Поисково-исследовательская работа: «Народные сказки глазами эколога» Актуальность темы icon

Поисково-исследовательская работа: «Народные сказки глазами эколога» Актуальность темы

НазваниеПоисково-исследовательская работа: «Народные сказки глазами эколога» Актуальность темы
Дата конвертации14.12.2012
Размер69.35 Kb.
ТипИсследовательская работа



Поисково-исследовательская работа:

«Народные сказки глазами эколога»

Актуальность темы.

Для современного общества решение экологических проблем выходит практически на первый план. Но экология, как наука, изучающая взаимоотношения организмов с окружающей средой и другими живыми организмами, формировались не на пустом месте. Вклад учёных различных эпох и отраслей науки в развития экологии является объектом изучения многих исследователей. Объектом данного исследования стали народные сказки, как образцы устного народного творчества, в которых отражена народная мудрость. Народное творчество отражает эволюцию знаний народов об окружающем мире и для современного человека очень важно обращение к истокам, т. к в народных произведениях кроется большой нравственный потенциал, наряду с глубокими знаниями о природе. Именно высоконравственное отношение к природе может спасти планету от приближающейся экологической катастрофы. Но для этого в обществе должно быть соответствующее воспитание. Данная задача очень трудно выполнима, требует многопланового комплексного подхода. Цель данной работы состоит в том, чтобы на примере устного народного творчества показать, что понимание бережного отношения к природе, наблюдения за закономерностями природы, последствия нарушений этих закономерностей имеет – глубокие исторические корни.

Задачи:

  1. Изучить сказки народов, проживающих на территории России;

  2. Выявить и проанализировать экологические аспекты в сказках;

  3. Интерпретировать народные знания с точки зрения современной науки;

  4. Показать нравственную позицию народов в отношении природы;

  5. Довести до учащихся результат наших исследований.



^ Методы работы

Подбор литературы (народных сказок, критической литературы), чтение, изучение, анализ.


Результаты исследования

^ Название сказки

Краткое содержание и выявленные наблюдения за закономерностями природы

Научная интерпретация

«Орёл» (К.Д.Ушинский)

«…Летает высоко, видит далеко, на солнце не мигаючи смотрит. Нос у орла серпом, когти крючком; крылья длинные; грудь навыкат – молодецкая…»

Выявляется строение тела

Л.Н.Толстой

«Дуб и орешник»

Старый дуб уронил желудь под дуб орешника. Орешник сказал дубу : «Разве мало простору под твоими сучьями? Здесь мне самому тесно»…. «Я живу 200лет и дубок проживет столько же»….. Орешник рассердился и сказал: «Так я заглушу твой дубок и он не проживет и трех дней».

Межвидовая конкуренция.

«Теремок» (русская народная сказка)

В теремке поселяются муха – горюха, комар – пискун, мышка – попрыгуха, лягушка квакушка, заюнок – кривоног, по горке скакок, лиса - при беседе краса, волк – волчище – из – за куста хватыш, медведь – всем пригнетешь, чьё появление в теремке приводит к его разрушению

В названиях животных отражено знание особенностей их биологии и поведения. Теремок можно рассматривать как экосистему. Все представители экосистемы взаимосвязаны друг с другом и при нарушении, какого – либо фактора могут быть серьёзные последствия. Можно рассматривать «Теремок» как Природу, а человечество выступает в роли «Медведя» вмешательство которого приводит к нарушению экологического равновесия

(Л.Татьяничева)

В весенний день мальчишка злой Пронзил ножом кору берёзы И капли сока, точно слёзы Текли прозрачною струёй.

Можно рассматривать образ мальчишки -как предостережение человеку не вмешиваться в природные сообщества

«Лиса и журавль» (русская народная сказка)

«Журавль стук – стук по тарелке, стучал, случал – ничего не попадает… Лиса начала вертеться вокруг кувшина… никак достать не может…»

Выявляется разница в строении ротовых аппаратов у разных видов животных, связанная со способами питания

«Клён» (И.С. Соколов-Микитов)

« …Красивые широкие лапчатые листья клёна, гладкий и чистый его ствол. Крепка и прочна его древесина…Крепки и туги кленовые ветви. Точно пружина, гнутся они под рукою… В лучах солнца блистают пурпурные и золотистые кленовые листья…»

Описывается внешнее строение клёна

«О щуке зубастой» (чувашская народная сказка)

« Родилась щука в Шексне, да такая зубастая, что боже упаси … Собралась вся мелкая рыбица и стали думу думать: как щуку зубастую перевести… И поднялись все ерши, лещи, окуни в мелкие речки … стало мало мелкой рыбицы … пошла щука хватать червяков и попалась сама на крючок …»

При нарушении звеньев цепи питания нарушается экологическое равновесие, приводящее к вымиранию целых популяций

« Байка про тетерева» (русская народная сказка)

« Захотел тетерев дом построить … бултых в снег! В снегу ночку ночевал… С детками они во чисто поле ходили, деток мошками кормили, на вольный свет выводили и по вольному свету летали и опять зимой в снегу ночевали …»

Описываются особенности жизнедеятельности тетеревов

«Зелёная ода» (И.Курлот)

«Из дерева сделаны парта и стол, И в комнате пол…» Использование древесины в жизни человека

Стропила на крыше



«Мудрая сова» (казахская народная сказка)

На вопрос Падишаха птиц, каких деревьев больше – сухих или зелёных, Сова ответила, что сухих: «Я ведь как считаю? Если засохла одна ветка, значит, всё дерево сухое. Вот поэтому сухих деревьев очень много…»

Растение представляет собой единый целостный организм. Засохшие ветки служат признаком серьёзного нарушения процессов жизнедеятельности растения, которые могут привести к его гибели

«Сестрица Алёнушка и Братец Иванушка» (русская народная сказка)

«…И захотелось Иванушке пить… Стоит коровье копытце полно водицы… Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца! - Не пей, братец, телёночком станешь… Не пей братец, козлёночком станешь! … Не послушался Иванушка… И стал козлёночком…»

Быть может, сочинители этой сказки, пытались предостеречь людей не пить грязную воду, т.к. можно серьёзно заболеть. О животных человек может заразиться различными, в том числе и смертельно опасными инфекционными заболеваниями, одно из путей передачи инфекции через воду

«Четыре друга» (украинская народная сказка)

«Однажды Кот, Петух, Гусь и Бык, подружились и жили привольно сытно на одной поляне целое лето. Наступила осень, холодные ветра стали подувать и Кот стал мёрзнуть. Говорит… Надо нам дом построить споро… Петух до пушинки продрог… Бык во дворе… дрожит… даже его шуба не выдержала такого мороза…»

Приспособления для перенесения неблагоприятных условий окружающий среды, способы адаптации к изменяющимся условиям среды

В.Бианки.

«Страшный цветок»

Летал комарик над болотом, пить захотел. Сел на листочек, опустил нос в капельку, а она липкая…. Вдруг ресничке на цветке зашевелились и закрылись. И нет комарика».

Способ питания растений

«Луна и Солнце» (татарская народная сказка)

«В незапамятные времена Луна и Солнце хотели стоять вдвоём всегда на одном месте… Никто из зверей и птиц не стал возражать их желанию… И только одна Летучая Мышь не подписалась… - А потому, что если они оба будут стоять на одном месте, то ветер будет дуть всегда в одну сторону… Кроме того, и хлеб будет расти только там, где солнечно, а в тени – вовсе нет… Солнце очень обозлилось на Летучую Мышь и сказало: «Я тебе не позволю ходить при мне»… Все звери и птицы, даже люди, все одобрили кружение Луны и Солнца. И хлеба стали хорошо расти.

Показано влияние космических тел (Солнца и Луны) на атмосферные явления, живые организмы

«Лесная газета»

В.Бианки

«Самое большое гнездо у орла….Самое маленькое у желтоголового королька…Самый хитрый дом у крота… Самые удобные домики у личинок ручейников»

Описание жилищ животных.



Даже эти немногочисленные примеры иллюстрируют большую наблюдательность народов, неравнодушное отношение к природе, достаточно глубокие знания о закономерностях природы и донести эти знания до будущих поколений, т.к. сказки рассказывались в основном и служили одним из главных источников информации об окружающем мире.

ВЫВОДЫ

  1. Народные сказки можно рассматривать как своеобразный источник разнообразной информации, в том числе о законах природы.

  2. В народных сказках отражены знания о природе, прослеживается желание предостеречь потомков от необдуманных поступках в отношении природы.

  3. Народные сказки имеют большое воспитательное значение и для современных детей, т.к. несут большой нравственный потенциал.



Похожие:

Поисково-исследовательская работа: «Народные сказки глазами эколога» Актуальность темы icon3. Шотландские народные сказки. Крошка Вилли Винки. Пересказала И. Токмакова
Русские народные сказки: Хаврошечка. Русские народные сказки о животных: Зимовье зверей, Кот, лиса и петух, Лиса и заяц, Бычок смоляной...
Поисково-исследовательская работа: «Народные сказки глазами эколога» Актуальность темы iconСписки литературы 5-11 класс 5 класс Русские народные сказки: «Никита Кожемяка»
Русские народные сказки: «Никита Кожемяка», «Морозко», «Перышко Финиста ясна сокола», «Марья Моревна», «Журавль и цапля», «Птичий...
Поисково-исследовательская работа: «Народные сказки глазами эколога» Актуальность темы iconСписок литературы для чтения учащихся летом Русские народные сказки Сказки народов мира К. Г. Паустовский «Стальное колечко»

Поисково-исследовательская работа: «Народные сказки глазами эколога» Актуальность темы iconБратья Гримм Сказки. Драгунский В. Денискины рассказ
Русские народные сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Царевна лягушка»
Поисково-исследовательская работа: «Народные сказки глазами эколога» Актуальность темы iconDokumentacja
1. /Русские народные сказки.txt
Поисково-исследовательская работа: «Народные сказки глазами эколога» Актуальность темы iconИсследовательская работа по теме: Мастера народно-прикладного искусства нашего села Авторы: Сеногноева Алена, ученица 6 класса
Собрать и сохранить имена и работы наших сельских рукодельниц – наш долг. Эта исследовательская работа направлена на выявление и...
Поисково-исследовательская работа: «Народные сказки глазами эколога» Актуальность темы iconСписок литературы для летнего чтения
Русские народные сказки. «Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» и др. (лучше из сборника Афанасьева А. Н.)
Поисково-исследовательская работа: «Народные сказки глазами эколога» Актуальность темы iconКонкурс научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани Исследовательская работа на тему
Особенностью советского времени являются резкие социокультурные изменения, миллионы людей подвергались массовым репрессиям в хозяйственной...
Поисково-исследовательская работа: «Народные сказки глазами эколога» Актуальность темы iconИсследовательская работа по литературе обучающихся 9 класса моу «Клюквенская средняя общеобразовательная школа». (Региональный компонент)
Цель работы: изучить стилистику стихотворений Л. Тумановой; рассмотреть темы, идеи, мотивы лирики Л. Тумановой с целью объяснить...
Поисково-исследовательская работа: «Народные сказки глазами эколога» Актуальность темы iconИсследовательская работа Автор: Осерцова Ксения 3 класс Осерцова О. С
Сейчас я в 3 классе, и при изучении темы «Леса России» по окружающему миру мне стало интересно, какие же древесные растения встречаются...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы