Рекомендации по организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях icon

Рекомендации по организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях

НазваниеРекомендации по организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях
Дата конвертации02.04.2013
Размер72.24 Kb.
ТипМетодические рекомендации

РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации инклюзивного обучения

в общеобразовательных учебных заведениях

Методические рекомендации разработаны с целью реализации Порядка организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 15 августа 2011 года № 872, и на основании инструктивно-методического письма Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины от 18 мая 2012 года № 1/9-384 «Об организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях».

^ Инклюзивное обучение – это комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учебных заведениях на основе применения личностно-ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких детей.

Предпосылкой в обеспечении успешного обучения ребенка с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учебном заведении является индивидуализация учебно-воспитательного процесса, которая преследует следующие цели:

– разработка комплексной программы развития ребенка с особыми образовательными потребностями, которая поможет педагогическому коллективу учебного заведения приспособить среду к потребностям ребенка;

– предоставление дополнительных услуг и форм поддержки в процессе обучения;

– организация наблюдения за динамикой развития ученика.

^ Индивидуальная программа развития разрабатывается группой специалистов (заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя, ассистент учителя, психолог, учитель-дефектолог и другие) с обязательным привлечением родителей или лиц, их заменяющих, с целью определения конкретных учебных стратегий и подходов к обучению ребенка с особыми образовательными потребностями. Она содержит информацию об ученике, систему дополнительных услуг, виды необходимой адаптации и модификации учебных материалов, индивидуальную учебную программу и при необходимости индивидуальный учебный план. Оформление и ведение соответствующей документации возлагается на ассистента учителя.

^ Индивидуальная программа развития включает следующие разделы:

1. Общая информация о ребенке

Имя и фамилия, возраст, телефоны родителей, адрес, проблема развития (информация об особых образовательных потребностях), дата зачисления ребенка в школу и срок, на который составляется программа.

^ 2. Имеющийся уровень знаний и умений.

Группа специалистов в течение 1-2 месяцев (в зависимости от сложности нарушения) изучает возможности и потребности ребенка, фиксирует результаты исследования: его умения, сильные качества и сложности, стиль обучения (визуальный, кинестетический, многосенсорный и другие, особенно если один из стилей доминирует), какая помощь необходима;

^ 3. Информация о влиянии нарушений на развитие ребенка и его способность к обучению.

Сведения предоставляются психолого-медико-педагогической консультацией. Вся информация должна быть максимально точной, поскольку она является основой для дальнейшей разработки задач.

^ 4. Специальные и дополнительные образовательные услуги.

В индивидуальной программе развития фиксируется расписание занятий с соответствующими специалистами (логопедом, физиотерапевтом, психологом и другими специалистами), указывается количество и продолжительность таких занятий с ребенком.

^ 5. Адаптации / модификации.

При составлении индивидуальной программы необходимо проанализировать, какие адаптации и модификации следует разработать для обустройства среды, применение надлежащих методов обучения, материалов, оборудования, учета сенсорных и других потребностей ребенка.

^ Индивидуальная программа развития разрабатывается на один год. Дважды в год (при необходимости чаще) пересматривается с целью ее корректировки. В частности, когда у ребенка возникают трудности в усвоении определенного содержания учебного материала, наоборот возникает необходимость перейти к следующему уровню сложности выполнения задач.

Учебно-воспитательный процесс в классах с инклюзивным обучением в общеобразовательных учебных заведениях осуществляется в соответствии с рабочим учебным планом школы, по учебным программам, учебникам, пособиям, рекомендованным Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины для общеобразовательных учебных заведений.

Для детей с особыми образовательными потребностями, которые имеют интеллектуальные нарушения и сложные недостатки развития (дефекты слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата в сочетании с умственной отсталостью, задержкой психического развития), на основе рабочего учебного плана школы разрабатывается индивидуальный учебный план с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической консультации и на основе Типовых учебных планов специальных общеобразовательных учебных заведений для детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития.

^ Индивидуальный учебный план определяет перечень учебных предметов, последовательность их изучения, количество часов, отводимых на изучение каждого предмета по годам обучения, и недельное количество часов. В плане учитываются дополнительные часы на индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору, факультативы и т.п.

Для проведения коррекционно-развивающих занятий в индивидуальном учебном плане учащегося предполагается от 3 до 8 часов в неделю (количество часов определяют соответствующие специалисты психолого-медико-педагогической консультации).

Индивидуальный учебный план и индивидуальная учебная программа разрабатываются педагогическими работниками, в том числе с дефектологическим образованием, которые принимают непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе, с участием родителей ребенка или лиц, их заменяющих, и утверждается руководителем учебного заведения.

^ Индивидуальная учебная программа ребенка с особыми образовательными потребностями в классе с инклюзивным обучением разрабатывается на основе Типовых учебных программ общеобразовательных учебных заведений, в том числе специальных, с соответствующей их адаптацией. Учебная программа определяет содержание, систему знаний, навыков и умений, которыми должны овладеть учащиеся в учебном процессе по каждому предмету, а также содержание разделов и тем.

К составлению индивидуальной учебной программы привлекаются родители, которые должны иметь четкое представление о том, почему обучение ребенка требует разработки индивидуальной учебной программы. Такое сотрудничество обеспечит информирование родителей о потенциальных возможностях ребенка, динамику его развития и урегулирует комплекс спорных вопросов, возникающих между родителями и учителями в процессе обучения ребенка.

Процесс составления индивидуальной программы развития ребенка с особыми образовательными потребностями носит дифференцированный характер, разрабатывается на основе анализа проблемы развития ученика и его образовательных потребностей. В частности, если ребенок с особыми образовательными потребностями имеет сенсорные нарушения при сохраненном интеллекте и требует создания соответствующих адаптаций учебных материалов и коррекционных занятий с учителем-дефектологом, для нее разрабатывается и часть программы, которая касается предоставления этих услуг и разработки соответствующих адаптаций. При необходимости адаптируется учебная программа и разработка индивидуального учебного плана является нецелесообразной. Вместе с тем, если в классе учатся дети с особыми образовательными потребностями одной нозологии, для каждого отдельно разрабатывается и часть индивидуальной программы, которая касается их отличий и потребностей, а учебная программа может быть общей.

Неотъемлемой составляющей процесса разработки индивидуальной программы является оценка динамики развития ребенка с особыми образовательными потребностями, сбор сведений о его успехах (ученические работы, результаты наблюдений педагогов, контрольные листки, результаты тестов и т.д.). Определение уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся с особыми образовательными потребностями осуществляется с целью обеспечения положительной мотивации обучения, информирования учащихся об их индивидуальных достижениях, определения эффективности педагогической деятельности учителей. (Материал по разработке индивидуальных программ развития детей с особыми образовательными потребностями размещен на сайте КРИППО.)

^ Оценивание учебных достижений учащихся с особыми образовательными потребностями осуществляется по критериям оценивания учебных достижений учащихся в системе общего среднего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины от 13.04.2011 № 329, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 11 мая 2011 г. №566/19304. Оценивание учебных достижений учащихся с умственной отсталостью, со сложными нарушениями развития, которые обучаются по индивидуальным учебным планам и программам, осуществляется по объему материала, определенным индивидуальной учебной программой.

Система оценивания учебных достижений учащихся должна быть стимулирующей. С целью оценки индивидуальных достижений учащихся может быть использован метод оценки портфолио.

Портфолио – это накопительная система оценивания, которая предусматривает формирование умения учащихся ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; накопление различных видов работ, которые удостоверяют движение в индивидуальном развитии; активное участие в интеграции количественных и качественных оценок, повышение роли самооценки. Такая оценка предполагает определение критериев для включения ученических наработок в портфолио; формы подачи материала; спланированность оценочного процесса; элементы самооценки со стороны ученика и т.п.

Учащимся с особыми образовательными потребностями, в том числе с умственной отсталостью, которые учились в классе с инклюзивным обучением, выдается документ установленного образца для общеобразовательного учебного заведения, учениками которого они были. В приложении к свидетельству о базовом общем среднем образовании или к аттестату о полном общем среднем образовании указываются только те предметы, которые изучал ученик в процессе обучения. Для лиц, освобожденных от государственной итоговой аттестации, в приложение к свидетельству о соответствующем уровне образования выставляются годовые баллы и делается запись «освобожден».

Приказом Министерства образования и науки, молодежи и спорта Автономной Республики Крым от 09.02.2012 № 121 определены базовые по инклюзивному образованию дошкольные и общеобразовательные учебные заведения, создан банк данных детей, которые являются потенциальными пользователями инклюзивных услуг в учебных заведениях Автономной Республики Крым.


О.А. Комарова,

и.о. заведующего учебно-методической лабораторией

инклюзивного образования




Похожие:

Рекомендации по организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях iconПлан работы методического объединения учителей естественно- математического цикла на 2011-2012 учебный год
Методические рекомендации мон украины по организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях арк...
Рекомендации по организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях iconПрограмма для общеобразовательных учебных заведений. Физика. Астрономия. 7-11 классы. К.: Ирпень: Перун, 2005
Обучение физике и астрономии в 2012/2013 учебном году в общеобразовательных учебных заведениях будет осуществляться в соответствии...
Рекомендации по организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях iconНачальникам городских, районных органов управления образованием, директорам республиканских учебных заведений
Украины от 21. 07. 2011 №1/9 – 556 «Об организации учебно-воспитательного процесса в 2011/2012 учебном году», от 27. 01. 2012 №1/9-61...
Рекомендации по организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях iconПрограма для загальноосвітніх навчальних закладів
Программа изучения курса русского языка по выбору предназначена для практического усвоения русского языка в общеобразовательных учебных...
Рекомендации по организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях iconПрограма для загальноосвітніх навчальних закладів з навчанням українською мовою російська мова
Программа изучения курса русского языка по выбору предназначена для практического усвоения русского языка в общеобразовательных учебных...
Рекомендации по организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях iconОб особенностях преподавания географии и экономики в общеобразовательных учебных заведениях Автономной Республики Крым в 2012/2013 учебном году
Согласно методическим рекомендациям Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины все основные требования и рекомендации...
Рекомендации по организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях iconОб особенностях преподавания географии и экономики в общеобразовательных учебных заведениях Автономной Республики Крым в 2012/2013 учебном году
Согласно методическим рекомендациям Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины все основные требования и рекомендации...
Рекомендации по организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях iconОт 16. 02. 2012 №01-14/555 Руководителям городских, районных органов управления образованием, республиканских учебных заведений
«О внесении изменений к письму Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины от 27. 01. 2012 №1/9-61 «О порядке окончания...
Рекомендации по организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях iconЗаседание на тему: «Правонарушение и мера наказания» Занятие-тренинг «Разрешение конфликта»
Концепции приоритетных направлений воспитательной работы в общеобразовательных учебных заведениях Автономной Республики Крым
Рекомендации по организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях iconПоложение о режиме учебных занятий
Фз «Об образовании в Российской Федерации», Типовым положением об образовательном учреждении, СанПиН 4 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы