Предмет общей психологии icon

Предмет общей психологии

НазваниеПредмет общей психологии
страница1/3
Дата конвертации25.12.2012
Размер454.19 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3

Билет 1.Предмет общей психологии. Представления о предмете общей психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства и т.д.) как на предмет своего изучения. В других случаях говорится о человеке, о личности как предмете психологии. Но и первый, и второй подходы к предмету психологии явно неудовлетворительны, так как все выше названное изучается не только психологией, но и многими другими науками.В каждом из возникающих направлений подчеркивался какой-либо один из необходимых аспектов исследования. Поэтому можно утверждать, что все школы, направления психологии внесли свой вклад в формирование ее предмета. В настоящее время представляется целесообразным эклектическое объединение. можно считать, что предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью. Основные понятия общей психологии характеризуют психические процессы, состояния и свойства. Психические процессы охватывают: 1) познавательные процессы: ощущения и восприятия, память, воображение и мышление, 2) волевые процессы: мотивы, стремления, желания, принятие решений, 3) эмоциональные процессы: чувства, эмоции. К психическим состояниям относятся проявления психических процессов: познавательных (например, сомнение), волевых (уверенность), эмоциональных (настроения, аффекты). Психические свойства включают: качества ума (способности), устойчивые особенности волевой сферы (опережающий характер), закрепившиеся качества чувств (темперамент). Разделение на указанные группы основных понятий общей психологии условно. Первым и важнейшим объектом психологии является человек. Как и любой другой объект действительности, человек обладает бесконечным набором свойств – признаков, обнаруживающихся через его отношения к бесконечно разнообразной действительности, через способы воздействия действительности на человека. Глобально психология изучает феномен человеческой души. В связи с большим потенциалом и большим объёмом накопленной информации психология делится на отрасли: Общая психология - отрасль, объединяющая в себе фундаментальные психологические знания и решающая задачу по исследованию индивида - конкретного представителя вида homo sapiens - включает в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, её основные понятия и категорийный аппарат. Основными понятиями общей психологии являются психические процессы, состояния и свойства. Возрастная психология. Изучает онтогенез (развитие человека от рождения до смерти) психических процессов и личностных свойств, специфику и условия развития психики человека на разных возрастных этапах. Включает в себя ряд подотраслей. Зоо- и сравнительная психология. Изучает основные этапы эволюционного развития психики животных; проблему интеллекта животных, проводит сравнение психики человека и животных. Педагогическая психология. Изучает взаимосвязь обучения, воспитания и развития психики; психологию развития личности в процессе обучения и воспитания, психологию личности и профессиональной деятельности преподавателя. Включает в себя ряд подотраслей, одна из них - психология безопасности от обучающих программ (в том числе от ЭВМ). Социальная психология. Изучает социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей; проблемы, взаимоотношения личности и коллектива. Сюда входят групповая психология, психология конфликтов и др. Психология труда и инженерная психология. Изучает психологию трудового процесса, психологические основы классификации профессий и закономерности формирования профессиональных кадров, проблемы повышения профессиональной работоспособности, деятельность человека в автоматизированных системах производств, проблемы взаимоотношений в трудовом коллективе. Юридическая психология. Изучает психику и её особенности у преступников и сотрудников правоохранительных органов. Включает в себя ряд вопросов социальной психологии, тесно связана с общей психологией. Клиническая психология. Психология моды. Психология рекламы. Психология спорта. И другие... ^ ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ — теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй. Обнаружить и описать общие принципы, категории, понятия и методы психологической науки, составляющие содержание предмета О. п., можно, лишь абстрагируясь от конкретных исследований, осуществляемых в специальных отраслях психологии. Вместе с тем результаты исследований в области О. п. — фундаментальная основа развития всех отраслей психологической науки.




Билет2. Принципы психологии.  Крупные научные школы придерживались различных методологических принципов. Для поведенческой психологии (бихевиоризма) существенным было положение об объективности, наблюдаемости психических явлений. В психоанализе выдвигалась идея динамики, метаморфоз психической энергии в разные периоды жизни ребенка и взрослого. Концепции отечественных психологов строятся на принципах единства сознания и деятельности, принципе детерминизма, принципе активности, личностном принципе и проч.Принцип системности. Принцип системности определяет следующие направления (задачи) исследования: 1) выделение уровней изучаемой системы и ее отдельных компонентов, где уровень определяется как объединение и организация схожих по степени сложности свойств, а компонент как автономная единица определенного уровня (например, согласно К.К. Платонову, индивидуальность представлена на четырех уровнях - уровне направленности и моральных качеств личности; уровне знаний, умений и навыков; уровне индивидуальных особенностей протекания отдельных психических процессов и уровне темперамента, половых и возрастных особенностей); 2) выявление принципов и механизмов организации системы в единое целое (например, механизм сдвига мотива на цель, механизм обеспечения много-многозначных связей, механизмы вытеснения и сопротивления и др.).Субординационный или иерархический принцип. Вторая задача решается с помощью выделения отдельных механизмов и принципов организации компонентов в систему. В качестве таких механизмов называются субординационный, или иерархический, принцип, при котором более сложные или более общие свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства (коммуникабельность включена в более общий фактор экстраверсию); и координационный, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих некоторую независимость, автономность свойствВ теории интегральной индивидуальности есть некоторые разновидности однозначных связей: взаимно-однозначные связи, при которых переменная а связана только с переменной в, а переменная в - только с переменной а; одно-многозначные связи (переменная множества А связана с несколькими переменными множества В); много-однозначные - одна переменная множества В связана с несколькими переменными множества А. С возрастом происходит развитие разноуровневых связей (между нейродинамическими, психодинамическими и личностными свойствами наблюдается тенденция к увеличению много-много-значности. Принцип активности. Согласно следующему принципу - активности - личность обладает свойствами инициативы, свободы выбора и характеризуется избирательным поведением..Принцип активности трактуется по-разному: Согласно первой точке зрения активность ассоциируется с понятиями избирательности и пристрастности поведения человека. В соответствии со второй точкой зрения поведение рассматривается с позиции творческой деятельности, продуктивности Утверждается, что в реальной жизни человек встречается с неопределенностью, сталкивается с проблемой сопоставления собственных целей и требований ситуации, рассогласование между которыми приводит к необходимости творчески мыслить и принимать самостоятельные решения. Третья точка зрения определяет активность через неадаптивную природу человеческой деятельности. На теоретическом уровне исследования принцип активности связан с изучением динамических аспектов поведения, в частности с проблемой мотивации.Принцип развития предполагает изучение психических процессов и свойств с точки зрения их закономерного изменения. Уже З. Фрейд определял генезис психического как одну из важных детерминант полноценного функционирования взрослого человека. Понятие "развитие" ассоциируется с формой изменения (эволюцией или революцией) и направлением (прогрессом и регрессом).Принцип субъекта предполагает рассматривать человека как автономную, инициативную личность, способную в определенных пределах изменять себя и окружающий мир. Субъект - более широкое понятие, чем понятие человека, которое есть единство всех его качеств - природных, социальных, общественных, индивидуальных. Личность - менее широкое понятие, означающее человеческого индивида в совокупности его социально-значимых качеств. Принцип единства методологии, теории и эксперимента позволяет осуществлять достоверную проверку теоретических гипотез как предположений о каузальных или корреляционных зависимостях, возникающих между теоретическими конструктами и их следствиями - операциональными переменными. Необходимость создания научной теории вызвана стремлением ученого систематизировать полученную информацию и, одновременно, предсказать поведение человека на основе выдвинутых психологических законов. Принцип проверки теоретических постулатов в конкретном эмпирическом исследовании является одним из нормативов научной деятельности ученого Вывод о том, что теория верна, строится на целом ряде правил проведения эксперимента - формулировке гипотез и контргипотез, содержательном и формальном планировании эксперимента, контроле за побочными переменными, осуществлении анализа и интерпретации данных в соответствии с выдвинутыми предположениями.


Билет3. Основные методы психологии. Методы исследования личности — совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека. По форме и условиям проведения различают: экспериментальные и неэкспериментальные (например, анализ биографий и т. п.), лабораторные и клинические, прямые и косвенные, исследовательские и обследовательские (психодиагностические) методы исследования личности..Метод семантического дифференциала (от греч. semantikos — обозначающий и лат. differentia — разность) — один из методов построения субъективных семантических пространств. МСД является комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования; Наряду с вербальными разработаны невербальные семантические дифференциалы, где в качестве полюсов шкал используются графические оппозиции, живописные картины, фотопортреты.

^ Тесты проективные (от лат. projectio — выбрасывание вперед)Субъект, оказавшийся в какой-либо ситуации, в своем восприятии преобразует ее сообразно своей индивидуальности (например, интерпретирует рисунок в соответствии со своими личностными особенностями). Различают ассоциативные проективные тесты (например, незаконченные предложения или рассказы), экспрессивные (психодрама, рисование на свободную тему, игра и др.)

^ Методы психогенетики (от греч. psyche — душа, genos — происхождение) —методы, позволяющие определить влияние наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических особенностей человека. Наиболее информативным является метод близнецов. Он основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) — неидентичный; при этом члены близнецовых пар любого типа должны иметь сходную среду воспитания.

^ Ассоциативный эксперимент - проективный метод, предложенный одновременно К.Г.Юнгом,.Вертгеймером и Д.Кляйном и предназначенный для исследования мотивации личности. В нем испытуемому предлагается как можно быстрее отвечать на набор слов-стимулов любым словом, которое приходит ему в голову. При этом возникающие ассоциации регистрируются по их типу, частоте однородных ассоциаций, времени между словом-стимулом и ответом испытуемого. Также фиксируются поведенческие и физиологические реакции. На основании этих данных делается вывод о скрытых влечениях и аффективных комплексах испытуемого. Дальнейшее развитие эта методика получила в исследованиях А.Р.Лурия, который предложил так называемую сопряженную моторную методику, при использовании которой испытуемый должен одновременно со словесным ответом делать определенные движения двумя руками (например, нажимать двумя указательными пальцами на два телеграфных ключа). При этом анализ двигательной координации позволяет существенно расширить возможности диагностики аффективных реакций испытуемого.Гипноанализ - диагностическая процедура, в которой составление анамнеза или выявление содержания эмоциональных переживаний жизни пациента происходит в то время, когда он находится в гипнотическом погружении Двойной слепой опыт - особая экспериментальная процедура, когда не только испытуемый остается в неведении о смысле и особенностях проведения эксперимента, но и экспериментатор, который его проводит. За счет таких условий достигается исключение возможности влияния экспериментатора на результаты эксперимента и повышение показателей его объективности. Естественный эксперимент - проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, но он не знает, что участвует в исследовании. Интроспекция(от лат. introspecto - смотрю внутрь) - метод психологического анализа. Заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких либо инструментов или эталонов.В качестве самостоятельных вариантов этого метода можно выделить интроспекцию аналитическую, систематическую и феноменологическое самонаблюдение.Лабораторный эксперимент - методическая стратегия, направленная на моделирование деятельности индивида в специальных условиях. Ведущим признаком лабораторного эксперимента является обеспечение воспроизводимости исследуемой характеристики и условий ее проявлений. Лонгитюдиональное исследование - изучение определенных индивидуальных особенностей одних и тех же детей на протяжении нескольких лет. Метод микроструктурного анализа - стратегия анализа кратковременных действий на основе установления характеристик их взаимодействия. Метод минимальных изменений - разработанный В.Вундтом метод определения порога, при котором происходит монотонное пошаговое изменение величины действующего раздражителя до тех пор, пока не находится точка возникновения и точка исчезновения ощущения.Метод объективного наблюдения - стратегия исследования с фиксацией определенных характеристик процесса без вмешательства в его течение. Метод полярных профилей(от греч. polos - ось, полюс и фр. profil - очертание) - способ оценивания, разработанный Ч.Осгудом и модифицированный П.Хофштеттером. Характеризуется использованием набора биполярных шкал, где полюса представлены антонимами, в качестве которых чаще всего фигурируют прилагательные (например, быстрый - медленный, сильный - слабый).Метод проб и ошибок - форма научения, описанная Э.Торндайком в 1898г., основанная на закреплении случайно совершенных двигательных и мыслительных актов, за счет которых была решена значимая для животного задача. В следующих пробах время, которое затрачивается животным на решение аналогичных задач в аналогичных условиях, постепенно, хотя и не линейно, уменьшается, до тех пор, пока не приобретает форму мгновенного решения. В дальнейшем более точный анализ поведения методом проб и ошибок показал, что оно не является полностью хаотическим и нецелесообразным, как считал Торндайк, но интегрирует в себе прошлый опыт и новые условия для решения задачи.Метод семантического радикала(от греч. semanticos - обозначающий и лат. radicalis - коренной) - объективный метод определения семантических полей, разработанный А.Р.Лурия и О.С.Виноградовой в 1959 г. В основе методики лежит процесс образования и переноса условных рефлексов для определения семантической близости объектов. Например, если при предъявлении какого-то ряда понятий сопровождается отрицательным подкреплением (удар электротока), то и другие понятия, семантически тесно связанные с исходными, будут вести к оборонительной реакции, а более далекие к ориентировочной реакции. Данный метод может быть использован в качестве диагностического критерия для диагностики умственной отсталости, так как в этом случае связи между понятиями стоятся не по содержательным, а по фонетическим признакам.Моделирование в психологии - построение моделей осуществления тех или иных психологических процессов с целью формальной проверки их работоспособности.Объективный метод в психологии - стратегия анализа психического содержания, максимально ориентированная на другого субъекта (а не самого себя, как в интроспекционизме) и на использование верифицируемых гипотез.Полиэффекторный метод - одновременная регистрация нескольких реакций организма в ответ на действие раздражителя.Психофизические методы - методы, используемые при построении субъективных шкал и измерении чувствительности сенсорных систем. Самыми распространенными являются: метод вынужденного выбора, метод минимальных изменений, метод постоянных раздражителей, метод оценки.Социометрический метод исследования - диагностический метод, служащий для анализа межличностных отношений в малых группах. Сравнительно-генетический метод - исследовательская стратегия, использующаяся для изучения закономерностей психической деятельности за счет сравнения качественно особенных ступеней ее развития. Электрофизиологические методы - методы анализа активности органических систем на основе регистрации биопотенциалов, изменение которых может происходить спонтанно или в ответ на внешний раздражитель. Биотоки мозга анализируются при помощи электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и вызванных потенциалов (ВП), мышц - при помощи электромиограммы (ЭМГ), кожи - при помощи кожно-гальванической реакции (КГР), сердца - электрокардиограммы (ЭКГ).

Билет 4. Понятие о перцептивных процессах. Виды ощущений и восприятий.

Сенсорная депривация.

^ Когнитивная сфера:

1- перцепт. процессы (получение info):-ощущение, - восприятие, - внимание;

2-мнемический процесс: - память;

3-интеллект. процессы (порождение new info):- мышление, - воображение, -речь.


Ощущение – простейший псих. процесс, состоящий в отражении отдел. Свойств, предметов и явлений внутр. среды и внеш. мира при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.


^ Виды ощущений: (по модальности)

- зрительные (90% info) - обонятельные - болевые (во всех органах, кроме

- слуховые (50% info) - вкусовые мозга)

- тактильные (=кожные): - обонятельные

  • прикосновения

  • давление

  • температура


Сенсорная депривация – недостаток ощущений из органов чувств (лишение чувственной info).


Восприятие - перцептивный процесс, состоящий в отражении целостных образов, предметов и явлений окружающего мира, при непосредственном воздействии на органы чувств.


^ Виды восприятия:

  • по модальности:

- зрительное; - кинестетическое (положение тела в пространстве);

- слуховое; - обонятельное;

- осязательное; - вкусовое.


  • по свойствам материи:

- пространства; - величины;

- времени; - удаленности;

- движения; - глубины;

- формы; - взаиморасположения объектов;

- направления.


e.g. восприятие времени зависит от биоритмов организма, от эмоционал. насыщенности и отнесенности события к прошлому или настоящему. Эмоционал. насыщенные промежутки времени воспринимаются в настоящем как короткий отрезок времени, а в прошлом – как длинный. Эмоционал. ненасыщенные – наоборот.


Билет 5. Пороги ощущений и основные явления изменения чувствительности анализатора (адаптация и сенсибилизация).


Ощущение – простейший псих. процесс, состоящий в отражении отдел. Свойств, предметов и явлений внутр. среды и внеш. мира при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Анатомо-физиологической основой ощущений является анализатор (состоит из 3-х частей)

Зрительный анализатор:

глаз мозг



^ 1.рецептор на сетчатке 2.нейрон 3.центр. отдел

глаза приводящий импульс (здесь возникают ощущения)

(аффектор)


Основная характеристика анализатора – диапазон чувствительности.


НП диапазон чувствительности анализатора



нижний порог верхний порог континуум

интенсивных

стимулов

!!!Ощущение вызывает только то воздействие, которое выходит за пороги.

Нижний порог – min интенсивность раздражителя, вызывающая едва заметное раздражение.

^ Верхний порог – max интенсивность раздражителя, вызывающая ощущение, адекватное модальности анализатора, и превышение, которое ведет к утрате ощущений или к неадекватным ощущениям.

e.g. не звук, а боль

25-й кадр (подпороговая перцепция = восприятие ниже порога):

если интенсивность раздражителя близка к НП, но при этом не превышает его, то при этом ощущение не возникает, но перерабатывается на бессознательном уровне.

^ Основные явления изменения чувствительности анализатора:

  • Адаптация – приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств адаптирующего раздражителя (зрительная темновая и световая адаптация: процесс зрит.свет.адапт. –реакция уменьшения диаметра зрачка, распад зрительного светочувствительного пигмента…)

  • Сенсибилизация – повышение чувствительности органов чувств при действии на них адекватных и неадекватных раздражителей. С! надо отличать от адаптации, которая может заключаться как в повышении, так и понижении чувствительности.



Билет 6. Свойства и феномены восприятия

  1   2   3




Похожие:

Предмет общей психологии iconВ и гинецинский Пропедевтический курс общей психологии
Психическая реальность: ее ингридиенты и свойства внешние границы и внутренняя структура предметной области психологии психологическое...
Предмет общей психологии iconШпаргалка по общей психологии Понятие о предмете психологии
Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической...
Предмет общей психологии iconКурс лекций по общей психологии, написана доступным языком и будет незаменимым помощником для тех, кто желает быстро подготовиться к экзамену и успешно его сдать
Данный курс лекций разъясняет основные понятия общей психологии. Общая психология является базовой отраслью, на данные которой опираются...
Предмет общей психологии iconК. Минина Психолого-педагогический факультет
Таким образом, в программу экзамена включены вопросы по объекту и предмету психологии, истории развития психологии как науки, ее...
Предмет общей психологии iconС. Л. Рубинштейн основы общей психологии предмет психологии природа психического Характеристика психических явлений. Специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяются отчет
Действительно, принадлежность индивиду, их испытывающему, субъекту – первая характерная особенность всего психического. Психические...
Предмет общей психологии iconМетодологические основы юридической психологии: предмет, принципы, структура и задачи юридической психологии. Историческое развитие юридической психологии краткий очерк исторического развития юридической психологии
Методологические основы юридической психологии: предмет, принципы, структура и задачи юридической психологии. Историческое развитие...
Предмет общей психологии iconМетодические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слушателям спецфакультетов психологии, а также начинающим психотерапевтам...
Предмет общей психологии iconК III онкретные виды потребностей, мотивов, эмоций. Аффективные комплексы. Эмоциональные состояния. Переживания
И общей и педагогической психологии апн ссср, с 1945 г по 1975 г руководила созданной ею лабораторией психологии формирования личности....
Предмет общей психологии iconI общие сведения о психологии глава 1 психология как наука. Предмет и задачи психологии. Основные направления и отрасли психологии
Бытие человека покоится на двух китах: чувствах и знаниях. Чувства без знаний неэффективны; знания без чувств бесче­ловечны
Предмет общей психологии iconПроблемы с. 78,82,166,266,300,440,465 Предисловие 4
Книга канадского автора. Учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. В первом томе рассмотрены подходы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы