Психолингвистика icon

Психолингвистика

НазваниеПсихолингвистика
Дата конвертации25.12.2012
Размер37.25 Kb.
ТипДокументы
1. /R 2/001.doc
2. /R 2/002.doc
3. /R 2/003.doc
4. /R 2/004.doc
5. /R 2/005-006.doc
6. /R 2/007.doc
7. /R 2/009.doc
8. /R 2/010.doc
9. /R 2/011.doc
10. /R 2/012.doc
11. /R 2/013.doc
12. /R 2/014.doc
13. /R 2/015.doc
14. /R 2/016.doc
15. /R 2/017.doc
16. /R 2/019.doc
17. /R 2/020.doc
18. /R 2/022.doc
19. /R 2/023.doc
20. /R 2/024.doc
21. /R 2/025.doc
22. /R 2/027.doc
23. /R 2/028.doc
24. /R 2/029.doc
25. /R 2/030.doc
26. /R 2/032.doc
27. /R 2/033.doc
28. /R 2/035.doc
29. /R 2/036-037.doc
30. /R 2/039.doc
31. /R 2/041.doc
32. /R 2/042.doc
33. /R 2/043.doc
34. /R 2/044.doc
35. /R 2/046.doc
36. /R 2/047.doc
37. /R 2/048.doc
38. /R 2/~$05-006.doc
39. /R 2/список.doc
Психолингвистика
Психолингвистика
Принято считать, что психолингвистика возникла около 40 лет назад в США
Психолингвистика тесно связана с другими науками и областями психологического знания: когнитивной психологией, нейропсихологией, клинической психологией, социолингвистикой и др
С позиций европейской (в том числе отечественной) гуманитарной традиции можно охарактеризовать сферу интересов психолингвистики, описав сначала подход, который заведомо чужд изучению психики
Совершенно очевидно, что хотя при процессах говорения мы часто просто повторяем нами ранее говорившееся (или слышанное) в аналогичных условиях, однако нельзя этого утверждать про все нами говоримое
Я предупреждаю тебя
Коммуникацией
Дискурс-анализ
Программы изучения развития речи ребенка
Теория речевой деятельности. Разрабатываемое в психолингвистике и психологии на основе теории деятельности направление в обучении иностранному языку
Речь внутренняя различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа Р. в
Представления о промежуточных звеньях между языком и сознанием углубляются многими исследователями и разными науками, в частности психолингвистикой и когнитивной лингвистикой в последние десятилетия ХХ ст
Одним из начальных этапов в порождении речевого высказывания является этап формирования замысла (программы, плана) высказывания, который предшествует этану реализации
Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания
Нейролингвистика
Любые моторные или сенсорные нарушения речи, обусловленные очаговыми поражениями головного мозга (например, в результате тромбоза мозговых сосудов или кровоизлияния в мозг)
В процессе своей деятельности человек открывает объективные законы
В лингвистике текста термин "текст" употребляется для обозначения двух
Мимические выражения
2. Язык и мышление. Соотношение категории языка и категории мышления
"Языковая личность" понятие, определяющее совокупность способностей и характеристик человека, создающего и воспринимающего речевые произведения
Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением всех психических процессов и функций человека
Изучение данных детской речи имеет уже довольно длительную историю. Первоначально на них обратили внимание психологи в связи с изучением путей развития когнитивных способностей ребенка
Филогенетический аспект
"Языковая личность" понятие, определяющее совокупность способностей и характеристик человека, создающего и воспринимающего речевые произведения
Психолингвистика возникла с самого начала как область наполовину прикладная из практических потребностей. И одна из наиболее острых областей приложения ее оказалось преподавание иностранных языков и родного языка
Специфика психолингвистики, понимаемой как совокупность научных программ, в большой мере определяется систематическим использованием в ней экспериментальных методов
Традиционным методом психолингвистических исследований является ассоциативный эксперимент «самый объективный исследовательский метод» (по мнению А. А. Леонтьева)
Прежде всего нужно рассмотреть отношения между психоакустическим и лингвистическим аспектами в проблеме восприятия речевых сигналов и разграничить эти понятия
Психолингвистические исследования грамматики рассматривают и структуру непосредственно составляющих, и трансформационные операции
ЭтнолингвистикаОтносясь к духовной культуре, язык не может ее не отражать и тем самым не может не влиять на понимание мира носителями языка. Согласно гипотезе лингвистической относительности Л. Уорфа и Э
25. языковая и концептуальная картина мира
Проблема и метод исследования
Разные модели порождения речи предлагались представителям разных наук лингвистами, психолингвистами и специалистами по искусственному интеллекту
Грамматика непосредственно составляющих
Синтаксические и семантические правила
Л. В. Щерба о 4 аспектах яз явлений

Психолингвистика  (psycholinguistics)- самостоятельное  научное направление, возникшее на стыке лингвистики и психологии. Психолингвистика возникала для решения проблем, которые не могут быть решены ни в психологии, ни в лингвистике. Объединение этих двух дисциплин в одну пограничную дисциплину позволяет использовать понятийный аппарат лингвистики для описания языковой формы речевых высказываний и понятийный аппарат психологии для описания и объяснения психических процессов производства и восприятия речи, онтогенеза языка и языковой способности как психофизиологической функции человека, формирующейся прижизненно.

Объектом исследования отечественной  психолингвистики является "совокупность речевых событий или речевых ситуаций" (А.А. Леонтьев. Основы психолингвистики. М., 1997, с.16), а предметом "соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной "образующей" образа мира человека, с другой" (А.А.Леонтьев, с.19).

Сотрудничество психологии и лингвистики при исследовании речи до появления психолингвистики в 50-60-е годы  ХХ века осуществлялось в основном психологами речи, им же принадлежит инициатива, приведшая в США к появлению новой стыковой дисциплины - психолингвистики.

Датой рождения психолингвистики как самостоятельного научного направления считается 1953 год, когда  в США Комитетом по лингвистике и психологии Исследовательского Совета по социальным наукам в Университете Индиана был организован межуниверситетский семинар, работой которого руководили     психологи  - Чарльз Осгуд и Джон Кэролл и литературовед и семиотик Томас Сибеок.  Результатом работы семинара явилась книга  "Psycholinguistics//А Syrvey of Theory and Research Problems/ Ch.E.Osgood&T.A.Sebeok (Ed.). Baltimore, 1954, в которой были изложены основные теоретические положения новой науки и основные направления экспериментальных исследований. Теоретическими основаниями  первой психолингвистической школы послужили математическая теория связи К.Шеннона, американская декриптивная лингвистика и необихевиористская психология. Первый вариант психолингвистики, созданный прежде всего психологами-бихевиористами нес на себе следы прежней психологии речи со всеми ее достоинствами и недостатками: объект анализа - преимущественно изолированное слово; предмет анализа - причинно-следственные связи между словами, в первую очередь в вербальной памяти человека; схема анализа - стимул-реакция с ассоциативной связью между ними; экспериментальная методика - преимущественно ассоциативный эксперимент. Но, несмотря на это, психолингвистику можно считать качественно новым этапом в исследовании речевой деятельности , и предпосылка формирования нового качества связана в первую очередь не с новыми идеями, появившимися в психологии, а с новыми методологическими схемами анализа человеческого общения (коммуникации). Ч.Осгуд прямо связывает появление психолингвистики с использованием методологических схем анализа коммуникации, созданных в теории информации и кибернетике. По мнению Ч.Осгуда, лицо психолингвистики определяют те представления о речевом общении и овладении речью в онтогенезе (естественно, вместе с входящими сюда в качестве части представлениями о продуцировании и восприятии речи), на которые опирается та или иная психолингвистическая школа.

Психолингвистика второго поколения связана с именами психолога Дж. Миллера и лингвиста Н. Хомского. В противоположность осгудовской психолингвистике трансформационная психолингвистика является менталистской, она изучает процессы не только овладения и употребления формальными языковыми структурами, но и формирует представления о воплощении в языковых формах содержательных интенций коммуникантов, для чего вводится понятие поверхностного и глубинного уровня порождения высказывания. В связи с этим признается особый статус речевого поведения, отличающий его от поведения неречевого. Исключительность речевого поведения, в частности, усматривается в том, что для его овладения требуются предварительные, доязыковые знания, некие познавательные структуры, которые служат когнитивным инструментом овладения языком. Процесс овладения языком понимается как процесс овладения абстрактными грамматическими структурами и правилами их образования, при этом предполагается врожденное имплицитное знание этих грамматических структур и, следовательно, овладение языком - это актуализация врожденных грамматических знаний ребенка; его языковое развитие, таким образом, детерминировано изнутри. Н. Хомский предложил правила образования синтаксических структур - так называемую порождающую грамматику, идентифицировав языковую способность взрослого с системой, порождающей предложения.

Психолингвистика Н. Хомского антипсихологична: она сводит психологические процессы к реализации в речи языковых структур.

Психолингвистика третьего поколения сформировалась в конце 1970 г.г. и связана  в США с именами  психологов  Дж. Верча  и Дж.Брунера; во Франции - с именами Жака Мелера, Жоржа Нуазе и  др. Психолингвисты третьего поколения исследуют психолингвистические процессы в широком контексте мышления, общения, памяти.

Психолингвистика как теория речевой деятельности (ТРД) возникла в СССР в середине 60-х г.г. ХХ века на базе деятельностного подхода к психике, развивавшегося с середины 1930-х годов в рамках психологической школы Л.С.Выготского и связанного с именами таких психологов, как А.Н.Леонтьев, А.С.Лурия, С.Л.Рубинштейн, М.Я.Басов и др. Основы теории речевой деятельности были сформулированы  в работах А.А.Леонтьева. Основная черта теории речевой деятельности - это ее психологическая ориентация, в ней речь трактуется как активная и целенаправленная речевая деятельность. Единицей  анализа является элементарное речевое действие и речевая операция. Эта единица должна нести в себе все основные признаки деятельности.




Похожие:

Психолингвистика iconДокументи
1. /_Глухов В.П., Психолингвистика. Теория речевой деятельности.doc
Психолингвистика iconДенис Александрович Шевчук нлп. Психолингвистика. Техники убеждения
Новейшая психология личного мастерства, нлп (нейро лингвистическое программирование), также представлено в этой книге
Психолингвистика icon1 Введение 1 2 Причины возникновения психолингвистики 3-4
Психолингвистика – это наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесении с системой...
Психолингвистика iconПсихолингвистика. Теория речевой деятельности
Учебное пособие адресовано студентам дефектологических и психологических факультетов, практикующим логопедам, дефектологам, психологам,...
Психолингвистика iconЯзыкознание как наука
Историч. Фонетика, грамматика, психология изучают историч. Развитие языка, формирование его уровней. Социолингвистика, лингвогеография,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы