Аналитическая записка icon

Аналитическая записка

НазваниеАналитическая записка
Дата конвертации22.05.2013
Размер277.68 Kb.
ТипДокументы

Аналитическая записка


Я, Иванова Ирина Львовна, учитель математики МБОУ №154 Ленинского района города Екатеринбурга, имею педагогический стаж 25 лет, в данном учебном учреждении – 13 лет. Имею высшую квалификационную категорию.

В школе работаю по следующим образовательным программам:

  • «Математика 5-6 класс» для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.А.Бурмистровой

  • «Алгебра 7-9 класс» для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.А.Бурмистровой

  • «Геометрия 7-9 класс» для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.А.Бурмистровой

В течение последних 5 лет веду элективные курсы:

  • «Математика и гармония окружающего мира» (автор Т.Г.Константинова),

  • «История математики. Развивающие задачи».

В течение 6 лет являюсь руководителем объединения дополнительного образования «Эрудит». Члены объединения представляют историю математики в сценических образах для учащихся 1-6 классов, учителей начальной школы, пропагандируя математику, развивая интерес к предмету, решают исторические, развивающие и логические задачи.

В 2010 году выпустила 11 А класс (классное руководство в 11-а).

В 2012 учебном году работаю в 9-х, 5-х и 6-х классах, классный руководитель 6б класса.


  1. ^ Инновационность опыта, своеобразие и новизна, аргументированность преобразований.


Новая структура ФГОС призвана обеспечить расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся - развитие вариативности образовательных программ, что, в свою очередь, приведет к необходимости смены образовательных технологий и роли учителя, резкому расширению его профессиональной дееспособности, способности выступать консультантом, направлять и оценивать самостоятельную деятельность учащихся.

  • Реализация этой цели предполагает решение приоритетных задач, одна из которых обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений.

Главные задачи современной школы, сформулированные в  Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»  - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

На формирование компетентностей (в частности социально-психологической компетентности молодого поколения) востребованных в

современных российских условиях большое влияние оказывает адаптивная образовательная среда.

Основы понимания сущности социально-психологической компетентности:

Историко-педагогический анализ различных источников позволяет утверждать, что воспитание осведомленного в жизненных вопросах человека, социально информированного гражданина, знающего специалиста находит свое отражение в философских, социологических и педагогических концепциях многих авторов, начиная с глубокой древности (Аристотель, Квинтиллион, Платон, Э. Роттердамский, Сократ, Г. Спенсер и др.)

Впервые о формировании компетентности личности мы читаем в докладе Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию XXI в.

В современной науке компетентностный подход интенсивно разрабатывается: И.Г. Архиповым, А.А. Вербицким, Р.Б. Дериглазовой, И.А. Зимней, В.В. Краевским, Н.В. Кузьминой, А.В. Хуторским и др.

В педагогической научной литературе процесс формирования социально-психологической компетентности изучается применительно к подростковому возрасту С.В. Даниловым, И.Н. Святовой и др.

Впервые термин «ключевые компетенции» в России появился в документе «Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы», где была поставлена новая задача: «общеобразовательная школа должна формировать новую систему Универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности у личности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции.

Идея компетентностно - ориентированного образования стала ответом системы образования на новые запросы мира труда.

Задача системы образования всегда состояла в формирова­нии у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы.

Идея развития образовательного пространства включена в идеологию современной педагогики с середины 90-х гг. XX в., что нашло отражение как в Законе «Об образовании», так и в многочисленных публикациях и исследованиях (А.В. Иванов, Э.В. Загвязинский, И.Г. Шендрин, В.А. Ясвин, В.И. Слободчиков и др.)

Тема образовательной среды и образовательного пространства школы и сегодня продолжает разрабатываться, обсуждаться и исследоваться, что подтверждается многочисленными публикациями в периодических изданиях психолого-педагогической тематики.

Анализ психолого-педагогической литературы показал достаточно высокую степень разработанности данной темы. В то же время, остаются недостаточно исследованными содержание, приемы и методы развития социально-психологической компетентности у учащихся 5-6 классов в

адаптивной образовательной среде; недостаточно полным методическое обеспечение данного процесса.

Анализ исследований И.А. Зимней, В.В. Давыдова, И.Я. Лернера, В.В. Краевского, М.Н. Скаткина А.В. Хуторского позволил нам сформулировать следующее определение социально-психологической компетентности: социально-психологическая компетентность - (от лат. competens - соответствующий, способный) - способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений.

Социально-психологическая компетентность представляет собой сложную по форме и содержанию структуру, состоящую из нескольких взаимосвязанных подструктур:

  • социально-перцептивная (перцепция - восприятие) компетентность, основу которой составляют психологические знания о личностных и характерологических детерминантах и индикаторах, проявляющихся в деятельности, поведении, отношениях и общении;

  • коммуникативная компетентность, предполагающая владение сложными коммуникативными навыками, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, ориентация в коммуникативных средствах, присущих данному виду деятельности;

  • социально-психологическая компетентность, выступающая как система структурированных знаний о закономерностях поведения, деятельности, общения и отношений человека, включенного в определенную группу;

  • аутопсихологическая компетентность как система знаний, позволяющая осуществлять самопознание, самооценку, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, что обеспечивает самоэффективность;

  • психолого-педагогическая компетентность как система знаний о методах осуществления влияния на людей.

В процессе педагогической деятельности мы выяснили, что развитие социально-психологической компетентности у учащихся 5-6 классов будет проходить успешнее:

- в условиях психологической безопасности участников образовательного процесса и сотрудничества, созданных адаптивной образовательной средой;

- при применении педагогических технологий поддержки ребенка, активного, развивающего обучения; практических, частично-поисковых методов обучения направленных на развитие творческих способностей учащихся и интерактивных форм работы с учащимися среднего звена.

Понимание сущности адаптивной образовательной среды:

Адаптация современных российских школьников происходит в достаточно сложных и противоречивых социокультурных условиях. Социальные преобразования настолько радикальны, что не дают возможность молодому поколению воспользоваться адаптационным опытом

старших. Поэтому в данной работе мы останавливаемся более подробно на процессах адаптации личности в определенный жизненный период и на создании адаптивной образовательной среды, как условия развития социально-психологической компетентности учащихся младшего подросткового возраста.

Впервые проблема адаптации была поставлена и научно обоснована в биологии. Ч. Дарвин, Ж. Бюффон, Ж.Б. Ламарк, Ж. Сент-Илер понимали адаптацию как основу выживания. Идеи научной биологии получили дальнейшее развитие в трудах русских ученых И.П. Павлова, И.М. Сеченова, В.И. Вернадского. Начиная с середины XIX века, идея адаптации проникает в разнообразные сферы науки - социологию, психологию, медицину, демографию, этнографию.

В психологии разработка проблемы социокультурной адаптации связана с именами А.Н. Леонтьева, В.А. Петровского, Ж. Пиаже (рассмотрение адаптации в контексте индивидуальных проблем личности, ее взаимоотношений в группе).

Проблема социально-психологической адаптации рассматривалась Б.Н. Алмазовым, Э.М. Александровской, М.В. Антроповой, М.М. Безруких, С.А. Минюровой.

Что же такое адаптивная образовательная среда? По П.И.Третьякову Адаптивная образовательная среда - социально-педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды, которая стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к личности с ее индивидуальными особенностями, с другой - по возможности гибко реагировать на собственные социокультурные изменения.


В последние годы проблема формирования адаптивной образовательной среды оказалась в центре внимания ученых различных направлений и научных школ. В работах Э.Г. Аболевича, Е.В. Виттенберга, Л.В. Корель, М.В. Ромма рассматриваются теоретико-методологические проблемы социальной адаптации личности. Д.П. Дербенев, Ю.М. Десятникова, Г.Г. Овчинникова свои работы посвятили рассмотрению процесса адаптации. Вопросы управления адаптивной школой исследовались Т.М. Давыденко, Н.И. Рогачевой, П.И. Третьяковым, Т.И. Шамовой, Е.А. Ямбургом. Ими разработаны концептуальные, технологические подходы к управлению адаптивной школой. Проблеме создания условий, позволяющих воспитывать у учеников способность самостоятельно учиться всю жизнь, посвящены работы Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и др.

Проблема исследования среды определяется отечественными и зарубежными учеными как одна из важнейших ключевых педагогических проблем. С решением этой проблемы связывается возможность ее изменения с целью усиления воспитательного воздействия на личность, так как обучение рассматривается как первый шаг к преобразованию среды.

Педагог, работающий в образовательной среде школы, не должен забывать, что адаптация - двусторонний процесс. Активная адаптация - это изменение среды. В связи с этим одна из задач работников образования - наращивание ресурса сопротивляемости человека негативным внешним и внутренним воздействиям.

Взаимодействуя с детьми в рамках организации их учебной деятельности, мы получаем отклики на это взаимодействие не только на очевидном для педагога педагогическом, социальном уровне (успешности или неуспешности их учебной деятельности, социализации). Этот отклик, не всегда осознаваемый педагогом, обнаруживает себя на всех уровнях организации растущего человека (психологическом, физиологическом, биологическом) в соответствии с самим определением человека как био-психо-социалного единства.

На основе анализа полученных результатов исследования все учащиеся опытной группы были разделены на 5 творческих трупп, каждая из которых работает по своему направлению «КТД» (коллективное творческое дело), «А знаешь ли ты»…, «Вожатые», «Журналисты», «Художники».

Группы созданы с учетом индивидуальных особенностей и на основе интересов детей. Один раз в четверть на совете группы ребята выбирают себе руководителя. Каждая группа имеет свой «День гласности» (1 раз в неделю). В «День гласности» группа рассказывает о планах, которые в ближайшее время коснутся всех участников ученического коллектива (например, месячник защитников Отечества, День матери, акция), делится интересной информацией, отчитывается о проделанной за неделю работе.

Классное самоуправление является выборным органом. В начале года выбираются: члены школьного Совета дела, ответственный за организацию питания, 1 раз в четверть открытым голосованием выбирается староста, помощник старосты. Все дела планируются в группах и предлагаются на общее рассмотрение. Классное собрание принимает решение о факте и сроках проведения общего дела. Классный руководитель присутствует на классном собрании, высказывает свою точку зрения, имеет право голоса при голосовании.

В классе издается классный журнал МИЖ (название, предложенное одной из групп во время «мозгового штурма», и принятое всеми - «Максимально интересный журнал»). В журнале освещается жизнь класса, участие в школьных делах, районных акциях, фотоотчеты, впечатления учащихся класса о том или ином мероприятии, событии.

При подготовке больших мероприятий, (например классного вечера), инициатор мероприятия (например, группа КТД) распределяет обязанности по подготовке мероприятия между всеми группами. Ребята участвуют в обсуждении сроков выполнения того или иного этапа работы, формы отчетности, тщательно продумывается ход мероприятия, готовится сценарий, костюмы. Такая форма работы раскрывает организаторские творческие способности детей, умение слушать и принимать точку зрения другого

-развивается самоконтроль, умение подчиняться общим правилам. Учит ребят самостоятельно планировать, действовать, сотрудничать, переживать за результат работы, заботиться об отношении товарищей к себе и к качеству порученной работы. У детей развивается ответственность.

Кроме того, общие интересы связывают коллектив, развивают потребность не только в посещении школы как учебного заведения, присутствию на уроках, но и развивают активную позицию, внутреннюю учебную мотивацию, способствующую успешности учащихся. Некоторый соревновательный момент между группами стимулирует учащихся на повышение культуры общения, качества обучения, заинтересованности в личном участии каждого в деле.

В работе по развитию социально-психологической компетентности часто использовался метод проектов, который основан на использовании уже имеющегося у школьников опыта нахождения собственного пути искания, преодоления затруднений. Он формирует, прежде всего, самостоятельность, осознанность действий, способ­ность к обучению на высоком уровне трудности. Это позволяет повысить личностно-мотивационный настрой школьников, их заинтересованность через объединение различных по направленности заданий общим сюжетом. Эмоциональная насыщенность занятий также способствует более успешному усвоению материала.

Проведенная в течение года воспитательная работа позволила в летние каникулы из учащихся 5б класса организовать «Вожатский отряд», который успешно работал в городском лагере. Основу отряда составила группа «Вожатые».

В течение учебного года члены группы «Вожатые» - частые гости в подшефном, (сейчас втором), классе. Помогают подшефным во всем, проводят, с помощью своих одноклассников мероприятия. Традиционные темы для встречи - игровые программы по ПДД, «Новогодние игровые программы», «Веселые старты», развивающие уроки по математике.

Любое крупное мероприятие обсуждается в классе либо сразу, либо на следующий день после проведения. Каждая группа выражает свое мнение на общем совете класса. Раз в четверть (в конце четверти) определяется наиболее запомнившееся мероприятие и предлагается определить группу, которая удивила всех своей работой.

Родители постоянно находятся в курсе всего происходящего в классе, т.к. все достижения и события освещаются не только в журнале «МИЖ», а также с помощью фоторепортажей на сайте школы. Каждое родительское собрание начинается с просмотра слайдов и краткого отчета классного руководителя о работе за последний период и проводится в большинстве случаев, в интерактивной форме и с привлечением специалистов («Стиль семейного воспитания и его роль в воспитании младшего подростка», «Активность родителей - инициативность детей», «Младший подросток - особенности характера»)

Родители по своей инициативе создают видеоролики и видеофильмы о значимых событиях в классе. Так, например, в классной видео-копилке есть фильмы о мини-спектакле, поставленном по мотивам прочтения дневника Тани Савичевой, под руководством преподавателей театрального отделения музыкальной школы № 11, с которым ребята выступали перед учителями и учащимися МБОУ СОШ № 154, своими родителями; о работе вожатского отряда и Новогоднем музыкальном представлении, поставленном своими силами и показанного на сцене школьного зала.

Такая организация работы в классе, кроме всего прочего, учит младших подростков общаться с детьми разного возраста, взаимодействовать с взрослыми (педагогами, родителями). В процессе подготовки и проведения мероприятий различной направленности у ребят развиваются: умение «держаться» на публике, произносить связный текст, формулировать и выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, защищать результат коллективного труда, анализировать и адекватно оценивать свою (или одноклассника) деятельность, слушать и слышать товарища, признавать правильным не только свое мнение, и не «слепо доверять» другому.

У ребят повысилась заинтересованность не только в собственном результате, но и в результатах каждого члена ученического коллектива. Учителя-предметники, работающие с учащимися класса, стали чаще применять такие формы как тематические сообщения, подготовленные учащимися, доклады, презентации отдельных тем учебных предметов.

Многие задания ребята выполняют, распределяя обязанности в группе. Каждая группа стремится «не ударить в грязь лицом», т.е. тщательно отобрать материал, хорошо оформить и защитить свою работу. Кроме того, на уроках математики они учатся анализировать и оценивать вложения каждого, определять «зону улучшения», давать рекомендации одноклассникам в корректной форме, что облегчает работу на уроках.

В работе с классом также широко применяются устные формы работы. Интересно проходят уроки-инсценировки. Учителя охотно выбирают 6б класс для проведения открытых уроков в различной форме. Поэтому учащиеся, постоянно находятся в «открытой форме доступа», учатся поддерживать друг друга, а не надсмехаться над промахами одноклассника, оказывать действенную посильную помощь, а не отмахиваться от чужих проблем, учатся сопереживать и замечать настроение окружающих (ребят, педагогов), работающих в классе.

Сформулируем методическую тему: «адаптивная образовательная среда как условие развития социально-психологической компетентности учащихся среднего звена».

Новизна исследования:

- обоснована необходимость создания адаптивной образовательной среды как условия развития социально-психологической компетентности учащихся среднего звена;

- выявлены особенности структуры социально-психологической

компетентности, позволяющие оптимизировать процесс ее развития.

Рассмотрим результативность реализации предложенных форм и методов формирования социально-психологической компетентности учащихся.



Год

Конкурс

Участники

Результаты

2005г

Районный тур НПК

Огнев Илья (6 кл.)

Муллаяров Игорь (11кл.)

Журавлева Екатерина (11кл.)

Окотчик Марина (11кл.)

65 баллов

84 балла

85 баллов


91 балл

2006г

Областная Вузовско-Академическая олимпиада

Филатов Вадим (5кл.)


14 место

2006г

Городская открытая научно-практическая конференция «Зажги свою звезду»

Огнев Илья (7 кл.)

призер

2006г

Районный тур НПК

Журавлев Андрей (11кл

98 баллов

2007г

Городская открытая лицейская олимпиада

Филатов Вадим (6 кл.)


призер

2007г

Межрегиональная заочная физико-математическая олимпиада

Абдулганиева Виктория (5 кл.)


призер

2007г

Интеллектуальная игра старшеклассников Ленинского района – «Эрудит»




участие

2007г

Районный тур НПК

Баев Дмитрий, Гончаров Тимофей (8кл.)

98,5 баллов


2008г

Математический конкурс «Кенгуру»

Филатов Вадим (7кл.)


94 место в регионе

2008г

Областная Вузовско-Академическая олимпиада

Филатов Вадим Нечаев Артем (7 кл.)

Колпащико Денис (8 кл)

7, 11 место


7 место

2009 г

Математический конкурс «Кенгуру»

Малькова Мария (5 кл.)

24 место в регионе

2009 г

Областноая Вузовско-академическая олимпиада

Филатов Вадим (8

кл.)

призер

2010г.

VIII открытая лицейская олимпиада по математике 5-7 классов




2 место в командном зачете

2010г.

VII Международная олимпиада по основам наук




выход в III тур

2011г.

Открытая лицейской олимпиаде по математике 5-7 классов

Зырянцев Игорь

Мкртчян Альберт (6 кл.)

участие

2012 г.

Олимпиада по математике в высшей школе экономики и менеджмента УрФУ

Павлова Екатерина

Шумахер Ксения

Беллина Татьяна ( 5кл.)

призер

призер

призер


Диагностика

При проведении эмпирического исследования особенностей социально-психологической компетентности учащихся использовались следующие психодиагностические методики:

I. Методика «Диагностика компетентностей учащихся» (Автор: Г.М. Беспалова).

Цель: изучение характеристик социально-психологической компетентности учащихся:

- принятие общественных норм;

- осознание необходимости расширения социальных знаний и умений;

- адекватную оценку, соотнесение конкретных социальных условий и своих возможностей по достижению предполагаемого результата в данной ситуации;

- умение актуализировать свой личностный опыт с конкретной ситуацией;

- определение и выбор возможных наиболее эффективных способов деятельности, вариантов поведения;

- готовность к принятию личной ответственности за выбор собственного поведения в ситуации социального поведения;

- толерантность;

- навыки позитивного отношения к собственной личности;

- навыки позитивного общения;

- навыки самооценки и понимания других.

II. Методика «Удовлетворенность общением в связи с интеллектуальными и коммуникативными навыками учащихся» (Автор: Н.Ф. Прохоренко) (для учащихся 11-16 лет).

Цель: определить уровень удовлетворенности общением с одноклассниками, педагогами, родителями, уровень получения знаний и проведения внеурочных и школьных мероприятий.

Методика Н.Ф. Прохоренко «Удовлетворенность общением в связи с интеллектуальными и коммуникативными навыками учащихся» наряду с уровнем удовлетворенности учащихся общением с субъектами образовательного процесса в разных ситуациях, связанных со школьной жизнью, родителями, позволяет изучить сформированность компонентов социально-психологической компетентности учащихся 5-х классов.

III. Опросник «Ведущие учебные мотивы» (Автор: Г.И. Карпова).

Цель: изучение мотивов учебной деятельности, способствующих формированию когнитивного, социального и коммуникативного компонентов социально-психологической компетентности.

Опросник состоит из 21 суждения (для учащихся 5-8 классов).

IV. Методика характерологических особенностей личности (Автор: Г. Айзенк) (подростковый вариант).

Опросник состоит из 60 вопросов. Методика характерологических особенностей личности Г. Айзенка позволяет изучить способность учащихся

5-х классов принимать и соблюдать общественные нормы, выбирать наиболее эффективные способы деятельности, варианты поведения, проявлять толерантность, проявление навыков позитивного общения, самооценки и понимания других.

Обработка результатов проводится путем подсчета совпадений с ключом по шкалам «экстраверсия -интроверсия: нейротизм и шкале искренности.



  1. ^ Наличие авторских программ, разработок, методик, представляющих интерес для педагогов.


Создана Программа «Активизация внутренних ресурсов младшего подростка», включающая систему творческих заданий и систему внеурочных занятий по математике, способствует созданию атмосферы открытости, доброжелательности, комфортности, от­сутствия страха и, как следствие, будет способствовать осознанию чувства уверенности, го­товности и желания быть активным участником школьной жизни класса.

Цель программы: развитие социально-психологической компетентности учащихся через организацию внеурочной деятельности учащихся, как важной составляющей адаптивной образовательной среды.

Если образовательный процесс в коллективе строится на системной основе в соответствии с концептуальными идеями развития целостного образовательного процесса и составляющих его компо­нентов, то он обеспечит развитие социально-психологической компетентности личности каждого учащегося, способной адаптироваться к социальной жизни на данном уровне культуры с учетом ее возможностей и возрастных осо­бенностей.

Задачи программы:

  1. Построение системы работы с учащимися по развитию социально-психологической компетентности на основе конструктивного взаимодействия со всеми субъектами образовательно-воспитательного процесса в различных видах деятельности.

  2. Создание условий для развития компонентов социально-психологической компетентности учащихся.

  3. Развитие компонентов социально-психологической компетентности через повышение внутренней мотивации учебной деятельности, способы конструктивного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса в различных видах деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося.

При этом должны быть обеспечены следующие условия: разработка методического аппарата мониторинга развития социально-психологической компетентности уча­щихся и корректировка образовательного процесса применительно к каждому конкрет­ному учащемуся для предупреждения его

возможных затруднений посредством совершенствования традиционных технологий образования и использования новых.

Программа построена с учетом следующих принципов:

- принцип гуманистического характера – уважение личности ребенка, педагога, родителей, построение взаимных отношений на основе общечеловеческих норм и правил;

- принцип природосообразности - обучение и воспитание в соответствии со здоровьем, способностями и склонностями, индивидуальными особенностями восприятия мира;

- принцип индивидуализации и дифференциации содержания форм и методов процесса образования. Он реализуется путем стимулирования, компенсации и коррекции развития, как у отдельных детей, так и группы в целом, а также путем создания благоприятных условий для полноценного развития каждого ребенка;

- принцип интеграции и координации - отражает способы деятельности всех субъектов в системе ребенок - педагог - родитель и в соответствующих подсистемах, направленных на их согласованную работу;

- принцип диалогичности - нацелен на оптимизацию взаимодействия субъектов образовательного пространства. Данный принцип обеспечивает взаимоуважение, взаимодействие и взаимное развитие;

- принцип целостности развивающейся системы предполагает создание эмоционально-психологического комфорта ребенка в образовательном процессе и обеспечивает возможность его самоутверждения, создает чувство уверенности в себе.

Основой для составления данной программы послужили разработки отечественных авторов: Г. К. Селевко, И.В. Дубровиной, В.И Казаренкова, Т.В. Кунигель, Е.Н. Лебеденко, А.В. Микляевой.

^ 1 этап (пятый год обучения). Цель 1 этапа: создание условий, при которых младший под­росток будет заинтересован во всех позитивных изменениях в себе и в отношениях с окружающими.

В работе с учащимися по формированию социально-психологической компетентности в первый год акцент делается на организацию жизнедеятельности, прежде всего, внутри классного коллектива и активное участие в школьных мероприятиях (по плану ОУ).


Вид деятельности

Цель

Форма проведения

Ответственные

Сроки проведения




Образовательная

Учить учиться


Урочная, внеурочная, участие в олимпиадах, конкурсах

Учителя-предметники, классный руководитель

В течение года




Информационно-просветительская

Учить находить источники информации и отбирать полезную информацию

Кл. часы, работа группы «Знаешь ли ты», экскурсии, тур. поездки, посещение театров, музеев, встречи с известными людьми

Кл. рук.,уч-ся,

медик, психолог

сотрудники ДОД, музеев, театров, Центров развития



В течение года




КТД (коллективное творческое дело)

Учить взаимодействовать при подготовке и проведении КТД

Концерты,

вечера, праздники, спортивные мероприятия

Кл. рук.,

учащиеся,

педагоги муз. школы, шефы


В течение года

Акции

Кл. рук. учащиеся родители

Завуч ВР

Ноябрь,

апрель

Фестивали,

проекты




Сентябрь, май

Проектная деятельность

Научить работать в команде




Кл. рук.

учащиеся,

завуч УВР

Декабрь, май

Праздники

Научить применять компоненты социально-психологическ. компетентности

День матери,

Новый год,

День защитника Отечества,

Международный Женский день, День Победы


Все субъекты


В течение года

Диагностика

Учить анализировать собственное эмоциональное состояние, интересы, склонности, поведение.

Социально-психологическая компетентность

учебные мотивы,

удовлетворенность общением,

тип личности

Кл. рук.,

педагог-психолог,

учащиеся

Сентябрь, декабрь, май

Образовательная деятельность способствует развитию социально-перцептивной компетентности (участие в открытых уроках; участие в олимпиадах, конкурсах; работа консультантов; зачеты, проводимые старшеклассниками). Информационно-просветительская деятельность способствует развитию умения находить источники информации и отбирать полезную информацию (Работа группы «Знаешь ли ты…»). Участие в коллективных творческих делах способствует развитию коммуникативной компетентности, умению взаимодействовать с другими ребятами и взрослыми (Сотрудничество с младшими школьниками: подготовка уроков развивающего направления: «Сочиняем математическую сказку», «Математические рекорды», «Знаешь ли ты математику?» и бесед по правилам безопасности жизнедеятельности; уроков в День самоуправления, показ спектаклей: «Машина времени», «Уроки истории» и др.; проведение викторин, соревнований и т.д. Сотрудничество со студентами: походы,

«Посвящение в пятиклассники», совместные праздники, спортивные соревнования и др.). Проектная деятельность способствует развитию умения работать в команде (основы проектирования, коллективная работа над проектами). Диагностика, анкетирование позволяют анализировать собственное эмоциональное состояние, интересы, склонности, поведение.

В процессе работы с детским коллективом применяются следующие технологии: технология групповой работы, проектная деятельность, информационные технологии, самопрезентация, рефлексия и др.

Формы организации в работе с учащимися по развитию социально-психологической компетентности: занятия в объединении «Эрудит», открытая практика, КТД, вечера встреч, диспуты, акции, КВН, соревнования, совместные с родителями и шефами мероприятия.

Внеурочные занятия проводятся в течение учебного года, один раз в неделю по 45 минут.)


Воспитательная система классного руководителя.

Система работы строится на сотрудничестве классного руководителя, учащихся, родителей, учителей предметников, социальных партнеров, выпускников.

Цель моей воспитательной системы - создать воспитательно-образовательную среду, формирующую у учащихся потребность в самосовершенствовании.

Чтобы реализовать данную цель, я решаю следующие задачи:

        • формировать мотивы саморегуляции;

        • формировать дальнейшее профессиональное и личностное самоопределение и самоутверждение;

        • формировать здоровый образ жизни;

        • воспитывать уверенность в своих творческих способностях;

        • воспитывать содружество детей, педагога и родителей.




  1. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта .


- открытые уроки для учителей школы, директоров и завучей школ района, города, области:

«Проценты вокруг нас» (открытый урок в рамках областного семинара по здоровьесбережению для директоров школ области), 2007год

«Космическое путешествие» (открытый урок в рамках областного семинара по здоровьесбережению для директоров школ области), 2012 год

«Урок-проект» проект-исследование по теме «Обыкновенные дроби» (открытое мероприятие в рамках методического семинара для учащихся и учителей школы) , 2011 год

  • участие в Годичном совещании работников образования, 2007, 2008, 2010 год

  • участие в проекте «Школа. Семья. Нравственность», выступление с докладом «Организация работы с родителями в классе», 2011г.

- участие в XIV, XV Педагогических чтениях

  • участие в методическом семинаре учителей математики г.Екатеринбурга, 2009

- открытые презентации творчества учащихся для учителей школы, директоров и завучей школ района, города, родителей:

«Машина времени» - урок-представление учащимися 5-б класса (открытое мероприятие для учителей и учащихся начальной школы и среднего звена), 2011 год

Презентация математического объединения «Эрудит» в рамках

школьного фестиваля «Ничего невозможного нет», 2006-2011г

- Участие в городской открытой научно-практической конференции

«Зажги свою звезду», 2006 год.

  • участие в городской НПК «Опыт работы с одаренными детьми города Екатеринбурга. Проблемы и перспективы», 2009 год

  • участие в VIII Международной олимпиаде по основам наук, подготовка участников Ш тура.

  • участие в работе Международной конференции «Управление инновационным образованием», 2011 год


^ Список публикаций


1

«Взаимодействие школы со средой мегаполиса как условие формирования социальной компетентности молодежи»

Материалы XIV Педагогических чтений

2008 г.

2

«Повышение качества обучения математике через применение нетрадиционных моделей оценки»

Материалы XV Педагогических чтений

2009 г.

3

«К вопросу о реализации компетентностного подхода в процессе обучения математике»

Современные проблемы школьного математического образования: сборник Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009.-

2009г.

4

«Роль образовательной среды в развитии социально-психологической компетентности учащихся современной школы»

Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Управление инновационным образованием»: под науч. Ред. Б.М.Игошева, 2011.

2011 г.




  1. ^ Результативность участия в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах.


В 2007 приняла участие во Всероссийском конкурсе классных руководителей (заочный тур),

В 2010 приняла участие в конкурсе «Профессионализм. Творчество. Успех» (заочный тур).


2001г.

Грамота Управления образования города за высокие результаты педагогического труда, за воспитание нового поколения XXI века.

2002г

Благодарственное письмо Управления образования города за воспитание яркой, талантливой личности.

2003г

Благодарственное письмо депутата Законодательного Собрания Свердловской области О.Гусева за труд и неравнодушное отношение к воспитанникам.

2006г

Грамота Управления образования города за значительные успехи в организации и совершенствовании воспитательного процесса, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности.

2006г

Благодарственное письмо МОУ ДОД центра «Одаренность и технологии» за научное руководство исследовательской деятельностью учащегося

2006г

Почетная грамота Управления образования Ленинского района за творческий, добросовестный труд

2008г

Благодарность Управления образования Ленинского района за добросовестный труд

2009г

Благодарственное письмо МОУ ДОД за активное сотрудничество, помощь и поддержку в проведении совместных мероприятий

2009г

Благодарность Управления образования Ленинского района за добросовестный труд

2010г

Грамота Управления образования Ленинского района за вклад в воспитание подрастающего поколения и активную жизненную позицию

2011г

Благодарность Управления образования Ленинского района за высокий профессионализм, творческий подход, инициативу

2011г

Грамота Министерства общего и профессионального образования Свердловской области за успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса

2012г

Почетный Диплом Федеральной службы государственной статистики за активное участие в проведении Всероссийской переписи населения 2010

2012г

Государственный Диплом Магистра педагогики


^ 5.Теоретическая и практическая ценность представленных результатов педагогического опыта.


Теоретическая значимость исследования: определены структурные компоненты социально-психологической компетентности у учащихся среднего звена; определена роль адаптивной образовательной среды в развитии социально-психологической компетентности учащихся среднего звена.

Практическая значимость исследования: составлена компилятивная программа «Активизация внутренних ресурсов младшего подростка», способствующая развитию  социально-психологической компетентности у учащихся среднего звена; разработаны и реализованы в практической деятельности МБОУ СОШ № 154 г. Екатеринбурга приемы работы с учащимися по развитию социально-психологической компетентности путем создания адаптивной образовательной среды.

Иванова Ирина Львовна МБОУ СОШ № 154 Ленинский район г. Екатеринбург





Похожие:

Аналитическая записка iconАналитическая записка по «Русскому маршу»
Марша. По словам лидера дпни а. Белова заявка на мероприятие будет подана от ряда депутатов ГосДумы и деятелей науки и культуры,...
Аналитическая записка iconАналитическая записка по введению в школах «Основ православной культуры»
Активные действия в данном направлении будут способствовать укреплению правозащитного имиджа Движения и позволят качественно повысить...
Аналитическая записка iconАналитическая записка по фактам нападения на иностранцев
Усиление темпов роста преступности националистической окраски достигло критических показателей. Только за последние десять дней в...
Аналитическая записка iconАналитическая записка Семеновой Юлии Леонидовны о результатах своей педагогической деятельности Семенова Юлия Леонидовна
Рмо учителей английского языка, эксперт региональной предметной подкомиссии егэ по английскому языку (2008-2012гг); организатор и...
Аналитическая записка iconАналитическая записка по убийству сенегальского студента
Чечне по контракту, прозвище "Боец". При обысках у них была найдена литература, пропагандирующая национальную исключительность и...
Аналитическая записка iconАналитическая записка по убийству сенегальского студента
Чечне по контракту, прозвище "Боец". При обысках у них была найдена литература, пропагандирующая национальную исключительность и...
Аналитическая записка iconАналитическая записка по антипризывной акции 08. 06
«Российские радкикалы» 08. 06 в Москве у здания Генштаба на Арбатской площади, практически не нашла отклика в сми. Все издания, разместившие...
Аналитическая записка iconАналитическая записка по антипризывной акции 08. 06
«Российские радкикалы» 08. 06 в Москве у здания Генштаба на Арбатской площади, практически не нашла отклика в сми. Все издания, разместившие...
Аналитическая записка iconАналитическая записка по аренде российских земель Китаем №1
Повышение активности процесса по передаче российских земель в долгосрочное пользование Китаю определяет необходимость выработки Движением...
Аналитическая записка iconАналитическая записка по аренде российских земель Китаем №1
Повышение активности процесса по передаче российских земель в долгосрочное пользование Китаю определяет необходимость выработки Движением...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы