медицине. Нозологическая единица как эмпирическое и теоретическое понятие. Антинозологизм. Классификация болезней, ее принципы и развитие.

^ Тема 3. Логико-методологические проблемы медицины

Эмпирическое и теоретическое знание в медицине. Научная теория и ее познавательная функция в медицине. Эмпиризм и проблема теоретической нагруженности эмпирического знания. Понятие доказательной медицины. Доказательная медицина как эмпиристская медицинская эпистемология.

Эксперимент и моделирование, их роль в медицинском познании. Возрастание роли прибора в медицине. Методологические проблемы измерений в медицине.

Проблема критерия истины в философии. Классическая теория истины и ее современные альтернативы (когерентная, конвенциональная, прагматическая и марксистская теории). Точность как одна из основ истинности знания в медицине. Проблемы логико-математической и семантической точности знания в медицине.

Клиническая деятельность и ее рационализация. Диагностика как специфический познавательный процесс. Распознавание типичного. Принцип индивидуального подхода. Роль интуиции в диагностике. Компьютеризация диагностического процесса и ее значение.

Логическая структура диагноза. Основные этапы диагностического процесса, их цели и правила, причины возможных врачебных ошибок. Оценка симптомов. Постановка предварительного диагноза. Дифференциальная диагностика. Постановка клинического диагноза. Анализ причинно-следственных отношений.

Основные этапы лечения, цели и правила, причины возможных врачебных ошибок. Клиническое прогнозирование. Оценка эффективности и рентабельности лечения. Оценка безопасности лечения. Выбор тактики лечения. Проведение лечебных мероприятий. Анализ результатов лечения.

Плохой исход и врачебная ошибка. Ошибка по неведению и ошибка по недомыслию (диагностическая, лечебная, деонтологическая).

^ Тема 4. Социальные проблемы медицины.

Социальная обусловленность здоровья и болезни человека. Болезни цивилизации. Цивилизация и стресс. Представления об адаптации и дезадаптации личности в условиях техногенной цивилизации. Понятия общественного здоровья и заболеваемости, их методологический анализ. Здоровье населения как показатель его социального и экономического благополучия.

Здоровье в системе социальных ценностей человека и общества. Методологические проблемы гуманизации медицины и здравоохранения. Здоровый образ жизни: сущность и методологические подходы к его изучению. Выработка качественно иных принципов медицины в отношении к жизни и смерти вообще и человеческой в особенности.


^ Раздел 3. Биомедицинская этика


Тема 1. Основные понятия и принципы биомедицинской этики

Проблема предмета врачебной (медицинской) этики. Медицинская этика – исторически первая разновидность профессиональной этики, преломление общеэтических принципов и категорий в профессиональных особенностях врачебной деятельности.

Этика, медицинская этика: понятия, история вопроса. Особенности правовой и моральной регуляции. Исторические модели медицинской этики. Гиппократова модель (принцип “не навреди”). "Клятва Гиппократа" – непреходящая основа всех новейших кодексов врачебной этики.

Модель Парацельса (принцип “делай благо”).

Деонтологическая модель (принцип "соблюдения долга"). Соотношение врачебной этики и медицинской деонтологии. Медицинская деонтология – пограничная область врачебной этики, медицинского права, медицинской психологии и научной организации труда в лечебно-профилактических учреждениях.

История медицинской этики в России: М.Я.Мудров, Н.И.Пирогов, В.А.Манассеин, В.В.Вересаев, Н.Н.Петров и др.

Биоэтическая модель медицинской этики (принцип уважения прав и достоинств пациента). Причины и факторы возникновения биоэтики. Цель биоэтики, ее назначение в обществе.

Основные понятия и принципы врачебной этики. Требования к врачу в современном обществе. Международный этический кодекс. Женевская декларация. Этический кодекс российского врача. Клятва российского врача. Врачебный долг и ответственность, их значение в обществе. Обязанности врача по отношению к больным и коллегам. Этические аспекты оплаты труда врача (гонорар, благодарность, подарок и т.д.).


^ Тема 2. Правила и модели взаимоотношений между медицинским работником и пациентом

Правдивость как необходимое условие нормального общения и социального взаимодействия.

Врачебная тайна и право больного быть информированным о состоянии своего здоровья и прогнозе заболевания. Врачебная тайна: определение понятия, возможность и этические проблемы ее разглашения без согласия больного.

Право больного на информацию о состоянии его здоровья. Информированное согласие как обязательное условие медицинского вмешательства. Понятие компетентности и автономии больного. Различные подходы (стандарты) в предоставлении информации.

Модели взаимоотношений между медицинским работником и пациентом: патерналистическая, информационная, совещательная, контрактная.


^ Тема 3. Неблагоприятные последствия медицинской деятельности. Ответственность медицинских работников

Принцип врачевания "Не навреди" и моральный выбор оптимальных для пациентов решений; специфика риска в клинической медицине. Этические и юридические аспекты врачебных ошибок. Неблагоприятный исход, врачебная ошибка, халатность, профессиональные правонарушения – моральная и правовая ответственность. Врачебные ошибки на примерах из практики. Анализ путей их возникновения и предложения по устранению. "Право" врача на ошибку и "неизбежность" врачебной ошибки. Отношение передовых русских врачей к врачебной ошибке. Причины жалоб пациентов и их родственников на качество медицинского обслуживания и пути их снижения. Ятрогении: классификация, варианты, причины возникновения, пути устранения, профилактика.


^ Тема 4. Этико-правовые проблемы окончания жизни человека

Этико-деонтологические аспекты отношения к умирающим и неизлечимым больным. Отношение врача и больного к боли. Качество жизни пациентов. Вопросы эйтаназии: этический и правовой компоненты, историческая справка. Виды эйтаназии. Эйтаназия за рубежом (Голландский опыт, Дж. Кеворкян). Отношение в эйтаназии в нашей стране, правовое регулирование, ответственность. Медицинская, социальная, психологическая поддержка больных в терминальной стадии. Права личности: “право на жизнь” и “право на смерть” как частный случай права отказа от лечения. Хосписы и хосписные движения, “социальные койки” в медицинских учреждениях. Паллиативное лечение. Отношение к эйтаназии основных мировых религий.

Смерть мозга – этические и медицинские проблемы. Правила констатации факта смерти мозга, возможности и ограничения клинической реаниматологии. Право пациента на достойную смерть. Возможность изъятия органов после смерти для трансплантации.

Этические и юридические проблемы трансплантологии, нейротрансплантологии.


^ Тема 5. Этико-юридические аспекты клинического эксперимента

Необходимость и оправданность, цель, обоснование медико-биологического эксперимента. Особенности эксперимента на животном – допустимость, этичность, гуманность. Правовое регулирование. Эксперименты на человеке: клинический и научный (терапевтический и не терапевтический) эксперимент. Правила проведения эксперимента на человека, основные принципы. Этические и юридические особенности. Право личности при проведении эксперимента. Добровольное информированное согласие и компетентность испытуемого. Компенсация за участие в эксперименте. Ответственность экспериментатора за последствия эксперимента и за состояние здоровья. Свод этических правил при проведении клинических испытаний и медико-биологических экспериментов на человеке. Особенности проведения исследований на уязвимых контингентах испытуемых (дети, беременные и кормящие женщины, заключенные, психически неполноценные, неизлечимо больные).

Этическая экспертиза медико-биологических исследований (МБИ). Соотношение интересов медицинской науки и интересов личности. Система общественного и государственного контроля за обеспечением прав и интересов субъектов исследований. Этические комитеты как одно из основных звеньев системы общественного контроля МБИ с участием человека и животного как объектов клинического исследования. Принципы деятельности комитетов по этике при осуществлении этической экспертизы: независимость, компетентность, открытость, плюрализм, объективность, конфиденциальность, коллегиальность. Правовое обеспечение проведения клинических исследований в России. Отраслевой стандарт ОСТ № 42-511-99 «Правила проведения качественных клинических испытаний в РФ», Закон РФ «О лекарственных средствах», «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», GCP. Республиканский Комитет по Этическим вопросам при проведении клинических испытаний-исследований лекарственных средств при Министерстве Здравоохранения Республики Татарстан.


^ Тема 6. Социально-этические аспекты медицинских мер по контролю над рождаемостью

Бездетный брак. Этическая и правовая компоненты в вопросах репродуктивных технологий: искусственная инсеминация, методы экстракорпорального оплодотворения и трансплантации эмбриона, суррогатное материнство. Основные моральные аспекты использования новых репродуктивных технологий: проблема выбора пола ребенка, судьба "избыточных" оплодотворенных яйцеклеток, социальное и правовое положение ребенка, проблема материнства при донорстве яйцеклетки и др. Общественная и правовая поддержка, взгляды представителей различных мировых религий на новые репродуктивные технологии. Правовой статус донора в репродуктивных технологиях (анонимность, согласие супруга донора и т.д.).

Методы и средства планирования семьи: контрацепция, стерилизация. Искусственный аборт: история отношения, взгляд на проблему с точки зрения зарубежного опыта, религиозных традиций различных концессий, морали современного российского общества, существующей правовой практики.


^ Тема 7. Этические и правовые проблемы медицинской генетики

Этические и правовые проблемы медицинской генетики: наследственные заболевания, доступность, открытость и конфиденциальность в генетических исследованиях. Моральные проблемы получения и использования медико-генетической информации. Правовое регулирование применения методов генетического контроля.

Генная инженерия и правовые гарантии защиты личности от угрозы генетических манипуляций. Клонирование: за и против. Евгеника и неоевгеника: история вопроса, проблемы современности. Методы "позитивной" и "негативной" евгеники.


^ Тема 8. Этико-правовые проблемы ВИЧ-инфекции

СПИД: моральные проблемы. Кpаткая истоpия пpоблемы СПИДа. Мифы о СПИДе. Феномен "спидофобии". Отношение общества к больным. СПИД и нарушение прав человека. Ассоциации по вопросам, связанным с ВИЧ-инфекцией Этические проблемы, связанные с ВИЧ-инфекцией. Специфика заболевания и контингентов заболевших. Нарушение традиционных основ медицинской этики. Этическая и юридическая ответственность медицинского работника за ятрогенно возникшее ВИЧ-инфицирование. Меры по профилактике распространения СПИДа. Риск заболевания СПИДом медицинских работников во время профессиональной деятельности и их социальная защита.


План семинарских занятий по общим проблемам философии науки


Семинар 1. Место и роль науки в развитии культуры

1. Особенности научного и вненаучного знания.

2. Понятия научной парадигмы, научной революции и типов научной рациональности.

3. Социальные функции науки.

4. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство.


Семинар 2. Основные концепции современной философии науки

1. Основные подходы к изучению проблем современной науки: неотомизм, неокантианство

и неопозитивизм.

2. Позитивистская традиция в философии науки. Исторические формы позитивизма.

3. Основные теоретико-методологические проблемы науки в концепциях К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейрабенда, М. Полани.

4. Социальные аспекты функционирования науки в современном обществе (сциентизм-антисциентизм, кумулятивизм-антикумулятивизм, интернализм экстернализм, интеракционизм-антиинтеракционизм).


Семинар 3. Возникновение науки и основные этапы ее развития

1. Преднаука и наука, их отличительные особенности.

2. Древневосточная наука и ее специфика.

3. Античный мир и возникновение первых форм теоретического знания.

4. Средневековая схоластика как особая форма организации научного знания.

5. Философские основания и главные черты классической науки XVII-XIX вв.

6. Становление и специфика технических и социально-гуманитарных наук в XVIII-XIX вв.


Семинар 4. Структура и уровни научного знания

1. Особенности эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней научного знания.

2. Методы эмпирического уровня познания.

3. Методы теоретического уровня познания.

4. Метод рефлексии как главный инструмент метатеоретического уровня познания.

5. Идеалы и нормы научности, их социокультурная обусловленность. Научная картина мира, ее функции и основные исторические формы.

6. Философские основания науки и их место в структуре научного знания.


Семинар 5. Наука как социальный институт

1. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.

2. Научные сообщества и их исторические типы.

3. Историческое развитие способов трансляции научных знаний.

4. Наука и экономика. наука и власть.


Семинар 6. Особенности современного этапа развития науки и перспективы научно-технического прогресса

1. Философские основания и сущностные черты неклассической и постнеклассической науки.

2. Эпистемологическая ценность науки и пути ее повышения. Основные критерии оценки научности знания.

3. Повышение социальной роли науки в обществе и пути решения этических проблем науки.

4. Глобальные проблемы современности и роль науки в поиске новых типов цивилизационного развития.

5. Философские проблемы современной науки и способы их решения (теория относительности, концепция Большого взрыва, антропный принцип, проблема вакуума, умирания и смерти и т.д.).


Семинар 7. Наука как социальный институт

1. Научные сообщества и их исторические типы.

2. Историческое развитие способов накопления, хранения и трансляции научной информации.

3. Наука и проблема внедрения научных знаний. Проблема подготовки научных кадров и становления научных школ и направлений.

4. Проблема регулирования научной деятельности в условиях рыночных отношений.

5. Наука и преодоление социальных кризисов современной цивилизации.


Семинар 8. Роль научных традиций и научных революций в развитии науки

1. Роль научных школ в сохранении научных традиций. Платон и Аристотель – основоположники двух главных исследовательских программ.

2. Научная парадигма. Научная революция как перестройка оснований «нормальной науки» (Т. Кун).

3. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Роль отдельных ученых и научных школ в осуществлении научных революций.

4. Развитие науки как историческая смена типов научной рациональности.

5. Научная дискуссия как основной способ решения научных проблем. Система построения научных доказательств и опровержений. Основные ошибки ведения научной дискуссии.


Литература


Основная:

1. Берков В.Ф. Философия и методология науки.- М., 2004.

2. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление.- М., 1978.

3. Джегутанов Б., Стрельченко В., Балахонский В., Хон Г. история и философия науки (учебное пособие для аспирантов).- СПб: Питер, 2006.

4. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий.- М., 1985.

5. Кун Т. Структура научных революций.- М., 2003.

6. Курашов В.И. Начала философии науки.- Казань, 2004.

7. Лешкевич Т.Г. Философия науки.- М., 2005.

8. Микешина Л.А. Философия науки: учебное пособие.- М., 2005.

9. Поппер К. Логика и рост научного знания.- М., 1983.

10. Степин В.С. Философия науки: общие проблемы.- М., 2004.

11. Философия науки /Под ред. С.А. Лебедева.- М., 2005.

12. Философия современного естествознания /Под ред. С.А. Лебедева.- М., 2004.

13. Шестаков А.А. Философия науки: учебное пособие.- М., 2005.


Дополнительная:

1. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии.- М., 1999.

2. В помощь аспиранту. Существует ли естественный отбор (материалы круглого стола) //Высшее образование в России. 2006, № 7, 8.

3. Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение. Пер с англ. /Под ред. Т.В. Барчуновой.- Ярославль, 2001.

4. Ильин В.В. Философия и история науки.- М., 2005.

5. Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки.- М., 2005.

6. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ.- М., 1995.

7. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая.- М.. 2000.

8. Назаров В.И. Эволюция не по Дарвину. Смена эволюционной парадигмы.- М., 2005.

9. Попов Ю.И. Ортогенез против дарвинизма: историко-научный анализ концепций направленной эволюции.- Спб, 2005.

10. Современная философия науки: хрестоматия /Сост. А.А. Печенкин.- М., 1996.

11. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки.- М., 1986.


Раздел 2. Философские проблемы медицины


Семинар 1. Медицина как наука. Теоретические проблемы медицины.

1. Медицина как наука и искусство, теория и практика. Объект и предмет медицины. Структура медицинского знания. Классификация медицинских наук.

2. Философские основания медицины. Смена парадигм в истории медицины. Идеалы научности современного медицинского знания. Современная научная медицина и альтернативная медицина: проблема интеграции.

3. Методологический анализ понятий «здоровье» и «болезнь», «норма» и «патология». Здоровье и болезнь с точки зрения адаптации. Связь структуры и функции. Болезнь и патологический процесс. Норма как мера здоровья. Норма и индивидуальность.

4. Психосоматическая проблема в медицине. Проблема души и тела в философии. Современные подходы к решению психофизической проблемы в философии. Психика и сознание. Происхождение и сущность сознания. Взаимосвязь психического и соматического: современные теории. Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических заболеваний. Болезнь и личность больного. Психосоматический подход в современной медицине.


Семинар 2. Теоретические и логико-методологические проблемы

1. Философские проблемы нозологии. Диалектика общего и специфического в медицине. Нозологическая единица как эмпирическое и теоретическое понятие. Антинозологизм. Классификация болезней, ее принципы и развитие.

2. Эмпирическое и теоретическое знание в медицине. Эмпиризм и проблема теоретической нагруженности эмпирического знания. Понятие доказательной медицины. Доказательная медицина как эмпиристская медицинская эпистемология.

4. Диагностика как специфический познавательный процесс. Логическая структура диагноза. Врачебная интуиция и эмпатия. Формализация клинического мышления. Кибернетическое моделирование диагностического процесса. Диагноз и прогноз. Принятие лечебного решения. Проблема истинности клинического мышления и источники врачебных ошибок.


Литература

Учебная литература

Хрусталев Ю.М., Царегородцев Г.И. Философия науки и медицины: учебник для аспирантов и соискателей кандидатской степени в области медицины и фармации, а также их научных руководителей. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 512 с.


Дополнительная литература.


1. Аронова Е.А. Иммунитет. Теория, философия и эксперимент: Очерки из истории иммунологии ХХ века. – М.: КомКнига, 2006.

2. Анохин П.К. Принципы системной организации функций. - М.: Наук, 1973.

3. Анохин А.М. Теоретическое знание в медицине. – М., 1998.

4. Баевский Р.М. Проблема здоровья и нормы: точка зрения физиолога // Клиническая медицина, 2000, №4, с.59-64.

5. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. Краткий учебник. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999, с.9-81.

6. Воложин А.И., Субботин Ю.К. Болезнь и здоровье: две стороны приспособления. – М.: Медицина. 1998.

7. Голдстейн М., Голдстейн И., Как мы познаем. Исследование процесса научного познания. – М.: Знание, 1984.

8. Дильман В.М. Четыре модели медицины. - Ленинград: Медицина, 1987.

9. Жирнов В.Д. Проблема предмета медицины. – М., 1978.

10. Жизнь как ценность. – М., 2000.

11. Зилов В.Г., Судаков К.В., Эпштейн О.И. Элементы информационной биологии и медицины. – М., 2000.

12. Казначеев В.П., Куимов А.Д. Клинический диагноз. Новосибирск, 1992.

13. Коновалов В.В. Кризис медицины на рубеже XX-XXI веков и пути его преодоления // Человек, 1996, №1, с.106-119.

14. Кротков Е.А., Царегородцев Г.И., Афанасьев Ю.И. Рациональная медицина: универсальные алгоритмы врачебной диагностики. – Белгород; М., 2004.

15. Лисицын Ю.П. Теория медицины на стыке веков – XX-XXI. – М.,1998.

16. Лисицын Ю.П., Петленко В.П. Детерминационная теория медицины. Доктрина адаптивного реагирования. – СРб., 1992.

17. Малов Ю.С. Параметры гомеостаза - показатели здоровья человека // Клиническая медицина. 1999, №3, с.56- 60.

18. Марченко В.А., Петленко В.П., Сержантов В.Ф. Методологические основы клинической медицины. - Киев: Здоровье. 1990.

19. Ригельман Р. Как избежать врачебных ошибок. Книга практикующего врача. - М.: Практика, 1994.

20. Судаков К.В. Информационный феномен жизнедеятельности. – М., 1999.

Философия и медицина. /Под ред. В.Ф.Сержантова, А.А.Королькова. - Л: Издательство ЛГУ, 1986.

21. Философия здоровья. – М., 2001.

22. Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. М.: Медиа Сфера. 1998.

23. Флек, Л. Возникновение и развитие научного факта. Введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.

24. Чазов Е.И., Царегородцев Г.И., Кротков Е.А. Опыт философско-методологического анализа врачебной диагностики // Вопросы философии, 1986, №9. - с.65-85.


Раздел 3. Биомедицинская этика


Семинар 1. Правила проведения этической экспертизы биомедицинского исследования

1. Правила взаимоотношений между медицинским работником и пациентом: правдивость, информированное согласие, конфиденциальность. Модели взаимоотношений: патерналистическая, информационная, совещательная, контрактная.

2. Порядок представления заявок и документов на проведение этической экспертизы.

3. Правила написания и оформления реферата по истории медицины.

Семинар 2. Пропедевтическая биоэтика

1. Проблема предмета врачебной (медицинской) этики. Этика, медицинская этика, деонтология, биоэтика, биомедицинская этика: понятия, история вопроса. Особенности правовой и моральной регуляции. Исторические модели медицинской этики.

2. Требования к врачу в современном обществе. Международный этический кодекс. Женевская декларация. Этический кодекс российского врача.

3. Права пациента как центральная проблема биомедицинской этики.

4. Этические и юридические аспекты неблагоприятных последствий медицинской деятельности: неблагоприятный исход, врачебная ошибка, халатность, профессиональные правонарушения – моральная и правовая ответственность. Проблема ятрогенных заболеваний.


Семинар 3. Клиническая биоэтика

1. Этико-деонтологические аспекты отношения к умирающим и неизлечимым больным. Вопросы эйтаназии: этический и правовой компоненты.

2. Этические и юридические проблемы трансплантологии, нейротрансплантологии, трансфузиологии.

3. Социально-этические аспекты медицинских мер по контролю над рождаемостью. Этические проблемы аборта, контрацепции, стерилизации. Новые репродуктивные технологии.

4. Этико-правовые проблемы медицинской генетики и генной инженерии. Клонирование. Евгеника.

5. СПИД: этико-правовые проблемы.


^ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебные пособия

1. Биомедицинская этика: Учеб. пособие /Т.В.Мишаткина, Э.А.Фронтова, С.Д. Денисова, Я.С.Яскевич и др. – Мн., 2003. – 320 с.

2. Кэмпбелл А., Джиллет Г., Джонс Г. Медицинская этика: учеб. Пособие /под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 400 с. – 1,0.

3. Лопатин П.В., Карташова О.В. Биоэтика: учебное пособие для вузов по специальности «Фармация». – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 240 с.

4. Нежметдинова Ф.Т., Исланова Н.Н. Право и медицина: биоэтические основы. – Казань: Дом печати, 1998. - С. 281 с.

5. Правовые основы здравоохранения в России /Под ред. Ю.Л. Шевченко. – М.: ГОЭТАР - Медицина, 2000. – 211 с.

6. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: ЗАО «Литера», 1997. – 224 с.

7. Хрестоматия по курсу биомедицинской этики /М.Ю.Абросимова, М.Э. Гурылева, А.С. Созинов, О.К. Сутурина.- Казань: КГМУ.- 322 с.

8. Яровинский М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика (биоэтика)»: Учебное пособие. – М.: Медицина, 2001. – 208 с.


Дополнительная литература

1. Аборт: состояние проблемы в мире //Планирование семьи. – 1993. - № 2. – С. 12-16.

2. Амиров Н.Х., Альбицкий В.Ю., Нежметдинова Ф.Т. Медицинская биоэтика как наука и предмет преподавания //Каз. Мед. Журнал. - 1998. - № 2. - С. 81-86.

3. Биоэтика: принципы, правила, проблемы. /Под ред. Б.Г.Юдина. – М.: Эдиториал УРСС, 1998. – 472 с.

4. Бородуллин В.И., Вербицкий В.М., Кваскова Ю.Ю. Врачебные ошибки и совесть врача: Экскурс в историю отечественной медицины XIX - начала ХХ века //Советское здравоохранение. - 1991. - № 11.- С. 54-58.

5. Вишняков H.И., Зельницкий Л.Я. Опыт организации службы "Хоспис" в крупном городе //Проблемы социальной гигиены и история медицины. – 1996. - № 4. - С. 38-40.

6. Власов В.В. Междунаpодные этические тpебования к медицинским исследованиям с участием человека //Терапевтический архив. - 1996. - № 1. - С. 58-63.

7. Воробьев А.И., Шкловский-Корди Н.Е., Воробьев П.А. К вопросу о декларации прав пациента //Клиническая геронтология. – 2000. – № 5-6. – С. 3-7.

8. Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы: Сборник официальных документов. - М.: ПАИМС, 1995. – 96 с.

9. Дьяченко А.П. Правовой статус российских вич-инфицированных //Журн. микробиологии. – 1999. - № 1. – С. 100-102.

10. Закон РФ "О донорстве крови и ее компонентов" № 5142–1 от 9 июня 1993 г.

11. Закон РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека" № 4180-1 от 22 декабря 1992 г.

12. Заявление по вопpосам, возникающим в связи с ВИЧ-эпидемией //Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы: Сборник официальных документов. - М.: ПАИМС, 1995. – С. 71-72.

13. Зильбер А.П. Этика и закон в медицине критических состояний. «Этюды критических состояний», Т.4. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998. – 560 с.

14. Как это начиналось //Медицинская помощь. - 1997.- № 9. - С. 43-44.
  1   2   3   4



Похожие:

Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей по специальностям iconУчебно-методическое пособие для студентов очного и заочного отделений казань, 2009 ббк удк печатается по решению методического совета кафедр гуманитарных наук Казанского государственного медицинского университета
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения Казанского государственного медицинского...
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей по специальностям iconУчебно-методическое пособие по основам пауэрлифтинга, книга Оглавление о учебно-методическом пособии
Настоящее учебно-методическое пособие по основам нового на Украине вида спорта — пауэрлифтинга (силового троеборья!) написано коллективом...
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей по специальностям iconУчебно-методическое пособие для вузов Составители: О. О. Борискина Н. В. Костенко Воронеж 2007 The Study of Language third edition george yule
Учебно-методическое пособие для вузов Составители: О. О. Борискина Н. В. Костенко Воронеж 2007
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей по специальностям iconУчебно-методическое пособие для студентов социально-экономического факультета по специальности «Финансы и кредит»
Составитель Синицына З. М. Написание и защита выпускной квалификационной (дипломной) работы. Учебно-методическое пособие для студентов...
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей по специальностям iconТ. Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие
Кохановский В. П., Золотухина Е. В., Лешкевич Т. Г., Фатхи Т. Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е Ростов н/Д:...
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей по специальностям iconСтавропольская Государственная Медицинская Академия Кафедра «Общественное здоровье и здравоохранение». Методика расчета показателей деятельности учреждений здравоохранения, и здоровья населения учебно-методическое пособие
Анализ деятельности учреждений здравоохранения и здоровья населения: учебно-методическое пособие. – Ставрополь: изд-во: сгма. 2006....
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей по специальностям iconН. Л. Технология освоения концептов русской культуры: учебно-методическое пособие
Мишатина Н. Л. Технология освоения концептов русской культуры: учебно-методическое пособие. (Серия «Инновационные технологии в филологическом...
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей по специальностям iconУчебно-методическое пособие по курсу «мировая экономика» Череповец 2000 Сергеева В. Н. В помощь изучающим мировую экономику. Учебно-методическое пособие. Череповец, чгу, 2000 27 с
Сергеева В. Н. В помощь изучающим мировую экономику. Учебно-методическое пособие. Череповец, чгу, 2000 27 с
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей по специальностям iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» Т. Ф. Капитан история печати дона и северного кавказа ХХ века (учебно-методическое пособие)
История печати Дона и Северного Кавказа ХХ века: Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону, 2008. — 60 с
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей по специальностям iconУчебно-методическое пособие Москва Военный университет Военный университет
Учебное пособие предназначено для адъюнктов и слушателей Военного университета рф, военных психологов-исследователей и преподавателей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы