Кафедра общего и славяно-русского языкознания курсовая работа образные средства (метафоры и эпитеты) в поэзии ф. И. Тютчева icon

Кафедра общего и славяно-русского языкознания курсовая работа образные средства (метафоры и эпитеты) в поэзии ф. И. Тютчева

НазваниеКафедра общего и славяно-русского языкознания курсовая работа образные средства (метафоры и эпитеты) в поэзии ф. И. Тютчева
страница1/3
Т.А. Невструева
Дата конвертации25.12.2012
Размер437.25 Kb.
ТипКурсовая
  1   2   3


Федеральное агентство по образованию

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


Кафедра общего и славяно-русского языкознания


КУРСОВАЯ РАБОТА

ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА (МЕТАФОРЫ И ЭПИТЕТЫ) В ПОЭЗИИ Ф.И.ТЮТЧЕВА


Работу выполнила………………………………….Т.А. Невструева

Группа 2 «Б», факультет филологический, спец. 031001- Филология

Научный руководитель, канд. филол. наук А.Ю. Большова…………


Краснодар 2007


Содержание:

Введение…………………………………………………………...............3 стр.

1 Особенности использования образных средств (метафор, эпитетов) в поэтических текстах………………………………………………………...5 стр.

1.1 Понятие метафоры, ее структурно-семантические характеристики…………………………………………………………………………..5 стр.

1.2 Понятие эпитета, его свойства и функции…………………..10 стр.

2 Функционально-семантическая нагрузка образных средств (метафор, эпитетов) в стихотворных текстах Ф.И.Тютчева………………………...19 стр.

2.1 Закономерности использования метафоры…………………19 стр.

2.2 Семантическая типология эпитетов…………………………25 стр.

Заключение………………………………………………………………32 стр.

Библиографический список……………………………………...........33 стр.

Приложение …………………………………………………………….36 стр.


Введение


Язык классика русской литературы всегда актуален для носителей языка как образец функционирования языковой системы. Образные средства в поэтических текстах Ф.И.Тютчева представляют собой также культурно-эстетический материал.

Истинное величие Тютчева обнаруживается в его лирике. Лирика эта – дневник повседневных дум, стройно-отточенный и совершенный не в литературной обработке, а по самой своей природе. Гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог — таким предстает он в стихах, темы которых вечны: смысл бытия человеческого, жизнь природы, связь человека с этой жизнью, любовь. При этом поэт с величайшей точностью использовал образные средства в своих произведениях, его эпитеты и метафоры отличаются исключительной остротой.

Актуальность исследования определяется необходимостью применения теории эпитета и метафоры к материалу поэтических текстов Ф.И.Тютчева, что позволяет рассматривать указанные образные средства не как отдельные стилистические приемы, характеризующие автора, а как одно из звеньев в цепи развития русского литературного языка.

Достаточно большое количество филологов, критиков-литераторов обращалось к поэзии Ф.И.Тютчева с тем, чтобы проанализировать его творчество, его художественный стиль. При написании данной курсовой работы были использованы материалы таких исследователей, как: В.В.Кожинов, Н.Д.Арутюнова, А.А.Потебня, А.Белый, В.С.Соловьёв, А.А.Фет, Д.Д.Благой, В.Н.Касаткина, А.Н, Веселовский, М.А.Рыбникова и других.

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы выявить функционально-эстетические особенности смыслового наполнения образных средств в поэтических текстах Ф.И.Тютчева, а также рассмотреть метафору и эпитет системно в текстах конкретного автора.

Курсовая работа ставит следующие задачи:

  1. Рассмотреть структурно-семантические особенности использования образных средств (эпитетов, метафор) в поэтических текстах.

  2. Исследовать функционально-семантическую нагрузку образных средств (эпитетов, метафор) в стихотворных текстах Ф.И.Тютчева.

Объектом исследования в курсовой работе являются метафоры и эпитеты в стихотворных текстах Ф.И.Тютчева, в объёме 182 примеров (122 примеров эпитетов и 60 примеров метафор) в десяти стихотворных текстах: « О чем ты воешь, ветр ночной?..», « День и ночь», «Как ни дышит полдень знойный…», «Последняя любовь», «О, как убийственно мы любим…», «В часы, когда бывает…», «Опять стою я над Невой», «К.Б.», «От жизни той, что бушевала здесь…», «В небе тают облака».

Для достижения поставленной цели в работе использованы такие методы научного познания, как: анализ, классификация, приём выборки, метод семантического дифференциала.

Новизна работы заключается в том, чтобы в использовании одновременно функционального аспекта исследования с рассмотрением эстетической информации, присутствующей в образных средствах (в рамках текстов конкретного автора), дополнить уже имеющийся материал образных средств анализом примеров, системно представленных в текстах Ф.И.Тютчева.

Материалы данной курсовой работы могут быть использованы как для написания последующей дипломной работы, так и в преподавании курса литературы в средней школе, для разработки специальных курсов поэтического мастерства, в журналистике, в составлении словарей метафор и эпитетов русского языка.


1 Особенности использования образных средств (метафор, эпитетов) в поэтических текстах

^ 1.1 Понятие метафоры, ее структурно-семантические характеристики

В различных языковых стилях, особенно в стилях художественной литературы, широко используются языковые средства, усиливающие действенность высказывания. Это усиление происходит благодаря тому, что к чисто логическому его содержанию добавляются различные экспрессивно-эмоциональные оттенки. Художественная речь отличается от всех прочих форм речи, прежде всего тем, что она выполняет эстетическую функцию. Реализация этой функции означает представление окружающей действительности в образной, конкретно-чувственной форме. Слова, типичные для художественной литературы, особенно для поэзии, не просто информативны, а описательны. Это означает, что они обладают способностью давать определенному предмету характеристику, дополнительную к тем его признакам, которые закреплены за данной словарной единицей и зафиксированы в словарях.

Общеизвестно, что слово может менять свое значение и семантический сдвиг происходит тогда, когда слово попадает в необычный для него контекст.

Приемы изменения основного значения слова именуются тропами. В тропах разрушается основное значение слова: обыкновенно за счет этого разрушения прямого значения в восприятии выступают вторичные его признаки. Тропы имеют свойство пробуждать эмоциональное отношение к теме, внушать те или иные чувства, имеют чувственно-оценочный смысл.

К средствам словесной образности относят, прежде всего, тропы (метафору, метонимию, эпитет, образное сравнение, олицетворение и др.), а также синтаксико-поэтические фигуры (анафору, эпифору и др.).

Тропы – явления лексико-семантические, это разные случаи употребления слова в переносном значении, однако, как известно, не всякое переносное значение для современного языкового сознания является образным.

Метафора считается многими самым главным тропом и настолько характерна для поэтического языка, что само слово это иногда употребляется как синоним образности речи, как указание на то, что слова действуют здесь не в прямом, а в переносном значении. Метафорический язык часто означает «иносказательный» или «образный» язык (в переводе с древнегреческого метафора и означает «перенос»).

Под метафорой понимают слово или оборот речи, употреблённые в переносном значении для определения предмета или явления на основе какой-либо аналогии, сходства. Однако при этом обычно различают метафоры общеязыкового характера, метафоры, сохраняющие «свежесть», и метафоры собственно поэтические, которые отличаются индивидуальным характером.

Общеязыковые окаменелые метафоры со стёршейся образностью (рукав реки, подножие горы и т.п.) к средствам словесной образности не относятся. Стилистическим средством этого рода являются метафоры широкого употребления, так сказать, с заранее готовой образностью, но не утратившие свежести (их образность ясно ощущается говорящими): золотая осень, горячая пора, дуб (о человеке), теплота встреч. К ним относятся и так называемые народнопоэтические постоянные метафоры и метафорические эпитеты: лебёдушка, голубушка (о женщине), соколик (о мужчине), гроза (нечто устрашающее). Однако когда речь идет о собственно образных средствах, прежде всего, имеются в виду случаи новой, оригинальной метафоризации, создающей яркие индивидуализированные образы, или случаи обновления, «освежения» различными способами общеязыковых метафор [15.C.218].

Именно свежесть, новизна метафоры является одним из главных её признаков как образного средства, характерного, прежде всего, для поэтической речи. Для создания неповторимой метафоры необходимо образное восприятие мира и особый талант.

Исторически метафора возникает в эпоху распада мифологического сознания, в древнейшем мифологическом сознании с его нерасчлененностью познаваемого мира и познающего мир человека метафора существовать не могла. Возникновение метафоры становится началом процесса абстрагирования конкретных представлений, рождения художественного образа. Средневековое искусство и книжность, основанные на монотеистическом сознании, когда человеческая жизнь осмысляется как «предстояние» Богу и всё в мире исполняется тайного, символичного смысла, создает сложную, но единую и цельную символическую систему, которая насквозь метафорична [19.C.163].

Будучи многоаспектным явлением, метафора составляет предмет изучения ряда отраслей знания и разделов лингвистики. Как определенный вид тропов метафора изучается в поэтике (стилистике, риторике, эстетике), как источник новых значений слов – в лексикологии, как особый вид речевого употребления – в прагматике, как способ мышления и познания действительности – в логике, философии и т.д. Наиболее полно метафора изучена в лексикологии. Оба основных типа полнозначных слов – имена предметов и обозначения признаков – способны к метафоризации значения. Чем более многопризнаковым, информативно богатым и нерасчлененным является значение слова, тем легче оно метафоризируется.

Существует несколько классификаций метафор выделенными современными исследователями. Арутюнова, показывая функциональные типы языковой метафоры, вычленяет:

  • номинативную метафору,

  • образную метафору,

  • когнитивную (признаковую) метафору,

  • генерализирующую (как конечный результат когнитивной метафоры) метафору.

Номинативная метафора может быть источником новых значений слов, которые наряду с характеризующей способны выполнять номинативную (классифицирующую) функцию, закрепляясь за индивидом в качестве его наименования (медведь - в качестве прозвища). Либо метафора может стать языковой номинацией некоторого класса объектов: роза ветров. Образная метафора связана с переходом идентифицирующего значения в предикатное. Когнитивная метафора является результатом сдвига в сочетании предикатных слов (т.е. переноса значения выражений). Когнитивные метафоры делятся далее на второстепенные (побочные) и базисные (ключевые). Первые определяют представление о конкретном объекте: совесть = когтистый зверь. Вторые определяют способ мышления о мире. В качестве примера можно привести известную всем фразу: Весь мир - театр, и люди в нем актеры. Генерализирующая метафора стирает в лексическом значении слова границы между логическими порядками [1.C.141].

В типологии В.Г.Гака существует:

  • Полный метафорический перенос – двусторонняя метафора (голова-котелок), односторонняя семасиологическая метафора (ножка стула), односторонняя ономасиологическая метафора (волынить),

  • Частичный метафорический перенос (зубец вилки) [6.C.11-26.].

В типологии Ю.И. Левина рубрики вычленяются по способу реализации компаративного элемента:

  • Метафоры сравнения (колоннада рощи),

  • Метафоры-загадки (клавиши-булыжники),

  • Метафоры, приписывающие объекту свойства другого объекта (ядовитый взгляд, жизнь сгорела) [14.C.14].

Также лингвисты выделяют такие виды метафоры, как:

  • Метафора гиперболическая (гипербола метафорическая). Метафора, основанная на гиперболическом преувеличении качества или признака (Он - Геркулес по силе; глаза глубокие, как море).

  • Метафора лексическая (метафора стёртая, метафора окаменевшая). Слово (выражение) или значение слова, которое первоначально возникло путём метафоричного переноса (вечное перо, лист бумаги).

  • Метафора ломаная (метафора противоречивая). Метафора, приводящая к объединению логически несовместимых понятий.

  • Метафора последовательная (метафора устойчивая). Ряд внутренне связанных и взаимно друг друга дополняющих метафор (^ Подобно рысаку, закусившему удила, несется он по ипподрому поэзии и занимает первое место среди своих собратьев, обогнав лучшего из них не менее чем на два корпуса).

  • Метафора поэтическая. Метафора, входящая в число экспрессивных средств поэтического произведения и выступающая как сложная разноплановая семантическая структура (своими горькими слезами над ними плакала весна) [2.C.231-232].

Классическая метафора - это вторжение воображения в зону интеллекта, индивидуальности в страну классов. Чем дальше отстоят друг от друга противопоставляемые разряды объектов, тем ярче становится метафора. Для метафоры, таким образом, характерно установление далеких связей. И эти связи случайны в том смысле, что они обусловлены индивидуальным опытом и субъективным сознанием автора.

Если присутствие метафор в практической речи наталкивается на существенные ограничения, налагаемые коммуникационными целями, а проникновение метафоры в научный текст может вызвать обоснованные протесты, то употребление метафоры в художественном произведении всегда ощущалось как естественное и законное. Метафора органически связана с поэтическим видением мира.

Возможность развития в слове переносных значений соз­дает мощный противовес образованию бесконечного числа новых слов. Как верно подметил Парандовский, «метафора выручает словотворчество: без мета­форы словотворчество было бы обречено на непрерывное про­изводство все новых и новых слов и отяготило бы челове­ческую память неимоверным грузом» [19.C.29-64].


^ 1.2 Понятие эпитета, его свойства и функции


Об эпитете было сказано и написано немало. Первые упоминания о нем можно найти еще у античных теоретиков - Аристотеля, Квинтилиана. Несмотря на его кажущуюся простоту в ряду других стилистических приемов, интерес к нему не ослабевает. При этом лингвистическая природа эпитета изучается, как правило, в свете господствующей научной парадигмы того или иного времени.
В отечественной лингвистике основоположником теории эпитета по праву считается А. Н. Веселовский, впервые применивший диахронический подход к исследованию эпитета. Ученый полагает, что за привычными для нас эпитетами лежит далекая историко-психологическая перспектива, целая история вкуса и стиля в его эволюции от идей полезного и желаемого до выделения понятия прекрасного [5.C.59].

Немалый вклад в теорию эпитета внес В. М. Жирмунский, разграничивший употребление термина «эпитет» в узком и широком смысле. В широком смысле эпитет понимается как определение, как один из приемов поэтического стиля. Однако первоначально эпитет понимался более узко, только как поэтическое определение, не вносящее нового признака в определяемое понятие.

Другие исследователи сосредоточивают свое внимание на отдельном, частном аспекте изучения эпитета, или исследовании определенного вида эпитетов. Так, например, особенностям употребления сложных эпитетов посвящены работы Богоришвили (1989), Краснянского (1991), метафорическому эпитету - Кинщака (1987), Ереминой (1967), цветному эпитету - Волисон (1969), терминологическому эпитету - Соловьевой (1981). Другие ученые обращают внимание на характеристическую функцию эпитета, то есть его роль в создании образа в художественном тексте (Вольф 1972, Макушева 1987), на особенности функционирования эпитета в текстах разных жанров - народной песне (Ролл 1990), народной балладе (Комарова 1962), нехудожественных жанрах (Тырыгина 2000), газетной публицистике (Снегирев 1969), на эпитетах в произведениях отдельных авторов (Бобылева 1969, Куценко 1987, Петрова 1982, Серман 1962, Шталь 1981). Изучению эпитета в аспекте истории языка посвящены работы Евгеньевой (1948), Кателиной (1983), Лободанова (19846), Панасенко (1984).
Термин «эпитет» (греч. epitheton – «наложенный, приложенный») впервые упоминается в трудах античных мыслителей, в частности, Аристотеля и Квинтилиана. Аристотель советует образовывать эпитеты, так же как и метафоры, от слов прекрасных по звучанию, или значению, или для зрительного или другого восприятия. Можно образовывать эпитеты от худшего или постыдного, например, эпитет «матереубийца», но можно и от лучшего, например, «мститель за отца».

Квинтилиан различает употребление эпитета ораторами и поэтами, отмечая при этом, что поэты используют эпитет значительно чаще и довольствуются тем, чтобы эпитет подходил к определяемому слову. В речи ораторов отбор эпитетов более жесткий: эпитет не должен быть излишним, более того, желательно, чтобы он имел переносное значение: «необузданная страсть, безумные замыслы». Путем прибавления этих новых качеств эпитет становится тропом.

Несмотря на столь давнюю историю этого поэтического приема, общепринятого взгляда на эпитет у теоретиков нет. Четкого определения понятия «эпитет» не существует, хотя в современных лингвистических и поэтических словарях подчеркивается, что эпитет обязательно должен носить образный, экспрессивный, тропический (метафорический) характер, давать лицу, явлению или предмету дополнительную художественную характеристику в виде скрытого сравнения, которое легко угадывается [5.C.65].

Эта точка зрения противоречит традиционному пониманию эпитета как поэтического определения, не вносящего нового признака в определяемое понятие, а лишь подновляющего его нарицательное значение, либо усиливающее какое-то характерное качество лица или предмета.
Наблюдающееся расхождение во взглядах исследователей на природу эпитета отражается в существующих классификациях эпитета. Так, например, О. С. Ахманова выделяет следующие виды эпитетов:

  • Эпитет объяснительный. Эпитет усиливающий, подчеркивающий какой-либо один признак предмета (ножки резвые, столы белодубовые).

  • Эпитет перенесенный (эналлога). Фигура речи, состоящая в переносе эпитета на управляющее слово (голубей крепкокрылая стая вместо голубей крепкокрылых стая).

  • Эпитет порицательный. Слово или словосочетание, выступающее в функции обращения и выражающее отрицательное отношение говорящего к собеседнику (Ты лжец, мерзавец!)

  • Эпитет постоянный. Эпитет, сочетание которого с определяемым словом носит характер литературного клише (белый лебедь, синее море, чистое поле).

  • Эпитет тавтологический. Эпитет, возвращающий слову утраченную им экспрессивную образность (крутой берег, грязи топучие) [2.C.527].

В данной классификации не соблюдается принцип деления объема понятия. Выделение видов эпитета происходит по разным критериям: стилистической функции, характеру связи с определяемым именем, типу синтаксической связи и т.д.

Стилистический подход к изучению эпитетов дает возможность выделить в их составе три группы:

  1. Усилительные эпитеты, которые указывают на признак, содержащийся в определяемом слове (зеркальная гладь, холодное равнодушие, аспидная темень); к. усилительным эпитетам относятся и тавтологические (горе горькое).

  2. Уточнительные эпитеты, называющие отличительные признаки предмета (величину, форму, цвет и т.д.) (^ Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины). Выразительная сила таких эпитетов нередко подкрепляется другими тропами, особенно сравнениями [Дивной вязью он (народ) плел невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга, - вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого]. Между усилительными и уточнительными эпитетами не всегда удается провести четкую границу.

  3. Контрастные эпитеты, образующие с определяемыми существительными сочетания противоположных по смыслу слов - оксюмороны (живой труп (Л.Толстой); радостная печаль (Короленко); ненавидящая любовь (Шолохов)) [23.C.458-460].

Сохраняет свою значимость и разграничение простых, сложных и составных эпитетов, берущее свое начало еще в античной филологии и затрагивающее преимущественно морфемный состав определения: если простые эпитеты состоят из одного простого прилагательного (серый волк), а сложные - из прилагательного сложного (розоперстая Эос, тяжелозвонкое скаканье), то составные выражаются целым словосочетанием (Владимир Красно солнышко).

Возможны и другие группировки эпитетов. Это свидетельствует о том, что понятие «эпитет» объединяет весьма разнообразные лексические средства образности.

Осуществляться эпитет может в разных грамматических формах. Большинство эпитетов характеризуют предметы, но есть и такие, которые образно описывают действия. При этом, если действие обозначено отглагольным существительным, эпитет выражен прилагательным (тяжелое передвижение туч, усыпительный шум дождя), если же действие названо глаголом, то эпитетом может быть наречие, которое выступает в роли обстоятельства (Листья были напряженно вытянуты по ветру. Туго ухала земля. - Паустовский). В качестве эпитетов могут употребляться также существительные, играющие роль приложений, сказуемых, дающие образную характеристику предмета (Поэт - эхо мира, а не только - няня своей души. - М. Горький). Прилагательные-эпитеты при субстантивации могут играть роль подлежащего, дополнения, обращения (Милая, добрая, старая, нежная! С думами грустными ты не дружись. - Есенин).

Для того чтобы лучше понять сущность эпитета, следует выяснить, что именно понимали под эпитетом те, кто ввел этот термин в употребление, то есть обратиться к работам античных ораторов и мыслителей. Отметим, что наиболее полный анализ данного вопроса представлен в работах А.П. Лободанова (1984г.). По его мнению, изобретение, создание или выбор эпитета подчинены у древних авторов античному учению о характере: эпитет понимался как характер какого-либо имени, как характерный признак, обнаруживаемый творческой интуицией автора в природе имени и назначенный к выявлению или усилению признака имени, к которому грамматически относится, в целях художественной характеризации предмета речи).

Основываясь на суждениях об эпитете античных теоретиков и работах А. П. Лободанова, можно выделить следующие виды эпитетов, характерных для античности:
1) epitheton necessarium, или плеонастический эпитет. Примерами этого вида эпитета у Квинтилиана являются «белые зубы», «влажные вина»;
2) близким плеонастическому эпитету является прием антономасии, которая тоже представляет собой разновидность эпитета. Антономасия заключается в именовании лица по присущему ему общеизвестному и общепринятому признаку, свойству. Примером антономасии может служить употребление вместо имени Сципион – «тот, кто разрушил Нумантию и Карфаген»;
3) epitheton ornans, или украшающий эпитет. Основная особенность этого вида эпитета заключается в том, что он содержит переносное (метафорическое) значение, добавляет к определяемому имени новые качества, служит для создания характерного представления о предмете речи. Квинтилиан приводит примеры данного вида эпитета из Вергилия: «безобразная бедность», «печальная старость» [16.C.215 – 226].

Существование различных видов эпитета уже в античности наводит на мысль о том, что они являются отражением различных этапов в развитии эпитета. В этой связи целесообразно обратить внимание на существующие теории появления и развития эпитета.

Одна из теорий возникновения эпитета была предложена А. А. Зеленецким. Он делит все слова на «прозаические», то есть те, звуковая форма которых служит только знаком, символом известного понятия или представления, и не вызывает в нас никакого образа, и «поэтические», то есть те, произнесение которых вызывает в нас образ, конкретное представление, отличное от того, которое составляет лексическое значение слова. Примером прозаических слов являются обыденные слова, например, море. Поэтические слова - это слова «с внутренней формой», например, светляк, подснежник, перекати-поле и др. Основываясь на открытиях в области сравнительного языкознания, А. А. Зеленецкий утверждает, что все прозаические слова в отдаленную от нас эпоху были поэтическими, но впоследствии образы, заключенные в них, были забыты, то есть все названия предметов носили когда-то характер эпитетов. Ученый отличает эти эпитеты, которые он называет «зародышами наших существительных», от эпитетов современной речи. Но эти эпитеты не просто лишь выдвигали в сознании наших предков какой-нибудь один признак, без всякого отношения его к какому-нибудь определенному предмету, как эпитеты современной речи, а, наоборот, ассоциируясь с целым рядом других признаков того или другого предмета, вызывали в сознании общее и полное его представление. С течением времени отчасти вследствие сознания несущественности того или другого признака, обозначаемого эпитетом, а главным образом вследствие постоянной необходимости только простого указания на предмет, без всякого упоминания о том или другом его признаке, слова-эпитеты стали утрачивать свой первоначальный характер, свою образность и постепенно сделались простыми звуковыми символами предмета, то есть превратились из поэтических в прозаические. Однако, вследствие постоянной необходимости для говорящего не только вызывать в сознании слушающего представление о предмете, но и придавать ему определенный характер, содержание, приходится вновь прибегать к помощи эпитетов, которые теперь уже не имеют самостоятельного значения, а обозначают только признаки и не вызывают сами по себе никакого представления о предмете [9].

Среди отечественных исследователей одним из первых, кто попытался внести ясность в понимание термина «эпитет» и отделить его от прочих видов определений, является В. М. Жирмунский. Он разграничивает более узкое и более широкое значение термина «эпитет». Первоначально слово «эпитет» употреблялось только в смысле поэтического определения, не вносящего нового признака в определяемое понятие. Примерами могут послужить такие сочетания, как белый снег, синее море, ясная лазурь. Эпитет в широком смысле - определение, один из приемов поэтического стиля. Он вносит новый признак, не заключающийся в определяемом понятии, сужает его значение или обогащает определяемый предмет (например, теплый свет, золотисто-темная аллея у Тургенева). Различие между двумя этими видами может быть установлено более четко на конкретных примерах. В сочетаниях бурый снег, розоватое море, зеленое море, также принадлежащих к разряду поэтических определений, вводится новый признак, обогащающий определяемый предмет. Еще одно различие состоит в том, что в случае эпитета в узком смысле мы имеем дело с определением укоренившимся, канонизированным литературной традицией, в случае эпитета в широком смысле - с сочетанием новым, индивидуальным. С этим связано и другое, более глубокое различие: в первой группе определение обозначает типический и как бы постоянный признак определяемого понятия, во второй - признак окказиональный, улавливаемый из частных аспектов явления. В. М. Жирмунский предлагает считать эпитетом только эпитет в узком смысле, а в остальных случаях, по мнению ученого, речь идет не об эпитетах, а о поэтических определениях [7.C.359].

Всякий эпитет отражает неповторимость восприятия мира автором, потому обязательно выражает какую-либо оценку и имеет субъективное значение: деревянная полка - не эпитет, так здесь нет художественного определения, деревянное лицо - эпитет, выражающий впечатление говорящего о выражении лица собеседника, то есть создающий образ.

В отличие от обычного логического определения, которое выделяет данный предмет из многих (тихий звон), эпитет либо выделяет в предмете одно из его свойств (гордый конь), либо – как метафорический эпитет – переносит на него свойства другого предмета (живой след).

Профессиональная литература приходит к индивидуализированным уникальным эпитетам. В системе эпитетов отражается стиль писателя, эпохи, данного литературного направления (напр., «сладкогласый певец», «хладный прах» характерны для сентиментализма, «желтая заря», «снежное вино» принадлежат поэтической системе А.А.Блока). При этом свойство «поэтичности» приобретают даже самые тривиальные определения, оказывающиеся в контексте поэтического и, шире, художественного текста: таким образом автор может достигать определенного эмоционального эффекта, а значит, реализовывать основную задачу художественного текста [15.C.512 – 513].

В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:

  • образно охарактеризовать предмет: сияющие глаза, глаза-бриллианты;

  • создать атмосферу, настроение: хмурое утро;

  • передать отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету: «Куда поскачет наш проказник?» (А.Пушкин);

  • в стихотворном фольклоре эпитет, составляющий вместе с определяемым словом устойчивое словосочетание, несущее одно ударение, выполнял, помимо содержательной, мнемоническую функцию (гр. Mnemónicon – искусство запоминания). Постоянные эпитеты облегчали певцу, сказителю исполнение произведения.

Сопутствуя определяемому слову, эпитет характеризует, оценивает, индивидуализирует предмет или явление, переносит на него свое значение, участвуя в создании художественного образа [5.C.65].

Подводя итог рассмотрению понятия «эпитет» и соответствующего круга явлений в отечественной филологической науке, можно сказать, что понимание эпитета постоянно оказывается напрямую связано с тем взглядом на художественный текст вообще, который был принят в культуре соответствующей эпохи.


2 Функционально-семантическая нагрузка образных средств (метафор, эпитетов) в стихотворных текстах Ф.И.Тютчева.

  1   2   3




Похожие:

Кафедра общего и славяно-русского языкознания курсовая работа образные средства (метафоры и эпитеты) в поэзии ф. И. Тютчева iconКак написать автобиографию? По сути, слово «автобиография»
Не употребляют при написании автобиографии художественные средства речи: эпитеты, сравнения, метафоры и так далее; недопустимо давать...
Кафедра общего и славяно-русского языкознания курсовая работа образные средства (метафоры и эпитеты) в поэзии ф. И. Тютчева iconФ. И. Тютчев поэт-философ и певец родной природы. … для Тютчева жить значит мыслить. И. С. Аксаков Цели урок
Цели урока: определить место Тютчева в истории русской поэзии, показать своеобразие его лирики
Кафедра общего и славяно-русского языкознания курсовая работа образные средства (метафоры и эпитеты) в поэзии ф. И. Тютчева iconКурсовая работа средства выражения модальности в английском языке
Глагол must
Кафедра общего и славяно-русского языкознания курсовая работа образные средства (метафоры и эпитеты) в поэзии ф. И. Тютчева iconАнализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной »
Невозможно представить себе жизнь человека, в которой нет места восхищению красотой окружающего мира. Восхищение красотой природы...
Кафедра общего и славяно-русского языкознания курсовая работа образные средства (метафоры и эпитеты) в поэзии ф. И. Тютчева iconКурсовая работа Лексические средства выражения концепта «природа» в произведениях И. С. Тургенева студентка 2 курса группы б филогического факультета Казарочкина Ю.
Введение с. 3-5
Кафедра общего и славяно-русского языкознания курсовая работа образные средства (метафоры и эпитеты) в поэзии ф. И. Тютчева iconКурсовая работа на тему: Профильное обучение в современной школе
Взаимосвязь профильного обучения со стандартом общего образования и единым государственным экзаменом
Кафедра общего и славяно-русского языкознания курсовая работа образные средства (метафоры и эпитеты) в поэзии ф. И. Тютчева icon«Владимирский государственный университет Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ) Кафедра журналистики Курсовая работа на тему: «Интернет-графомания на примере рассказов Сергея Аванесяна»
В данной курсовой работе мы рассмотрим интернет-графоманию на примере прозаических работ малоизвестного русскоязычного писателя из...
Кафедра общего и славяно-русского языкознания курсовая работа образные средства (метафоры и эпитеты) в поэзии ф. И. Тютчева iconИстория лингвистических учений как важнейшая составляющая общего языкознания
С иной стороны, история языкознания – это олицетворённая и драматизированная теория языка, где каждое научное понятие и теоретическое...
Кафедра общего и славяно-русского языкознания курсовая работа образные средства (метафоры и эпитеты) в поэзии ф. И. Тютчева iconКафедра русского языка и литературы

Кафедра общего и славяно-русского языкознания курсовая работа образные средства (метафоры и эпитеты) в поэзии ф. И. Тютчева iconДокументи
1. /Лексические средства (курсовая по стилистике).doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы