Психолингвистика icon

Психолингвистика

НазваниеПсихолингвистика
Дата конвертации25.12.2012
Размер14.8 Kb.
ТипДокументы
1. /R 2/001.doc
2. /R 2/002.doc
3. /R 2/003.doc
4. /R 2/004.doc
5. /R 2/005-006.doc
6. /R 2/007.doc
7. /R 2/009.doc
8. /R 2/010.doc
9. /R 2/011.doc
10. /R 2/012.doc
11. /R 2/013.doc
12. /R 2/014.doc
13. /R 2/015.doc
14. /R 2/016.doc
15. /R 2/017.doc
16. /R 2/019.doc
17. /R 2/020.doc
18. /R 2/022.doc
19. /R 2/023.doc
20. /R 2/024.doc
21. /R 2/025.doc
22. /R 2/027.doc
23. /R 2/028.doc
24. /R 2/029.doc
25. /R 2/030.doc
26. /R 2/032.doc
27. /R 2/033.doc
28. /R 2/035.doc
29. /R 2/036-037.doc
30. /R 2/039.doc
31. /R 2/041.doc
32. /R 2/042.doc
33. /R 2/043.doc
34. /R 2/044.doc
35. /R 2/046.doc
36. /R 2/047.doc
37. /R 2/048.doc
38. /R 2/~$05-006.doc
39. /R 2/список.doc
Психолингвистика
Психолингвистика
Принято считать, что психолингвистика возникла около 40 лет назад в США
Психолингвистика тесно связана с другими науками и областями психологического знания: когнитивной психологией, нейропсихологией, клинической психологией, социолингвистикой и др
С позиций европейской (в том числе отечественной) гуманитарной традиции можно охарактеризовать сферу интересов психолингвистики, описав сначала подход, который заведомо чужд изучению психики
Совершенно очевидно, что хотя при процессах говорения мы часто просто повторяем нами ранее говорившееся (или слышанное) в аналогичных условиях, однако нельзя этого утверждать про все нами говоримое
Я предупреждаю тебя
Коммуникацией
Дискурс-анализ
Программы изучения развития речи ребенка
Теория речевой деятельности. Разрабатываемое в психолингвистике и психологии на основе теории деятельности направление в обучении иностранному языку
Речь внутренняя различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа Р. в
Представления о промежуточных звеньях между языком и сознанием углубляются многими исследователями и разными науками, в частности психолингвистикой и когнитивной лингвистикой в последние десятилетия ХХ ст
Одним из начальных этапов в порождении речевого высказывания является этап формирования замысла (программы, плана) высказывания, который предшествует этану реализации
Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания
Нейролингвистика
Любые моторные или сенсорные нарушения речи, обусловленные очаговыми поражениями головного мозга (например, в результате тромбоза мозговых сосудов или кровоизлияния в мозг)
В процессе своей деятельности человек открывает объективные законы
В лингвистике текста термин "текст" употребляется для обозначения двух
Мимические выражения
2. Язык и мышление. Соотношение категории языка и категории мышления
"Языковая личность" понятие, определяющее совокупность способностей и характеристик человека, создающего и воспринимающего речевые произведения
Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением всех психических процессов и функций человека
Изучение данных детской речи имеет уже довольно длительную историю. Первоначально на них обратили внимание психологи в связи с изучением путей развития когнитивных способностей ребенка
Филогенетический аспект
"Языковая личность" понятие, определяющее совокупность способностей и характеристик человека, создающего и воспринимающего речевые произведения
Психолингвистика возникла с самого начала как область наполовину прикладная из практических потребностей. И одна из наиболее острых областей приложения ее оказалось преподавание иностранных языков и родного языка
Специфика психолингвистики, понимаемой как совокупность научных программ, в большой мере определяется систематическим использованием в ней экспериментальных методов
Традиционным методом психолингвистических исследований является ассоциативный эксперимент «самый объективный исследовательский метод» (по мнению А. А. Леонтьева)
Прежде всего нужно рассмотреть отношения между психоакустическим и лингвистическим аспектами в проблеме восприятия речевых сигналов и разграничить эти понятия
Психолингвистические исследования грамматики рассматривают и структуру непосредственно составляющих, и трансформационные операции
ЭтнолингвистикаОтносясь к духовной культуре, язык не может ее не отражать и тем самым не может не влиять на понимание мира носителями языка. Согласно гипотезе лингвистической относительности Л. Уорфа и Э
25. языковая и концептуальная картина мира
Проблема и метод исследования
Разные модели порождения речи предлагались представителям разных наук лингвистами, психолингвистами и специалистами по искусственному интеллекту
Грамматика непосредственно составляющих
Синтаксические и семантические правила
Л. В. Щерба о 4 аспектах яз явлений

ПСИХОЛИНГВИСТИКА, область лингвистики, изучающая язык прежде всего как феномен психики. С точки зрения психолингвистики, язык существует в той мере, в какой существует внутренний мир говорящего и слушающего, пишущего и читающего. Поэтому психолингвистика не занимается изучением «мертвых» языков – таких, как старославянский или греческий, где нам доступны лишь тексты, но не психические миры их создателей. Психолингвистику не следует рассматривать как отчасти лингвистику и отчасти – психологию. Это комплексная наука, которая относится к дисциплинам лингвистическим, поскольку изучает язык, и к дисциплинам психологическим, поскольку изучает его в определенном аспекте – как психический феномен. А поскольку язык – это знаковая система, обслуживающая социум, то психолингвистика входит и в круг дисциплин, изучающих социальные коммуникации, в том числе оформление и передачу знаний. Человек рождается, наделенный возможностью полного овладения языком. Однако этой возможности еще предстоит реализоваться. Чтобы понять, как именно это происходит, психолингвистика изучает развитие речи ребенка. Психолингвистика исследует также причины, по которым процесс развития речи и ее функционирование отклоняются от нормы. Следуя принципу «что скрыто в норме, то явно в патологии», психолингвистика изучает речевые дефекты детей и взрослых. Это дефекты, возникшие на ранних этапах жизни – в процессе овладения речью, а также дефекты, явившиеся следствием позднейших аномалий – таких, как мозговые травмы, потеря слуха, психические заболевания. Вот вопросы, которые традиционно занимают умы психолингвистов:

1. Симметрично ли устроен процесс распознавания звучащей речи и процесс ее порождения?

2. Чем отличаются механизмы овладения родным языком от механизмов овладения языком иностранным?

3. Какие механизмы обеспечивают процесс чтения?

4. Почему при определенных поражениях мозга возникают те или иные дефекты речи?

5. Какую информацию о личности говорящего можно получить, изучая определенные аспекты его речевого поведения?




Похожие:

Психолингвистика iconДокументи
1. /_Глухов В.П., Психолингвистика. Теория речевой деятельности.doc
Психолингвистика iconДенис Александрович Шевчук нлп. Психолингвистика. Техники убеждения
Новейшая психология личного мастерства, нлп (нейро лингвистическое программирование), также представлено в этой книге
Психолингвистика icon1 Введение 1 2 Причины возникновения психолингвистики 3-4
Психолингвистика – это наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесении с системой...
Психолингвистика iconПсихолингвистика. Теория речевой деятельности
Учебное пособие адресовано студентам дефектологических и психологических факультетов, практикующим логопедам, дефектологам, психологам,...
Психолингвистика iconЯзыкознание как наука
Историч. Фонетика, грамматика, психология изучают историч. Развитие языка, формирование его уровней. Социолингвистика, лингвогеография,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы