Роль музыки в развитии познавательных способностей учащихся начальной школы. Методические рекомендации icon

Роль музыки в развитии познавательных способностей учащихся начальной школы. Методические рекомендации

НазваниеРоль музыки в развитии познавательных способностей учащихся начальной школы. Методические рекомендации
Дата конвертации10.02.2013
Размер143.77 Kb.
ТипМетодические рекомендации

Роль музыки в развитии познавательных

способностей учащихся начальной школы.

Методические рекомендации.


Приобщение к музыке – это

воспитание внутренней гармонии.

Конфуций.

Гармонизирующее влияние музыки изучалось с древних времен. Платон представлял мир как звучащее единство, построенное на всеобъемлющей природе:

musica mundane – музыка вселенной

musica humana – музыка человека

musica instrumentalis – музыка акустически воспринимаемая (вокальная или инструментальная)

Все три вида музыки имеют прямое отношение к человеку: первая – как его окружающий мир, вторая – как законы построения и функционирования его физического тела, а третья как самовыражение человека из его внутреннего мира во внешний. В душе и в теле человека существуют такие же гармонические и числовые пропорции как и в движении звезд, и все они отражены в музыке. Так музыка, звучащая в человеке, “musica humana”, в античном мире понималась как музыка человеческого пульса.

Чистовые пропорции, присущие музыкальному метру можно вывести из ударов пульса – эта мысль основана на учениях Платона и Пифагора нашла продолжение в трудах Леонардо да Винчи и др. гениев Возрождения.

К связи между законами музыки и законами строения и функционирования человеческого тела раньше относились с огромным вниманием и музыка являлась обязательным предметом в образовании врачей.

Но начиная с ХVII века это знание постепенно утрачивалось.

В наше время роль музыки в обучении, развитии и воспитании, в гармонизации личности в её терапевтическом влиянии вновь стала волновать исследователей.

«…Не музыкальные школы, а именно человеческие. Без музыки человек не может быть полноценным – он всего лишь фрагмент». – говорил Золтан Кодай, благодаря которому с 1951 г в Венгрии появились школы с ежедневными уроками музыки. Выяснилось, что успеваемость в таких школах по всем предметам была выше, чем в обычных, хотя из-за увеличения часов, отведенных на музыку, пришлось сократить объем преподавания других предметов. «Наши психологи начинают проявлять к этому интерес и задавать вопрос относительно того, чем это обусловлено. Мы же, живущие непосредственной практикой, ни в каких объяснениях на этот счет не нуждаемся. Мы знаем, что ежедневные занятия музыкой настолько освежают дух, что он проявляет большую восприимчивость в отношении других предметов. Кроме того, оказывается, что музыка имеет и некое общее влияние на человека». – продолжал Золтан Кодай. Здесь подразумевается воздействие общего порядка, касающегося, в том числе, и дисциплины и социального поведения.

В том же направлении работали и работают Б.Барток, Карл Орф, Эйтора Вила-Лобос, Георг Пихт, Феликс Мессершмидт. В наше время это Эрнст Вальдемар Вебер, Жан-Люк Потри, Вольфганг Вюнш, Туули Песонен, Райнхильд Брасс и другие.

В своей работе «Формирование человека посредством музыки» (М. 1998г) Вольфганг Вюнш пишет: «Мы же станем теперь описывать этот путь таким образом, чтобы, опираясь на антропософское человековедение, сосредоточиться на душевно-духовном развитии ребенка и юного человека и установить связь того, с чем мы здесь столкнемся, с тем, что получается в результате феноменологического анализа элементов музыки – мелодического, гармонического и ритмического свойства. При этом мы одновременно переживем некий отрезок духовной истории человечества, отраженный в зеркале музыки. При ещё более пристальном изучении воздействия музыки на душевно-духовное в человеке мы увидим, что музыка одновременно является выражением и взаимосвязи между человеком и мором. Размышления подобного рода полезны нам, однако, только в том случае, если ведут к выработке конкретной практики преподавания».

Вальдорфская педагогика основывается на понятии трехчленности человека. «Представим себе человека как взаимосвязь его нервной системы, ритмической системы и системы обмена веществ. С какой из этих трех связаны чувства? Конечно, с ритмической – с дыханием, биением сердца и так далее. А мышление? – В головеоно связано с нервной системой. Воля же связана с обменом веществ, с конечностями» (из лекции Туули Песонен в г. Киеве 17.10.2003г).

В музыка также существует трехчленность ритма, мелодии и гармонии.

Как связаны эти две трехчленности: человеческая и музыкальная?

Например, ритмические танцевальные движения – это выражение связи ритма в музыке с волевым в человеке, с его конечностями.

Музыкальная гармония активнее всего воздействует на чувства. А мелодия связана с мышлением – она требует интенсивного запоминания. Чем более сложна мелодия, тем более она требует сознательного заучивания, напряжения внимания, мышления, памяти.

Еще один вид трехчленности, существующей в музыке: пение, игра на музыкальных инструментах, танец.

Очевидно, что танец относится к волевому полюсу человека. Пение же является выражением мелодии и задействует мышление. А игра на музыкальных инструментах – среднюю область человека – ритмическую систему. Интересно, что многие инструменты, так или иначе, располагаются в области ритмической системы, а качество исполнения на них, даже напрямую, казалось бы, не зависящих от вдоха и выдоха, тесно связано с координацией и дыханием.

Сделаем оговорку: никакая часть из приведенных выше терхчленностей не функционируют, конечно же, в отрыве от других, но лишь в тесной взаимосвязи – как триединство. Они взаимопроникаемы и оттого, насколько гармонично эти части целого взаимодействуют, зависит вообще качество «звучания» такого инструмента под названием «человек» в триединстве: физическом-душевном-духоном.

Рассмотрим взаимосвязь различных видов музыкальных инструментов с описанными выше трехчленностями.

Ударные инструменты безусловно связаны с волей и её напряжением в ведении четкого ритма. Духовые инструменты – это мелодические инструменты, а струнные(которые располагаются в средней области: при игре на них мы обнимем гитару, виолончель и так далее) создают музыкальные гармонии (см. таблицу 1)


Таблица 1

Мышление

Мелодия

Пение

Духовые инструменты

Чувство

Гармония

Игра на инструментах

Струнные

Воля

Ритм

Танец

Ударные


Нельзя переоценить важность музыки (во всех её компонентах: пении, игре на музыкальных инструментах, танце, слушании) для гармонизации развития ребенка. Слишком узко видеть её значение лишь в эстетическом воспитании детей. А результаты школ, работающих по системе Золтана Кодая и др., где роль музыке в обучении и развитии детей оценена должным образом можно объяснить и с точки зрения физиологических и психологических основ учебного процесса: музыкальные занятия действительно способны оказывать большое влияние на развитие познавательных способностей и повышать способность к усвоению как математики, так и языков, а так же других предметов общеобразовательного цикла.

Рассмотрим, каким же образом может осуществляться развитие познавательных способностей при помощи музыкальных занятий:

С улучшением музыкального слуха (который имеет свойство развиваться!) развивается и фонетический слух, что создает основу для правильной речи и грамотного письма.

Орган слуха содержит внутри себя орган равновесия, от которого, в свою очередь, зависит успешность усвоения математики, особенно арифметики и геометрии. Счет – это перенесенное внутрь движение. В детстве мы считаем на пальцах, затем эта способность переходит внутрь нас; у некоторых детей это происходит мучительно долго от того, что не развиты их тактильные ощущения (например, ощущения тех же пальцев: если ребенок закрыл глаза и не чувствует за какой палец вы его держите или сколько его пальцев вы сжали в своей руке), ощущения собственного движения и чувства равновесия (развиты ли они мы можем видеть уже из того, на сколько ребенок ловок и как он движется), от развития его мелкой моторики, от координации движений различных групп мышц. К сожалению, часто бывает, что «нижние чувства», дающие человеку уютно чувствовать себя в своем теле и в окружающем его пространстве не развиты. Без них невозможно, например, изучать геометрию. С неразвитым чувством ритма трудно научиться даже элементарному порядковому счету.

К сожалению, здоровое физическое развитие в раннем и дошкольном возрасте все больше искажается по различным причинам, в том числе и медицинским. Но часто – в результате погони родителей за образом «гениального» ребенка. Для этого на первое место выходит развитие интеллекта, а значение естественного хода развития принижается: не успел ребенок начать ползать, его усадили в ходунки, не успел начать говорить – его стали учить читать. В результате естественное развитие детей искажается. И если первое время можно гордиться ребенком, читающим в 3 года или не ползавшим, а сразу ходившим, то потом возникшие в школе проблемы вызывают недоумение.

Растет количество детей с гиперактивностью, часто сопровождающейся дефицитом внимания. Принято считать этих детей очень ловкими, но на самом деле они не владеют своим телом, если должны выполнить волевое целенаправленное действие.

Также становится большой проблемой социализация детей. К этому ведет ранняя индивидуализация ребенка, которой так радуются родители, но которая так мешает ему влиться в детский коллектив, найти себе друзей.

Все эти проблемы способны решать занятия музыкой. Изучая новую мелодию мы развиваем память и внимание. Танцем, ритмическими упражнениями – чувство ритма, чувство собственного движения, координацию; игрой на музыкальных инструментах – гармонизируем дыхание (что благотворно воздействует на весь организм и мозг, в частности), тактильные ощущения и мелкую и крупную моторику, координацию, слух, пением – дыхание, слух, артикуляцию, совместным музицированием, будь то хор, оркестр, танцы, музыкальные игры – социализируем детей.

Но важно, каким образом мы это делаем?

«Как маленький ребенок обучается каким-либо целенаправленным действиям? – Он не размышляет: «Так, сейчас эту ногу сюда, потом переношу центр тяжести на неё, потом поднимаю следующую ногу…» нет – маленький ребенок видит что-то интересное и сразу бежит к нему. Его чувства приносят его к предмету, а не его размышления. Это основная идея обучения ребенка игре на музыкальном инструменте – нельзя объяснить, например, постановку руки со смычком абстрактно; ведь тогда невозможно думать о музыке, но только о теле. Представьте, что ребенок учится ходить, а мама ему: «Нет! Неправильно ставишь ногу! Следующего шага не делай, пока не научишься первому!» или же он впервые зовет: «Мама!», а она: «Нет, ты не правильно говоришь «м» - а ну, попробуй ещё: «м-м-м»! – говорила в своей лекции Туули Песонен.

Каким же образом строится процесс преподавания музыки в вальдорфской школе? Рассмотрим это на примере первых 3-х классов.


^ 1-2 класс: Без нот!

Первый класс – это знакомство с двумя музыкальными инструментами: пентатонической арфой и пентатонической флейтой. Сама по себе пентатоника в отличии от диатоники, не создает негармонических созвучий, так что любая импровизация всегда будет приятна для слуха и дети быстро приходят к самостоятельному творчеству. Но в начале следуют игры и упражнения, через которые дети осваивают инструменты: постановку рук, пальцев, способ игры – все это практически без пояснений, а из подражания и образов созданных учителем. Важно создание благоговейного отношения к инструментам: арфа – это крыло ангела (учитель показывает это, приложив две арфы к спине ученика), флейта – это продолжение нашего горла, её необходимо защищать от сквозняка и травм, поэтому для неё делают теплый «домик» (вяжут, валяют из шерсти или шьют).

В книге «Формирование человека посредством музыки» В.Вюнш пишет: «В начальных классах большая роль принадлежит детским арфам, лирам и флейтам. Учителю надлежит следить за тем, чтобы дети играли на каждом инструменте должным образом, в правильном положении, правильно извлекая звук, для чего ему придется подыскивать подходящие образы, – лишь тогда всё это, хотя и не без трудностей, будет возможным и в классе с 40 детьми.

Если вы, к примеру, будете играть на блокфлейте – пентатоническая Choroi-флейта уже оправдывала себя, однако, можно взять сразу с-блокфлейту, – то необходимо обратить внимание детей на то, что это волшебный инструмент. Мы вдуваем в него воздух, а выходит из него – тон. Это же удивительно! Но если я вдую слишком много воздуха, то флейта не сможет его весь заколдовать и наряду с тоном будет слышен оставшийся воздух. Если же вдуть слишком мало воздуха, то флейте чего-то будет не хватать для производства и тон не достигнет своего полного звучания. Подобным методом вы можете добиться в классе красивого и единого, ведомого слухом звучания.

…В начале желательно упражняться в исполнении песен из двух тонов, сочиненных самим учителем. Затем можно идти дальше… Таким образом, к концу первого класса можно будет выполнять небольшие упражнения, в которых дети смогут показать, что они владеют всеми вариантами расположения пальцев».

Итак, постепенно лишь воспринимая образы представляемые учителем и подражая его движениям, дети осваивают аппликатуру, не изучая при этом нот и теории музыки!

Почему же они не учат ноты?

Потому, что ноты слишком абстрактны и лишь со временем, когда ребенок воспринимает и впитывает в себя разницу музыкальных тонов, он созреет к непринужденному естественному изучению нот. В нем созреет потребность в нотах. Это происходит к 3 классу.

Хорошим стимулом для приобщения детей к музыкальному творчеству, пробуждению интереса к музыке, развитию слуха, чувства ритма, музыкальной фантазии и др. может стать «музыкальная» полка, находящаяся в классной комнате. Она должна размещаться на доступной для детей высоте и открыта для игры и импровизации детей. Это может быть довольно шумно, но постепенно этот музыкальный хаос вырастает в ритм, и даже, мелодию, дает возможность для совместного музицирования и установления социальных контактов. Утром, входя в класс, или же после уроков можно услышать звуки элементарных музыкальных инструментов. Постепенно дети сами собой научаются подбирать на них ритм и мелодию любимой песни или сочинять свои.

В нашем классе основой для создания такой полки послужила небольшая коллекция учителя, состоящая из элементарных музыкальных инструментов, предметов и даже природных материалов, из которых можно извлечь звуки: это разнообразные колокольчики, бубенчики, «песни ветра» из различных материалов (металла, бамбука, дерева, ракушек), свистульки, маракасы с различными наполнителями, «вызыватели дождя», ксилофоны из дерева и бамбука, металлофоны, музыкальные палочки, стручки, камушки, шишки.

Родители и дети тоже участвовали в создании музыкальной полки, привозя из поездок другие просто устроенные инструменты: бубны, тамбурины, там-тамы и др.

Переливание воды, пересыпание мелких камешков, шуршание стручков или высушенных плодов, шишек или камней, которые трут друг о друга – всё это поле для фантазии, импровизации, изучения свойств звука.

Вот дети сидят с закрытыми глазами, а учитель играет на элементарных музыкальных инструментах (но эта импровизация должна быть тщательно подготовлена и опробирована на слушателе, т.к. слушанье с закрытыми глазами, особенно глубокое, а некоторые неопробованные звуки могут оказаться слишком громкими или неприятными). Всего три-четыре инструмента и никаких комментариев учителя, но в фантазии детей уже разыгрались сказочные истории, которые они расскажут поле прослушивания импровизации.

А для развития математических способностей и слуха подойдет такая игра: сколько звуков вы услышали или сколько музыкальных инструментов прозвучало? Формируется способность внимать, вслушиваться, переносить внешнее наблюдение внутрь, преобразуя его в счет.

В 1 классе в звуках музыкальных инструментов дети научились слышать и узнавать звуки природных стихий, что затем было использовано при создании музыкального сопровождения к спектаклю. Благодаря систематической работе под слушанием и игрой на элементарных музыкальных инструментах, флейте, арфе, дети сами нашли это соответствии: арфа – вода, флейта, песня ветра – воздух, шуршащие, трещащие инструменты, маракасы, стручки, шишки – огонь, барабаны – земля.

Во 2 классе рекомендуется знакомить учеников со смычковыми инструментами. Для этой цели в нашей школе есть небольшой запас скрипок и виолончелей. Из своего опыта могу отметить, что при желании это осуществимо даже для учителя, который не умел играть на этих инструментах. В течении 1 класса я готовилась к этой теме второго класса. Я занималась игрой на скрипке и виолончели (в пределах программы 1-2 класса музыкальной школы). Классному учителю организовать занятия с многочисленной группой детей, среди которых он имеет авторитет, поддерживать на этих занятиях порядок гораздо легче, чем приходящему специалисту, который привык работать с детьми индивидуально или с малыми грумами. Кроме того, для детей важно, чтобы учитель сам чему-то учился, вдохновляя их своим примером, сам испытывал и преодолевал те же трудности, что и дети.

А ощутив на себе с какими трудностями могут столкнуться ученики я стала продумывать подход к преподаванию в большой группе детей, подбирать подходящие образы и упражнения, репертуар. Почувствовав собственной телесностью своеобразие влияния, вектор действия каждого инструмента, я нашла для себя принципиальный подход к делению класса на группы скрипачей и виолончелистов.

Свое обучение я начала с виолончели. Я чувствовала как от инструмента распространяется приятная вибрация в сердечную область, где виолончель и соприкасается с телом. Играя, мы обнимаем инструмент; его низкий теплый звук имеет влияние на душевную сферу человека, на его ритмическую систему, гармонизацию ритма сердцебиения и дыхания.

После мягкого воздействия виолончели, скрипка в первое мгновение повергла мой слух в шок силой и высотой звучания. На мой взгляд, своей непосредственной близостью к уху и головному мозгу скрипка оказывает на них сильнейшее воздействие «пробуждая» слух и истончая, оттачивая интеллект.

Соответственно инструменты детям подбирались следующим образом: виолончель была избрана для детей излишне интеллектуальных, чтобы гармонизировать их душевные качества, для детей со страхами, робким, неуверенным в себе, с проблемами в дыхании, склонностью к астматическим проявлениям, бронхитами и т.д.

Скрипка – детям с проблемами в области интеллектуального: математикой, изучением языков, нарушением фонематического слуха и т.д.

Занятия в общеобразовательном классе с большой группой детей – это не занятия в музыкальной школе и цель их иная. Поэтому, пока учитель занят с одной группой детей (это зависит от количества инструментов) остальных детей необходимо чем-то занять. Причем в этом занятии они должны быть самостоятельными. Во втором классе я сочетала музыку и рисование форм.


^ 3 класс. Ноты - это не абстракция!

А в 3 классе, когда дети уже готовы к усвоению музыкальной грамоты, открывается большое поле для деятельности в области музыки: это и изучение месторасположения нот на нотоносце, изучение аппликатуры нот на флейте, составление ритмического рисунка, изученной или просто записанной на доске попевки, скороговорки и т.д., разбор нот заданного музыкального упражнения с подписью их названий и отработки игры этого упражнения на флейте, работа над длительностью звуков по заданным упражнениям, составление и решение примеров на длительности звучания (ребята составляют удивительные по сложности примеры), сочинение текста к заданному музыкальному отрывку и даже запись самостоятельно сочиненного на флейте или металлофоне мелодии нотами. Причем, дети, чувствующие себя уверенно в каком-либо из перечисленных упражнений с удовольствием помогают другим. В это время учитель имеет возможность заниматься с небольшой группой детей на новом музыкальном инструменте. В 3 классе это народные струнные инструменты: домра или балалайка. Я избрала балалайку. Когда работа над балалайкой завершена, то есть ребята поиграли, наступает время проверки самостоятельной работы, виды которой описаны выше. В конце урока (как в начале, общие ритмические упражнения, игры, хоровое пение, каноны, изучение новых песен или новой темы из теории музыки, например, введение очередной ноты).

Кроме того, начиная с 3 класса, детям рекомендуется посещать индивидуальные музыкальные занятия, выбрав определенный инструмент. Таким образом делаются первые шаги в будущее по созданию классного оркестра.

«Но особого внимания заслуживает в наше время социологический аспект музыкального искусства. Благодаря гармонизирующему влиянию музыки на психику человека, облегчается установление контактов и готовности к общению» – пишет Антон Наймар в своей книге «Музыка и медитация».

В 6-8 классе оркестр играет очень важную социальную роль в классе. В то время как подростки имеют сложности в выстраивании социальных отношений, они вынуждены это делать в оркестре. Это то, что может сплотить их.

Врач Генрих Ганзельман лучше всего охарактеризовал терапевтическое воздействие активного музицирования: «Музыка высвобождает нас из нашего плена. В совместной игре все время появляется что-то новое, что по своей сути движет человеческое общество к единению народов. Настоящее музицирование решает социальные задачи!»

Еще раз подытожим: вводимые в 3 классе вальдорфской школы ноты не является малопонятной абстракцией, ведь основа для их изучения – живой, уже знакомый музыкальный инструмент. И ноты становятся понятными буквами для выражения музыкальной речи флейты.

В четвертом классе дети продолжат знакомиться с нотной грамотой, в частности длительностями (что соответствует и основной теме математики в 4 классе – дробям), работать с ритмами, блокфлейтой, другими народными инструментами.

Кто музыку познал, тот получил

небесное Добро, потому что музыка

сошла к нам с небес, ведь и сами

Ангелы тоже музыканты.

Мартин Лютер



  1. Музыка в жизни ребенка и в вальдорфской школе материалы лекций. Туули Песонен в Киеве 17-20.10.2003 – «Музыка в школе» ж. «Дитина» про вальдорфську педагогику №5—6 2003

  2. «Музицирование в школьном возрасте» Райнжильд Брасс – Музыка в школе. Дитина К. – 2000

  3. В.Вюнш «Формирование человека посредством музыки», - «Парсифаль» 1998г.

  4. в Вюнш. «Я сам! Понимаем ли мы послание детей?», - Киев: «Наири», 2009 г.

  5. Антон Ноймар «Музыка и медицина» - М:, 2009 г.



Похожие:

Роль музыки в развитии познавательных способностей учащихся начальной школы. Методические рекомендации iconРоль музыки в развитии познавательных способностей учащихся начальной школы. Методические рекомендации
Гармонизирующее влияние музыки изучалось с древних времен. Платон представлял мир как звучащее единство, построенное на всеобъемлющей...
Роль музыки в развитии познавательных способностей учащихся начальной школы. Методические рекомендации iconМетодические рекомендации об изучении английского языка в 1-м классе начальной школы
Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов,...
Роль музыки в развитии познавательных способностей учащихся начальной школы. Методические рекомендации iconГУ. «Средняя школа №6 отдела образования акимата г. Костаная» Система работы учителя средней школы №6 Мальтиевой К. Б
«Развитие творческих и познавательных способностей учащихся через интеграцию предметов»
Роль музыки в развитии познавательных способностей учащихся начальной школы. Методические рекомендации iconВ г. Азове Предметно-цикловая комиссия психолого-педагогических дисциплин Корейская диаспора Приазовья Методические рекомендации
Корейская диаспора Приазовья. Методические рекомендации учителю музыки. – Азов, 20 с., илл. 4 с
Роль музыки в развитии познавательных способностей учащихся начальной школы. Методические рекомендации iconПрограмма спецкурса вокального ансамбля «Акварельки» для учащихся 1-9классов
...
Роль музыки в развитии познавательных способностей учащихся начальной школы. Методические рекомендации iconПрограмма самообразования учителя мальтиевой К. Б тема самообразования: «Развитие творческих и познавательных способностей учащихся через интеграцию предметов»
Тема самообразования: «Развитие творческих и познавательных способностей учащихся через интеграцию предметов»
Роль музыки в развитии познавательных способностей учащихся начальной школы. Методические рекомендации iconЛитовченко Юлия Сергеевна Научный руководитель : Андреева Ольга Ивановна, к п. н., доцент Азов 2012 Татарская диаспора Приазовья методические рекомендации
Данные методические рекомендации выполнены в рамках курсового проекта «Татарская диаспора Приазовья: реализация регионального компонента...
Роль музыки в развитии познавательных способностей учащихся начальной школы. Методические рекомендации iconПоложение о научном обществе «Катион» учащихся мкоу старокриушанская сош
Цель ноу: развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, формирование у них навыков научно-исследовательской...
Роль музыки в развитии познавательных способностей учащихся начальной школы. Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования
К нам в рубрику приходят вопросы о том, как оформлять ученические тетради и классный журнал. Мы даем рекомендации по это теме, опираясь...
Роль музыки в развитии познавательных способностей учащихся начальной школы. Методические рекомендации iconМатериально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
Общее количество учебных кабинетов в школы: 13. Среди них: 4 кабинетов начальной школы; музыки, изо
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы