Методические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов 3-го курса специальности «психология» icon

Методические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов 3-го курса специальности «психология»

НазваниеМетодические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов 3-го курса специальности «психология»
страница1/4
Дата конвертации13.03.2013
Размер463.96 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4



Методические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов 3-го курса специальности «психология»


Составители:

Д.Г.  Дьяков, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической и консультативной психологии факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»;

Л.В. Финькевич, заведующий кафедрой социальной психологии факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук, доцент;

^ Н.А. Литвинова, преподаватель кафедры социальной психологии факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».


Рецензенты:

^ Т.И. Гаврилко, заведующий кафедрой клинической и консультативной психологии факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук;

^ С.С. Гончарова, заведующий кафедрой прикладной психологии факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук;

^ Л.В. Марищук, заведующий кафедрой общей и дифференциальной психологии факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор психологических наук, профессор;

Н.В. Чурило, и.о. заведующего кафедрой педагогической психологии факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук.


Утверждено научно-методическим Советом факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»


16.02.2010 г., протокол № 4

Председатель


___________В.С. Волченков


Секретарь


___________


^ Требования к содержанию, оформлению и объему курсовых работ, выполняемых студентами 3-го курса специальности «Психология»

Общие положения

Курсовая работа, выполняемая студентами факультета психологии на 3-м курсе, – это самостоятельное творческое исследование, предполагающее использование ранее сформированных навыков работы с теоретическим материалом, а также проведение эмпирического исследования, в т.ч. анализ и интерпретацию полученных данных.

Курсовая работа на третьем курсе носит характер пилотажного теоретико-эмпирического исследования. Курсовая работа должна быть научной работой, имеющей внутреннее единство и свидетельствующей о личном вкладе автора в разработку заявленной проблематики, содержать обобщенное изложение результатов выполненного автором исследования. Сформулированные автором выводы должны быть аргументированы, критически оценены, определена их научная и практическая значимость.

Целью написания курсовой работы студентами является формирование у них знаний и умений, необходимых для осуществления эмпирического исследования.

Задачами, обеспечивающими реализацию данной цели, являются формирование:

  • умения четко определить цель и задачи работы, объект и предмет исследования, обосновать его актуальность, сформулировать гипотезу, отметить научную и практическую значимость работы;

  • навыков работы с профессиональными текстами (монографиями, статьями, материалами научных конференций);

  • умения организации текста работы, логики ее построения;

  • умения организации психодиагностической и экспериментальной работы;

  • навыков изложения и интерпретации полученных эмпирических данных, осуществления математической и статистической обработки материалов исследования;

  • умения включать в текст курсовой работы элементы авторского новаторства в виде собственного мнения, попытки самостоятельной интерпретации полученных данных либо их подтверждения мнением других авторитетных психологов;

  • навыков ораторского искусства, необходимого для устного изложения основных результатов своей работы в ходе ее защиты.

Проблематика курсовых работ для студентов 3-го курса разрабатывается и периодически утверждается ведущими специалистами кафедр. Перечень тем утверждается постановлением кафедры. Студент может выбрать тему из списка имеющихся либо предложить свой вариант темы, обосновав целесообразность ее разработки и руководствуясь своими научными интересами (примерная проблематика курсовых работ представлена в приложении 2).

Руководитель совместно со студентом составляет план работы и консультирует его в рамках отведенного учебным планом времени. Определяется цель, разъясняются назначение и задачи, структура и объем, принципы выполнения и оформления курсовой работы. Каждый студент имеет право на три консультации по ходу написания работы, после чего она, в соответствии со сроками учебного плана, предоставляется научному руководителю на проверку. Студенту необходимо продумать рациональное использование времени консультаций с научным руководителем. Приходя на консультацию, целесообразно продумать заранее те вопросы, которые вызывают наибольшее затруднение.

В динамике выполнения студентом курсовой работы научным руководителем и соответствующей кафедрой осуществляется систематический контроль и оценивание научно-исследовательской деятельности студента. Такой контроль включает два основных этапа.

На первом этапе на кафедру до 10 декабря предоставляется проверенный и оцененный научным руководителем письменный отчет о проделанной работе, отражающий следующие результаты учебного исследования:

а) библиография по теме исследования с учетом новейшей научной литературы (см. Приложение 4);

б) реферативный обзор выбранной научной литературы по теме курсовой работы (не менее 20 источников);

в) обоснование методологической, методической и эмпирической базы исследования, ее краткая характеристика;

г) обоснование актуальности анализируемой проблемы;

д) развернутый план-проспект исследования, включающий: цель, задачи, объект, предмет и гипотезу исследования, описание проблемного поля, основных логических этапов, обоснование методологии и методики исследования, определение основных понятий, план работы.

^ Средний объем отчета составляет 7–10 страниц машинописного текста.

На втором этапе студент предоставляет на кафедру за 5 дней до конкретного срока защиты:

1) готовый текст курсового проекта, выполненный в соответствии с установленными требованиями и методическими рекомендациями;

2) приложения, включающие базы данных и результаты статистической обработки материалов исследования, первичные материалы (бланки ответов);

3) письменный отзыв или заключение научного руководителя о результатах проделанной работы.

^ Объем курсовой работы студента 3-го курса составляет 25–30 страниц (без приложения).

Оценивание курсовой работы осуществляется на основании критериев оценивания, представленных в приложении 1.


^ СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа студента третьего курса должна содержать:

* титульный лист;

* оглавление;

* перечень условных обозначений (при необходимости);

* введение, включающее общую характеристику работы;

* основную часть, представленную главами;

* заключение;

* список использованных источников;

* приложения (при необходимости).

^ 1. Титульный лист

На титульном листе должны быть приведены следующие сведения: наименование высшего учебного заведения, где выполнена курсовая работа; фамилия, имя, отчество автора; название работы; ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество научного руководителя; город и год (см. приложение 5).

Название работы должно выражать предмет осуществленного теоретического исследования, быть конгруэнтным содержанию и по возможности кратким. В названии работы следует (по возможности) избегать использования усложненной узкоспециальной терминологии. Не рекомендуется начинать название работы со слов: «Изучение процесса...», «Исследование некоторых путей...», «Разработка и исследование...», «Некоторые вопросы...», «Материалы к изучению...», «К вопросу...» и т.п., в которых не отражается в должной мере суть рассматриваемой проблемы, завершенность работы, нет достаточно ясного определения ее цели и результатов.

2. Оглавление

Оглавление включает в себя названия структурных частей работы («Перечень условных обозначений», «Введение», «Глава», «Заключение», «Список использованных источников»), названия всех глав, разделов и подразделов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало соответствующих частей работы. Оглавление формируется вначале, т.к. это дает возможность сразу увидеть структуру работы.

^ 3. Перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов

Если в работе принята специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т.п., то их перечень должен быть представлен в работе в виде отдельного списка, помещаемого перед введением.

Перечень должен располагаться столбцом, в котором слева (в алфавитном порядке) приводят сокращение, справа – его детальную расшифровку.

Если в работе специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т.п. повторяются менее трех раз, перечень не составляют, а их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.

^ 4. Введение – 4–5 стр.

Введение – вступительная часть работы, в которой предлагается общая оценка состояния научной, социальной или иной сферы деятельности общества, в которой находится избранный автором объект исследования. При необходимости осуществляется исторический экскурс, очерчивается круг проблем, нуждающихся в научном изучении, определяется направление курсового исследования автора.

Общая характеристика работы

В общей характеристике курсовой работы раскрывается:

^ Актуальность темы работы:

Следует указать степень разработанности темы; место исследования, описываемого в тексте курсовой работы, среди других подобных исследований в этой же области; кратко охарактеризовать необходимость проведения исследований для решения конкретной проблемы (задачи), развития конкретных направлений в соответствующей отрасли психологии в целом.

^ Цель и задачи исследования:

Обычно формулируется одна цель работы и несколько задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Не рекомендуется формулировать цель как "Исследование...", "Изучение...", так как эти слова указывают на процесс достижения цели, а не на саму цель.

^ Объект и предмет исследования:

Объект исследования – фрагмент действительности, который познается, исследуется автором. Предмет – свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности (т.е. данного объекта), выделяемые исследователем для целенаправленного изучения.

^ Методология и методы проведенного исследования:

В данном разделе определяются методология и методы осуществляемого исследования.

Научная новизна и значимость полученных результатов:

При изложении научной новизны проведенного исследования следует показать отли­чие полученных результатов от известных, классифицировать степень новизны (впервые получено, усовершенствовано, обеспечено дальнейшее развитие и т.п.), раскрыть сущность новых результатов. Научная значимость результатов курсовой ра­боты определяется тем, на­сколько они развивают научные представления о том или ином явлении, проясняют сущ­ность механизмов, явлений, процессов, способствуют постановке новых исследований.

^ Практическая значимость полученных результатов:

В курсовой ра­боте следует приводить сведения о возможном практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию.

Гипотеза:

Под гипотезой понимают научное предположение относительно отдельных свойств, отношений, функций и объяснительных принципов психологических явлений, выступающих в качестве предмета исследования. В результате проведенных исследований гипотеза может быть принята или отвергнута. Необходимость использования гипотезы в курсовом иссле­довании определяется его автором.

^ Структура и объем курсовой работы:

Указывается структура курсовой ра­боты, включая общую характеристику рабо­ты, количество глав, приложения. Приводится полный объем курсовой ра­боты в страницах, а также объем, занимаемый иллюстрациями, таблицами, приложениями (с указа­нием их количества), а также количество использованных источников.

^ 5. Основная часть – 20–25 стр.

Основная часть работы содержится в 2-ух главах, в которых отражается:

  • обзор литературы по теме и выбор направления исследования,

  • изложение общей концепции и основных методов исследования,

  • описание эмпирической части исследования,

  • анализ и обобщение результатов исследования.

Распределение основного материала работы по главам определяется автором работы.

Весь порядок изложения в работе должен быть подчинен цели исследования, сформулированной автором. Логичность построения и целеобусловленность изложения основного содержания достигается только тогда, когда каждая глава имеет определенное целевое назначение, связана с общей целью работы и является базой для последующей главы (в случае ее наличия).

В работе следует сжато, логично и аргументировано излагать содержание и результаты исследования, избегать обилия общих слов, бездоказательных утверждений, тавтологии, неоправданного увеличения объема работы.

^ В первой главе (10–12 стр.) автор осуществляет описание основных этапов в развитии научной мысли в рамках рассматриваемой им проблемы. Необходимо определить основные логические линии в развитии представлений о предмете исследования, а также актуальные сегодня подходы к вопросу. Затем осуществляется идентификация автора в рамках одного из направлений научных исследований, определяется современный уровень разработанности проблемы в рамках выбранного автором направления. Выявляются неисследованные области изучаемого явления, определяется актуальность и возможные направления их изучения. В случае необходимости конструируется идеальная модель изучаемого явления, определяется методология и осуществляется теоретическое обоснование предлагаемых методов исследования.

При написании первой главы (равно как и работы в целом) автор обязан давать ссылки на авторов и источники, из которых он заимствует материалы или отдельные результаты. Цитирование допускается только с обязательным использованием кавычек. Не допускается компилятивный пересказ текстов других авторов.

^ Во второй главе (10–12 стр.) студент должен сформировать и продемонстрировать умение планировать и проводить эмпирическое исследование.

В эмпирической части работы с исчерпывающей полнотой излагается собственное исследование автора с выявлением того нового, что он вносит в разработку проблемы или развитие конкретных направлений в соответствующей сфере психологии. Весь порядок изложения в работе должен быть подчинен цели исследования, сформулированной автором.

В первом параграфе описываются методология и методы исследования, схема построения исследования, выборка испытуемых.

Для описания известных методов и психодиагностических методик достаточно краткой аннотации и ссылок на соответствующую литературу. Необходимо обосновать выбор используемых методов и методик.

Рассмотрим некоторые ключевые категории, на которые следует ориентироваться в ходе осуществления эмпирической части исследования.

Выборкаэто ограниченная по численности группа объектов (в психологии испытуемых, респондентов), специально отбираемая из генеральной совокупности для изучения ее свойств.

Рекомендации по определению требуемого объема выборки:

  • Если необходимо сравнить 2 выборки, их общая численность должна быть не менее 4050 человек; численность сравниваемых выборок должна быть приблизительно одинаковой.

  • Если изучается взаимосвязь между какими-либо свойствами, то объем выборки должен быть не меньше 3035 человек.

  • Наибольший объем выборки необходим при разработке диагностической методики от 200 до 2500 человек.

В психологических исследованиях при использовании контрольной и экспериментальной группы численность обоих сравниваемых групп должна быть не менее 30 человек в каждой.

Состав выборки должен представлять генеральную совокупность, поскольку выводы, полученные в ходе исследования, предполагается в дальнейшем перенести на всю генеральную совокупность. Поэтому выборка должна быть репрезентативной. Автору курсовой работы необходимо использовать специальные приемы, позволяющие получить достаточную для исследователя репрезентативность выборки: простой случайный отбор и стратифицированный случайный отбор.

В последующих параграфах студентом описываются данные, полученные при помощи методик исследования. Автор работы должен статистически подтвердить достоверность полученных результатов, предложить психологическую интерпретацию данных и сравнить их с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ. При этом необходимо также изложить содержательный смысл статистических выводов, определить не только количественную, но и качественную их характеристику.

Для наглядного представления полученных в результате исследования данных используются различные приемы, облегчающие визуальный анализ полученной информации. К таким приемам относят таблицы, ряды распределений, графики, гистограммы.

Обычно в ходе исследования интересующий исследователя признак измеряется не у одного-двух, а у множества испытуемых. Кроме того, каждый объект характеризуется не одним, а целым рядом признаков, измеренных в разных шкалах. Поэтому результаты измерения для дальнейшего анализа чаще всего представляют в виде таблицы исходных данных (первичных данных). Каждая строка такой таблицы обычно соответствует одному объекту, а каждый столбец одному измеренному признаку. Данную таблицу рекомендуется помещать в приложение.

Таблица первичных данных



Ф.И.О.

Пол

Возраст

Тревожность

Самооценка

1

Иванов И.О.

М

12

16

16

2

Васильев К.К.

М

14

17

18

3

Розова М.И.

Ж

13

23

14













n

Петров Е.М.

М

12

22

10
  1   2   3   4



Похожие:

Методические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов 3-го курса специальности «психология» iconМетодические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов 2-го курса специальности «психология»
Д. Г. Дьяков, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической и консультативной психологии
Методические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов 3-го курса специальности «психология» iconМетодические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов 4-го курса
Д. Г. Дьяков, заведующий кафедрой методологии и методов психологических исследований факультета психологии учреждения образования...
Методические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов 3-го курса специальности «психология» iconМетодические рекомендации по выполнению курсовых работ. Дисциплина «Статистика» содержание курсовых работ
Курсовая работа по курсу “Статистика” выполняется для закрепления знаний и навыков применения статистических методов и приемов при...
Методические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов 3-го курса специальности «психология» iconМетодические указания по организации и методике проведения курсовых работ и контрольных работ 181
Методические рекомендации преподавателям по эффективным средствам, методам и технологиям обучения дисциплины 199
Методические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов 3-го курса специальности «психология» iconМетодические рекомендации по выполнению индивидуальных заданий по дисциплине «Делопроизводство и корреспонденция» для студентов специальности
Методические рекомендации по выполнению индивидуальных заданий по дисциплине «Делопроизводство и корреспонденция» для студентов специальности...
Методические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов 3-го курса специальности «психология» iconМетодические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Делопроизводство и корреспонденция» для студентов
«Делопроизводство и корреспонденция» для студентов специальности 080401 всех форм обучения / Т. И. Макрушина; Алт гос техн ун-т,...
Методические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов 3-го курса специальности «психология» iconУчебное пособие по разделу «Психология личности» курса «Общая психология» для студентов специальности Г. 07. 01. 00 Психология
Охватывают большую часть психологии личности. Они заставляют человека действовать по логике предрасположенности. Суть этой логики...
Методические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов 3-го курса специальности «психология» iconМетодические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров» для студентов
«Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров» для студентов специальности 080401 всех форм обучения / Т. И. Макрушина;...
Методические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов 3-го курса специальности «психология» iconМетодические рекомендации по выполнению практических работ по предмету «Химия»
Методические рекомендации предназначены для проведения практических работ на занятиях по органической и общей химии
Методические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов 3-го курса специальности «психология» iconМетодические указания студентам очной формы обучения по выполнению управляемой самостоятельной работы по дисциплине
Льного эксперимента. Поэтому данный курс ориентирован, с одной стороны, на методологическую подготовку студентов к проведению различного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cl.rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы