·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-· Мышление развивающие игры и упражнения icon

·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-· Мышление развивающие игры и упражнения

Название·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-· Мышление развивающие игры и упражнения
Дата конвертации10.01.2013
Размер77.85 Kb.
ТипАнализ

·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·




Мышление

развивающие игры и упражнения


пособие для родителей и педагогов

5

·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-

Что такое мышление

Мышление – процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира.

Основными формами мышления являются суждение, умозаключение.

Суждение – это высказывание о чем-либо, утверждение или отрицание каких-либо отношений между предметами или явлениями, между теми или иными их признаками.

Умозаключение – форма мышления, которая позволяет человеку сделать вывод из ряда суждений.

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними.

Анализ – мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств.

Синтез – мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств.

Абстракция – выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.

Обобщение – соединение предметов и явлений на основе их общих и существенных признаков.

Конкретизация – мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению.

Выделение видов мышления осуществляется по разным основаниям.

^ 1) Предметно-действенное – мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом; наглядно-образное мышление опирается на восприятие или представления; словесно-логическое – основано на оперировании понятиями, лишенными непосредственной наглядности.

^ 2) По характеру протекания процесса мышления: рассуждающее – результат достигается в ходе последовательного рассуждения; интуитивное – окончательный результат достигается без знания или продумывания промежуточных этапов.

^ 3) По характеру результата мышления: репродуктивное мышление – когда четко прослеживается ход мысли другого человека; Творческое – когда создаем новые идеи, предметы, оригинальные решения и доказательства.

^ 4) На основе направленности на практику или на теорию: теоретическое и практическое мышление.

В начале обучения мышление ребенка преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и представления. В ходе обучения школьник постепенно приобщается к системе научных понятий. Дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений.

Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются не полными, а порой даже ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность.


^ Задания, упражнения, игры, направленные

на развитие мышления


Игры и задачи со спичками

«Пять квадратов»

От данных квадратов из спичек отнять 3 спички так, чтобы осталось три таких же квадрата (рис.1).

«Шесть квадратов»

17 спичек составляют 6 одинаковых (в 2 ряда) прилегающих друг к другу квадратов. Снимите 5 спичек так, чтобы осталось 3 таких же квадрата (рис.2).

«Еще шесть квадратов»

Из 18 спичек, составляющих 6 данных квадратов, снимите 2 спички так, чтобы осталось 4 таких же квадрата (рис.3).



Рис.1 Рис.2 Рис.3

«Дом»

Этот дом составлен из 10 спичек. Требуется повернуть его к нам другой стороной, переложив только 2 спички (рис.4).



Рис.4

«Спираль»

Из 35 спичек выложена фигура, напоминающая спираль. Переложите 4 спички так, чтобы образовалось 3 квадрата (рис.5).



Рис.5

«Стрела»

Переложите 8 спичек в этой стреле так, чтобы получилось 8 равных треугольников (рис.6).



Рис.6

«Лабиринты»

Задания на прохождение лабиринтов разной ложности помогают развить у ребенка наглядно-образное мышление, внимание, способность к самоконтролю. Примеры лабиринтов приведены на рисунках 7, 8, 9.




Рис.7



Рис.8



Рис.9


Упражнение «Продолжи узор»

Ребенку дается следующая инструкция: «Художник нарисовал часть картинки, а вторую половинку не успел. Закончи рисунок за него. Помни, что вторая половина должна быть точно такой же, как и первая». Сначала даются несложные узоры, по мере усвоения выполнения простых узоров их сложность увеличивается.




Кот Коврик

Рис.10

^ Упражнение «Найди закономерность»

Ребенку предлагается рассмотреть картинки и заполнить пустую клетку, не нарушая закономерности.




Рис.11

^ Логические загадки и задачи

1. Крестьянину нужно перевести через речку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться крестьянин, а с ним только волк, или только коза, или только капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?

^ 2. Как разделить 5 яблок между 5 лицами, чтобы каждый получил по яблоку, а одно яблоко осталось в корзинке?

3. Саша съел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? разное?

4. Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

5. У семерых братьев по одной сестрице. Много ли всех? (Восемь) Два отца и два сына

Нашли три апельсина и разделили поровну.

Каждому досталось по целому. Как? (Дед, отец, сын)

Кто носит шляпку на ноге? (Гриб)

Что делает сторож, у которого на шапке сидит воробей? (Спит)

Как назвать пять дней, не называя чисел и названий дней? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)


^ Упражнение «Найди общее слово»

Ребенку предлагается ряд слов, после чего задается вопрос: «Каким общим словом можно назвать эти слова?»

1. Вера, Надежда, Любовь, Елена

2. а, б, с, в, н

3. стол, диван, кресло, стул

4. понедельник, воскресенье, среда, четверг

5. январь, март, июль, сентябрь

Упражнение «Подбери слова»

1) Ребенок должен подобрать как можно больше слов, которые можно отнести к группе животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена года, инструменты и так далее).

2) Другой вариант этого же задания.

Нужно соединить стрелочками слова, подходящие по смыслу:


мяч мебель

тополь цветок

шкаф насекомые

тарелка дерево

пальто одежда

муравей посуда

щука игрушка

роза рыба


^ Игра с двумя обручами

Перед началом выполнения упражнения устанавливаются четыре области, определяемые двумя обручами: внутри обоих обручей; внутри обруча из черной линии, но вне обруча из прерывистой линии; внутри обруча из прерывистой линии, но вне обруча из черной линии; вне обоих обручей.

Затем сообщается правило для классификации: «Необходимо расположить фигуры так, чтобы внутри обруча из черной линии оказались все заштрихованные фигуры, а внутри круга из прерывистой линии – все угольные».










Рис.12


Упражнение «Сложи фигуры»

Ребенка спрашивают: «Каким должен получиться результат при наложении фигур последовательно друг на друга в левой части рисунка». Ответ выбирается из фигур, расположенных справа

Подсказка: ответ находится путем наложения фигур друг на друга.




+ + =




+ + =





+ + =


Рис. 13

Упражнение «Светофор»

Перед ребенком поле, состоящее из пустых клеток. Необходимо нарисовать в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков.





























Рис.14


Литература:


  1. Ануфриев, А.Ф., Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Ось-89», 2006. – 272 с. (Практическая психология)

  2. Дубровина, И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 464 с.

  3. Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 320 с.

  4. Истратова, О.Н., Эксакусто, Т.В. Справочник психолога начальной школы (2-е изд.)/Серия «Справочники».–Ростов н/Д: «Феникс», 2004.–448с.

  5. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя/ И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 208 с.

  6. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. ВУЗов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.

  7. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1. – 480 с.

  8. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 175 с.

  9. Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – Изд.4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 314 с.




Похожие:

·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-· Мышление развивающие игры и упражнения iconБ. П. Никитин. Развивающие игры
Б. П. Никитин. Развивающие игры Автор книги, известный многим читателям по выступлениям в печати о воспитании детей, рассказывает...
·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-· Мышление развивающие игры и упражнения iconВнимание развивающие игры и упражнения
Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте
·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-· Мышление развивающие игры и упражнения iconРазвивающие игры по методике Никитиных
Каждый год появляются новые методики воспитания и развития детей. Какие-то забываются, какие-то признаются эффективными и остаются...
·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-· Мышление развивающие игры и упражнения iconУрок №3. Легкоатлетические упражнения Класс: Тема: «Легкоатлетические упражнения». Триместр: I. Дата: 10. 09. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р. Задачи
Определить две площадки для проведения игры «Салки» (см приложение 2) – отдельно между мальчиками и девочками. Игра проводится в...
·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-· Мышление развивающие игры и упражнения iconУпражнения для развития творческого мышления, памяти, сообразительности и интеллекта
В этой книге помещено множество новейших тестов, которые помогут вам развить ваш интеллект. Самые разнообразные головоломки и тесты...
·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-· Мышление развивающие игры и упражнения iconУрок №7. Легкоатлетические упражнения Класс: Тема: «Легкоатлетические упражнения». Триместр: I. Дата: 20. 09. 2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р. Задачи
Выполнить общеразвивающие упражнения в движении по кругу (беговые и прыжковые упражнения)
·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-· Мышление развивающие игры и упражнения iconДыхательная гимнастика
Есть игры, укрепляющие ребёнка физически, а есть развивающие его ментально. Однако и те, и другие необходимы малышу буквально как...
·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-· Мышление развивающие игры и упражнения iconРазвивающие: развитие креативных умений
Мастерские являются разновидностью проблемного метода обучения. У детей развиваются креативное мышление, воображение, мотивация,...
·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-· Мышление развивающие игры и упражнения iconПлан работы мбоу дод «Центр дополнительного образования для детей» на весенние каникулы 2013 года
Видео салон «Спектр» – игровые приставки, теле и видео программы, познавательные, развивающие и настольные игры
·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-· Мышление развивающие игры и упражнения iconУчебный план муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Советского районного Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие»
Детское объединение «Филиппок» «Развивающие игры» (авторская комплексная программа «Филиппок»)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы