А. Арно (1612 – 1694), К. Лансло (1615—1695) Франция. Входили в кружок при женском монастыре Пор-Рояль. Издали «Грамматика общая (genial) и рациональная (resonné)» icon

А. Арно (1612 – 1694), К. Лансло (1615—1695) Франция. Входили в кружок при женском монастыре Пор-Рояль. Издали «Грамматика общая (genial) и рациональная (resonné)»

НазваниеА. Арно (1612 – 1694), К. Лансло (1615—1695) Франция. Входили в кружок при женском монастыре Пор-Рояль. Издали «Грамматика общая (genial) и рациональная (resonné)»
страница1/3
Дата конвертации26.12.2012
Размер462.84 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3

  1. А.Арно (1612 – 1694),

К.Лансло (1615—1695)


Франция.

Входили в кружок при женском монастыре Пор-Рояль.

Издали «Грамматика общая (genial) и рациональная (resonné)», содержащая основы искусства речи, изложенные ясным и естественным образом, толкование общего в языках и главные различия между ними.

Общая грамматика: она приложима ко всем языка. На самом деле использовал материал латинского, греческого, древнееврейского языков. Основное внимание уделяется французскому с эпизодическим упоминанием северных языков. «Общая», так как основана на идее общности мышления всех людей. Авторы исходят из логики, категории которой универсальны.

  1. Ф, Бопп (1791 –1867)




Германия

Первый возвел сравнительное языкознание на высоту науки, приняв за основание для сравнения не случайное созвучие слов, но весь общий строй языка, насколько таковой проявляется во флексиях и словообразовании, и первый объяснил, «что сходство языков обозначает происхождение их от одного общего первобытного языка». Занимался изучением санскритского языка, различными изданиями он дал удобные и общедоступные пособия для ознакомления с этим языком.

Основная работа: «О системе спряжений санскрита в сравнении с таковым в греческом, латинском, персидском, и германском языках».

Говоря о системе спряжений, Бопп первым уделяет внимание грамматике в сравнительном языкознании. В работе ставит перед собой две задачи:

1. научно доказать (на фактах) родство индоевропейских языков,

2. раскрыть тайну возникновения флексии (так как древние корни — общие, а флексии никогда не заимствуются).

В работе «о системе спряжений…» Бопп:

1. выводит правила построения слов,

2. восстановливает вид индоевропейского языка на основе сравнения слов из разных языков,

3. ведет поиск про-форм.

  1. Р.Раск (1787-1832)




Дания

Труды в области германистики, балтистики, иранистики, африканистики, ассириологии. Открыл регулярные соответствия между индоевропейскими и германскими шумными согласными (передвижение согласных). Доказал древность языка Авесты и его близкое родство с санскритом. Дешифровал ряд клинописных текстов, занимался изучением происхождения слов.

  1. Я.Гримм (1785-1863)




Германия

Представитель гейдельбергских романтиков (кружок в Гейдельберге в 1805—1809), ставивших целью возрождение общественного и научного интереса к народной культуре (фольклору).

Опубликованные братьями Гримм книги по истории и грамматике немецкого языка, на фоне многочисленных диалектов последнего, явились стимулом к оформлению германистики и лингвистики (языкознания) в самостоятельную научную дисциплину.

Основоположник мифологической школы в фольклористике (книга «Немецкая мифология», 1875 г.).

Вместе с братом составил знаменитое собрание немецких сказок.

Главный труд жизни братьев Гримм — «Немецкий словарь»; вопреки названию, это фактически сравнительно-исторический словарь всех германских языков.

Изучение исторического развития германских языков дало возможность Я. Гримму выявить закономерности их фонетического развития

  1. А.Х.Востоков (1781-1864)




Россия

Основоположник исторической фонетики, исследователь русского тонического стихосложения, памятников древнеславянской письменности, грамматики славянских, в том числе русского, языка, заложил основы сравнительного славянского языкознания в России, ввёл термин «старославянский язык», выделил три периода истории славянских языков: древний (IX—XIII в.), средний (XIV—XV вв.) и новый (с XV в.). Установил регулярные фонетические соответствия между гласными звуками славянских языков, открыл носовые гласные (юсы) в старославянском. Востоков был автором также грамматик современного русского языка. Ему принадлежат первопроходческие наблюдения в области синтаксиса, проблем общего рода и т. п.

Редактировал и участвовал в составлении «Словаря церковнославянского и русского языка», составил «Словарь церковнославянского языка» (1858—1861), «Опыт областного великорусского словаря» (1852) и «Дополнение» к нему (1858).

Доктор философии Тюбингенского университета (1825) и доктор Пражского университета (1848).


  1. ^ В. Фон Гумбольдт* (1767-1835)




Германия

Политик, дипломат, к лингвистике пришел в XIX в. через философию.

Осуществил реформу гимназического образования в Пруссии, основал в 1809 г. университет в Берлине.

Один из основоположников лингвистики как науки. Развил учение о языке как непрерывном творческом процессе и о «внутренней форме языка» как выражения индивидуального миросозерцания народа. Во многом определил путь и направление развития немецкой (и европейской) гуманитарной мысли своей эпохи.

Его интересовало устройство языков в принципе.

Основные работы:

«Сравнительное изучение языков в эпохах их развития»

«О возникновении грамматических форм, их флияние на развитие идей»,

«Различие строения человеческих языков и его влияние на духовное развитие человечества»

  1. А.Шлейхер (1821-1868)




Германия

Представил обзор одного фонетического явления (так называемого «зетацизма», то есть одного из видов палатализации согласных) в разных не только родственных, но и не родственных языках (в греческом, санскрите, авестийском, древнеперсидском, латинском, готском, литовском, пракрите, пали, романских и германских языках, кельтском, латышском, славянских, семитических, маньчжурском, мадьярском, монгольском, тибетском и китайском), затем опыт обозрения языков Европы (в том числе и не индоевропейских) с характеристикой их морфологических и семасиологических особенностей.

Относил и языкознание к естественным наукам, считая язык таким же организмом, каким, например, является растение или животное.

Один из творцов современного лингвистического метода, несомненно способствовавшим развитию той точности и строгости, которые теперь ему присущи. Велики заслуги Шлейхера и в области разработки литво-славянских языков, содействовал и освещению славянских языков сравнительно-грамматическим методом

  1. ^ Г. Штейнталь (1823–1899)




Германия

Его работы по общему языкознанию не только подвинули вперед названную науку, но отразились и на разработке отдельных языков.

Штейнталь считается основоположником и наиболее ярким представителем психологизма в языкознании

Основным предметом интереса Штейнталя был язык как проявление психологии народа и «народного духа», что делало его фактическим основоположником этнопсихологии, а в известной степени и этнолингвистики, хотя по сравнению с Гумбольдтом он все более склонялся к изучению индивидуальной психологии.

Научное творчество Штейнталя в основном носило характер синтеза и интерпретации эмпирических фактов, собранных другими учеными, что, впрочем, способствовало сохранению интереса к общей теории языка, во многом утраченного в условиях господства младограмматического эмпиризма.

Штейнталя занимали также проблема происхождения языка. Ученый развивал звукоподражательную теорию в книге «Происхождение языка» (1851); классификация языков, которой посвящена книга «Классификация языков как развитие языковой идеи» (1850); лингвистическая типология – монография «Характеристика важнейших типов строя языка» (1869). Популярностью пользовалась его двухтомная «История языкознания со времен греков и римлян со специальным вниманием к логике» (1863). Штейнталь занимался также китайским языком и языками манде (Западная Африка).

  1. А.А.Потебня* (1835-1891)




Украинский и русский языковед, литературовед, философ, первый крупный теоретик лингвистики в России.

Деятельность связана с Харьковским институтом.

Много занимался изучением соотношения мышления и языка, выявляя, пpeжде всего на русском и славянском материале, исторические изменения в мышлении народа, также занимался стилистикой фольклора.

Теория внутренней формы слова, на систему грамматики смотрел как на развивающееся историческое явление, ввел понятие грамматической формы, классифицировал части речи на знаменательные, вспомогательные, вещественно-формальные, развел прилагательные в две группы: атрибутивные и предикативные.

Основные работы:

«Мысль и язык», «Из записок по русской грамматике» и др.

  1. Г.Пауль (1846-1921)




Германия

Младограмматизм

Основная работа: «Принципы истории языка»

Всю грамматику предложил разделять на историческую и описательную (идея легла в основу учения Сосюра), предложил новую классификацию частей речи, исходя из психологических представлений.

  1. Г.Остхоф (1847 - 1909)

К.Бругман (1849 - 1919)


Германия

Младограмматизм

Выпускали издание «Морфологические изыскания», предисловие к 1 выпуску считается «манифестом» младограмматиков. Среди основных положений Остхофа и Бругмана были следующие:

  • Звуковые изменения в языке происходят по «законам, не знающим исключений»: «направление, в котором происходит изменение звука, всегда одно и то же у всех членов языкового сообщества, кроме случаев диалектного дробления, и все без исключения слова, в которых подверженный фонетическому изменению звук оказывается в одинаковых условиях, участвуют в этом процессе»[.

  • Принцип аналогии в фонетических и морфологических изменениях в языке. При этом Остхоф и Бругман подчёркивали, что принцип аналогии может быть только «последним прибежищем» лингвиста, и к нему можно прибегать только если нет убедительных фонетических объяснений.

  • Изучение диалектов, и живых, в том числе бесписьменных языков; оно должно было содействовать развитию исторического языкознания. Согласно знаменитому высказыванию Остхофа и Бругмана, «только тот компаративист-языковед, который покинет душную, полную туманных гипотез атмосферу мастерской, где куются праиндоевропейские праформы и выйдет на свежий воздух осязаемой действительности» сможет понять принципы фонетических и морфологических изменений в языке и применить их к более древним этапам его истории.




  1. ^ Ф. Ф.Фотрунатов (1848-1914)




Россия

Младограмматизм, основоположник Московской лингвистической школы.

Труды по истории индоарийских, балтийских и славянских языков, индоевропеистике, теории грамматики; обширная педагогическая деятельность.

Наиболее известны исследования Фортунатова в области индоарийской и балтославянской исторической фонетики, и в особенности балтославянской исторической акцентологии, которую он начал изучать один из первых. Его именем названы два звуковых закона: «закон Фортунатова», описывающий условия возникновения древнеиндийских ретрофлексных звуков, и известный «закон Фортунатова-де Соссюра», относящийся к балтославянской исторической акцентологии и описывающий эволюцию одного из типов ударения в балтийских и славянских языках.

В ряде работ им были высказаны оригинальные теоретические взгляды по общей морфологии. Они касаются прежде всего таких понятий, как грамматическая форма, словоизменение, словообразование и формообразование, а также классификации частей речи. Фортунатов обратил внимание на различие грамматических и неграмматических значений и на особый характер выражения этих значений в языках флективного типа; к Фортунатову восходит также популярное в отечественной грамматической традиции противопоставление «словоизменения» и «формообразования», а также «синтаксических» и «несинтаксических» грамматических категорий. Он особенно подчёркивал роль морфологических коррелятов языковых значений и, в частности, предложил нетрадиционную классификацию частей речи, основанную практически только на морфологических критериях.

  1. А.А.Шахматов (1864 – 1920)




Россия

Младограмматизм

Московская филологическая школа

В 1894 Шахматов выбран адъюнктом Академии наук. С 1897 — экстраординарный академик; с 1898 — член Правления Академии наук, с 1899 — действительный член Академии наук. В 1896 под фактическим руководством Шахматова было возобновлено академическое периодическое издание — Известия Отделения русского языка и словесности Императорской (затем — Российской) Академии наук. В 1903 Шахматов выступил одним из инициаторов съезда русских филологов и выработал программу академической «Энциклопедии славянской филологии. В 1906 избран председателем Отделения русского языка и словесности Академии наук. С 1906 — член Государственного совета и Государственной Думы от академической курии.Профессор Петербургского университета (1909—1920). Член Общества любителей древней письменности и искусства (1895), Русского географического общества (1896), Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (1896), Общества любителей российской словесности при Московском университете (1899), Русского библиологического общества (1900), Археографической комиссии (1900). Управляющий 1-го (русского) отделения Библиотеки академии наук (1899). Член Сербской Академии наук (1904), доктор философии Пражского университета (1909), доктор философии Берлинского университета (1910), член-корреспондент Краковской Академии наук (1910) и др.

Основоположник исторического изучения русского литературного языка, создал базу для современной интерпретации праславянской фонологической системы в ее развитии; разработал историческую морфологию русского языка, его учение о грамматических формах слов, частях речи, словосочетаниях, типах предложения, соотношении морфологии и синтаксиса — важный вклад в теоретическую лингвистику; детально проследил историю древнерусского летописания XI—XVI вв., впервые применив в этой области сравнительно-исторический метод, заложил основы текстологического изучения летописей и теоретический фундамент текстологии как науки.

Под руководством Шахматова Отделение русского языка и словесности Академии наук стало центром отечественной филологии. По инициативе Шахматова Академия наук издала монографии, словари, материалы и исследования по кашубскому, полабскому, лужицкому, польскому, сербскому, словенскому языкам. В 1897 Шахматов возглавил работу над академическим словарем русского языка. Участвовал в подготовке реформы русской орфографии, осуществленной в 1917—1918.


  1. ^ Г. Шухардт (1842-1927)




Австрия

Младограмматизм

Теория: все языки скрещиваются и могут друг у друга что-то заимствовать – конвергенция.

Утверждал, что нет языков, которые бы не скрещивались,

стал главным представителем школы «Слов и вещей»

  1. Ж.Жильерон (1854-1926)




Швейцария

Младограмматизм.

Основоположник школы лингвистической географии, автор метода картографирования диалектных явлений.

Лингвистическая география занимается созданием лингвистических карт и атласов.

Учение пространственной языковой непрерывности

  1. ^ И.А.Бодуэн де Куртенэ*(1845-1929)

Россия, Польша.

Казанская, Петербургская школы.

В своих работах доказал, что сущность языка — в речевой деятельности, а значит, необходимо изучать живые языки и диалекты

Создал теорию фонем и фонетических чередований.

Бодуэн де Куртенэ первым начал применять в лингвистике математические модели. Доказал, что на развитие языков можно воздействовать, а не только пассивно фиксировать все происходящие в них изменения. На основе его работ возникло новое направление — экспериментальная фонетика.

Подготовил третью и четвёртую редакции словаря В. И. Даля, уточнив этимологии, исправив разделение на гнёзда (у Даля часто произвольное), а также пополнив его новыми словами, в том числе внеся отсутствовавшую у Даля вульгарно-бранную лексику.

  1. Н.В.Крушевский (1851 – 1887)

Россия, Польша

Лингвистическая деятельность Крушевского была связана прежде всего с построением общей языковой теории и обобщением фактов. Первая его диссертация посвящена гуне (типу чередований в санскрите и старославянском), и там предложена общая теория фонетических чередований. Согласно свидетельству Бодуэна, именно Крушевский (в устном общении) предложил термин фонема в том смысле, который в него вкладывается в фонологии. Наработки Крушевского в этой области были активно продолжены Бодуэном в 1890-е годы.

Выступал за исследование (причём не строго синхроническое) новых языков и их закономерностей. Соответственно языковые законы Крушевский находил не только в фонетических изменениях (как младограмматики), но и в синхронном состоянии языка. Сформулировал (в иных терминах) понятие синтагматических и парадигматических отношений между единицами. Впервые, задолго до Соссюра, выдвинул тезис: «Язык есть не что иное, как система знаков».


  1. В.А.Богородицкий (1857 - 1941)

Россия

Казанская лингвистическая школа. Член Парижского лингвистического общества.

Основал первую в мире лабораторию экспериментальной фонетики.

Помимо исследований в области экспериментальной фонетики русского, татарского и других языков (которыми Богородицкий стал заниматься один из первых в мире), ему принадлежат популярные в первой половине XX веке и многократно переиздававшиеся учебники «Общий курс русской грамматики» (1904), «Лекции по общему языковедению» (1907) и др., содержащие, наряду с пересказом традиционных младограмматических концепций, отдельные оригинальные положения, касающиеся природы языковых изменений, анализа структуры слова и др.

В. А. Богородицкий является автором принятых и в настоящее время терминов переразложение и опрощение, относящихся к диахронической морфологии.


  1. ^ Ф.де Соссюр* (1857-1913)

Швейцария

«Мемуар о первоначальной системе гласных индоевропейских языков»

Отстаивал системность изучения.

Ученики Соссюра издали книгу с его лекциями «Курс общей лингвистики», которая полностью переворачивает все учение младограмматиков.

«Рассуждение об изменчивости и неизменности знаков»

Выделил два типа исследований:

- диахронический

- синхронический

Одно из положений Соссюра - различение между знанием языка его носителем и использованием языка в повседневных ситуациях. Соссюр подчеркивал, что лингвисты должны отличать набор единиц, образующих грамматику языка и используемых всеми его носителями при построении фраз на данном языке, от конкретных высказываний конкретных говорящих, которые вариативны и непредсказуемы. Общий для всех говорящих набор единиц Соссюр называл языком (la langue), а конкретные высказывания индивидуальных носителей языка — речью (la parole). Именно язык, а не речь является истинным объектом лингвистики, поскольку адекватное описание языка должно отражать систему элементов, известную всем его носителям.

  1. А. Сеше (1870 – 1946)

Швейцария

Вместе с Шарлем Балли в 1916. издал «Курс общей лингвистики» Ф. де Соссюра посмертно.

Одно из первых исследований истории граммемы в системном контексте, переосмысление и критика курса общей лингвистики, предлагал выделить 3 направления:

- синхроническая лингвистика,

- диахроническая лингвистика,

- лингвистика организованной речи


  1. Ш.Балли (1865 – 1947)

Швейцария

Язык – есть продукт временного равновесия.

Также как и Соссюр считал, что следует заняться синхроническим типом исследования, но был в этом строг, рассматривал отдельно речь и язык, рассматривал лингвистику речи. Основатель новаторского учения о слове.
  1   2   3



Похожие:

А. Арно (1612 – 1694), К. Лансло (1615—1695) Франция. Входили в кружок при женском монастыре Пор-Рояль. Издали «Грамматика общая (genial) и рациональная (resonné)» iconПауло Коэльо Вероника решает умереть
Одиннадцатого ноября 1997 года Вероника окончательно решила свести счеты с жизнью. Она тщательно убрала свою комнату, которую снимала...
А. Арно (1612 – 1694), К. Лансло (1615—1695) Франция. Входили в кружок при женском монастыре Пор-Рояль. Издали «Грамматика общая (genial) и рациональная (resonné)» icon1. Теоретическая грамматика: цели, задачи и проблемы
Грамматика – это свод правил, которые необходимо выучить. Грамматика – раздел языкознания, который изучает закономерности изменения...
А. Арно (1612 – 1694), К. Лансло (1615—1695) Франция. Входили в кружок при женском монастыре Пор-Рояль. Издали «Грамматика общая (genial) и рациональная (resonné)» iconГрамматика и лексика в егэ: типичные ошибки и как их избежать в раздел «Грамматика и лексика»
В раздел «Грамматика и лексика» егэ по английскому языку включены три составных тестовых задания
А. Арно (1612 – 1694), К. Лансло (1615—1695) Франция. Входили в кружок при женском монастыре Пор-Рояль. Издали «Грамматика общая (genial) и рациональная (resonné)» iconТематическое планирование по немецкому языку 9 класс Автор учебника: И. Л. Бим Авторы программы
Завьялова В. М. Грамматика немецкого языка Копцева Л. А., Никитина Е. А. Краткая грамматика немецкого языка Морохова Н. З. Практическая...
А. Арно (1612 – 1694), К. Лансло (1615—1695) Франция. Входили в кружок при женском монастыре Пор-Рояль. Издали «Грамматика общая (genial) и рациональная (resonné)» iconТематическое планирование по немецкому языку 11 класс Автор учебника: Г. И. Воронина, И. В. Карелина Авторы программы
Завьялова В. М. Грамматика немецкого языка Копцева Л. А., Никитина Е. А. Краткая грамматика немецкого языка Лемякина О. В. Поурочные...
А. Арно (1612 – 1694), К. Лансло (1615—1695) Франция. Входили в кружок при женском монастыре Пор-Рояль. Издали «Грамматика общая (genial) и рациональная (resonné)» iconТематическое планирование по немецкому языку 10 класс Автор учебника: Г. И. Воронина, И. В. Карелина Авторы программы
Завьялова В. М. Грамматика немецкого языка Копцева Л. А., Никитина Е. А. Краткая грамматика немецкого языка Лемякина О. В. Поурочные...
А. Арно (1612 – 1694), К. Лансло (1615—1695) Франция. Входили в кружок при женском монастыре Пор-Рояль. Издали «Грамматика общая (genial) и рациональная (resonné)» iconДокументи
1. /грамматика/01. The subject of Theoretical Grammar..doc
2. /грамматика/02....

А. Арно (1612 – 1694), К. Лансло (1615—1695) Франция. Входили в кружок при женском монастыре Пор-Рояль. Издали «Грамматика общая (genial) и рациональная (resonné)» iconГригорий Земсков Запись акустического фортепиано
Вследствие того, что рояль и пианино — акустические инструменты, при записи следует учитывать акустические свойства помещения, в...
А. Арно (1612 – 1694), К. Лансло (1615—1695) Франция. Входили в кружок при женском монастыре Пор-Рояль. Издали «Грамматика общая (genial) и рациональная (resonné)» icon1. Грамматика Пор-Рояля
«смутных» — на частичное его сохранение. Однако в ряде других пунктов авторы грамматики решительно отходят от латинского эталона...
А. Арно (1612 – 1694), К. Лансло (1615—1695) Франция. Входили в кружок при женском монастыре Пор-Рояль. Издали «Грамматика общая (genial) и рациональная (resonné)» iconКнига 2 Айн рэнд источник Часть третья гейл винанд I
Он почувствовал, как металлический кружок прижался к коже, — и ничего больше. С тем же успехом он мог притронуться к голове свинцовой...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы